Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фаза продуктивно работающей группы




Фаза агрессии

2-я фаза: конфликты и протест.

Это реактивная фаза группового развития. Поведение участников значительной степени определяется их реакцией на собственную принадлежность к группе. Если вначале подчеркивалась общность между членами группы, то теперь более важными становятся отличия. Часто выражаются агрессивные чувства (злость, гнев, раздражение) и чувство печали. Задачи, стоящие перед членами группы, связаны с движением от ощущения «Мы» к ощущению «Я», противопоставленного другим, к ощущению себя личностью, стремящейся к удовлетворению своих потребностей. Когда эта тенденция достигает своей «проработанности», группа постепенно находит более или менее устойчивый баланс между принадлежностью каждого участника к группе и занятием им своего, индивидуального места в ней.

Эта фаза характеризуется конфликтами между членами группы и группы с руководителем. Наблюдается соперничество, “борьба за власть”, кристаллизация ролей на активные и пассивные, доминирующие и подчиняющиеся. В этой фазе возникает вполне обоснованная враждебность, протест и “бунт” против ведущего группы. На этой фазе группа восстает против своего кумира. Члены группы испытывают глубокое разочарование по поводу необоснованных ожиданий и надежд на терапевта. Агрессивные чувства к терапевту возникают тогда, когда он принимает роль авторитарного лидера, либо когда отказывается руководить группой и представляет ее собственной инициативе. Наиболее отрицательную реакцию вызывают те ведущие группы, которые не объясняют смысла, не формулируют целей и задач и этим сводят на нет ожидания группы. Группа может считать психолога врагом, неприятным и злым человеком. Она переносит на него ответственность за свое разочарование.

 

3-я фаза: сплоченность и сотрудничество.

В этой фазе снижается напряжение, возрастает сплоченность, потребность в чувстве своей принадлежности к группе. Возникают общие нормы и ценности. Теряет свое значение проблема авторитета и лидера, повышается ответственность и активность членов группы, способность к групповой деятельности и совместной работе. Центральной темой является разговор о себе и остальных членах группы с открытым выражением чувств. Группа вселяет в индивида чувство безопасности, предоставляет защиту, чтобы он смог открыться.

Работая с группой, психотерапевт учитывает два полюса: один связан с группой как целым, другой – с личностью каждого из участников. Дж.С.Рутан и У.Н.Стоун предложили концепцию групповой динамики, интегрировавшую внутригрупповые процессы и индивидуальные терапевтические возможности членов группы.

После этого возникает третья стадия фаза зрелой группы. Дж.С. Рутан и У.Н.Стоун приводят шесть критериев зрелой группы.

1. Зрелая группа использует внутригрупповые взаимодействия как основной источник обучения и лечения. Накапливающийся групповой опыт помогает членам группы обращать внимание на повторяющиеся паттерны взаимодействий друг с другом.

2. Члены группы развивают способность различать, является ли обсуждение внегрупповых событий моментом сопротивления или частью терапевтической работы.

3. Несмотря на продолжающиеся проявления трансферентных реакций, участники помогают друг другу замечать и корригировать искажения межличностного восприятия, направленные на ведущего и на других учас­тков.

4. Члены группы развивают в себе способность отличать выражение чувств от деструктивных атак.

5. Участники принимают как проявления силы, так и проявления слабости других членов группы и ведущего. Кроме того, они научаются видеть бессознательные аспекты мотивации поведения и более терпимо относиться друг к другу.

6. Члены группы научаются тому, что поведение можно рассматривать как в межличностном, так и внутриличностном плане, и стремятся реагировать на направленные на них транзакции из двух позиций: как реципиент поведения (внешний наблюдатель) и в плане эмпатического понимания внутреннего смысла поведения (внутренний наблюдатель).

Таким образом, групповая динамика в вышеприведенной концепции описывается как последовательность эмоциональных реакций членов группы на их включенность в социальное целое, и это можно рассматривать как попытку хотя бы частичного ответа на вопрос соотношении групповой и индивидуальной динамики. Если принять позицию авторов, то выделение трех фаз вполне закономерно. Первая фаза включает в себя акции на вхождение в группу и содействует образованию чувства принадлежности к социальному целому. Вторая фаза состоит уже из реакции на чувство принадлежности (на первую фазу) и содействует ощущению своей автономии; стабилизация обеих полярных тенденций приводит к образованию зрелой работающей группы. Кроме того, еще одной сильной стороной этой модели является вычленение конкретных характеристик фазы зрелой группы.

Некоторые психологи прорабатывают все фазы развития группы. В первой фазе, когда члены группы ждут от психолога совета и помощи в решении своих проблем, психолог никак не реагирует на их ожидания, отказывается от руководства и намеренно повышает напряжение в группе. Во второй фазе психолог провоцирует группу на открытую конфронтацию с ним путем “раскалывания” постепенно возникающего единства и сплоченности группы, в результате чего группа, разочаровавшись в нем, начинает обвинять его во всех своих бедах. В третьей фазе, когда формируются групповые нормы и возникает чувство сплоченности, группа уже не зависит от ведущего и может плодотворно работать самостоятельно. Таким образом, в процессе развития группы ведущий последовательно переходит из позиции “альфа” через позицию “противника” в позицию “бета”.

Существует другая точка зрения. Так, Кратохвил сомневается, что ради конструктивной работы группа должна пройти через стадию агрессивности к ведущему. Возможен альтернативный вариант: ведущий, пользуясь своим авторитетом, организует и направляет активность группы, помогает ей выработать собственные нормы и стиль работы, а затем постепенно из активного руководителя (лидера) переходит на позицию наблюдателя. Можно с самого начала стимулировать и групповую сплоченность с помощью различных технических приемов, устранять изначальную неуверенность группы предоставлением ясной и точной информации.

 

Литература:

  1. Карвасарский Б.Д., Ледер С. Групповая психотерапия / Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. - М.: Медицина, 1990. - С. 12 - 187.
  2. Роджерс К. О групповой психотерапии / К.Роджерс. - М.: Гиль-Эстель, 1993. - 224 с.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2000. – 384с.
  4. Словарь практического психолога/ Составитель Головин С.Ю. – Мн.: Харвест, 1998.- 800с.
  5. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2000. – 272с.
  6. Ялом И.- Групповая психотерапия. / И. Ялом - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- 416с.
  7. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256с.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите и охарактеризуйте фазы развития группы.

2. Обозначьте позицию тренера на разных стадиях развития группы.

3. Что такое «псевдосплоченность»? На какой стадии развития группы возникает, чем характеризуется?

4. Какая фаза развития характеризуется поиском участниками своего места в группе и конфронтацией за определенные роли?

5. На какой фазе развития возникает феномен «борьбы за власть» с тренером?

6. Перечислите критерии «зрелой группы».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.