Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качественный и количественный состав групп




Перед каждым групповым терапевтом стоит вопрос: кого следует, а кого не следует включать в психотерапевтическую группу. Большинство психотерапевтов сходятся во мнении, что участниками группы могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами. Хотя, как отмечает К.Рудестам, ссылаясь на Лакина, "к неподходящим для группового опыта кандидатам относятся лица, которые под давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными; лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь сильные чувства к другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми, и лица с низкой самооценкой, которые постоянно ждут успокаивания."

Некоторые авторы считают совершенно недопустимым "включение в одну группу людей, находящихся за ее пределами в служебных или каких-либо иных отношениях (этот запрет не распространяется на ситуации семейной терапии)" (Г.С.Абрамова, 1994, с.220). Это утверждение нельзя считать безусловной истиной. Однако при работе в таких группах перед ведущим появляются дополнительные трудности, связанные с необходимостью преодоления сложившихся стереотипов отношений.

Многие групповые психотерапевты проводят предварительную психологическую диагностику потенциальных участников группы - чаще всего во время предварительной консультации или собеседования. Важно не допустить включения в группу тяжелых психически больных, дабы не спровоцировать рецидивов.

Количественный состав психотерапевтических групп

Относительно оптимального количества участников группы нет единства мнений, так как количественный состав и структура группы зависят от ее цели. Группы, ориентированные на обучение, могут допускать большее число участников, нежели тренинги, целью которых в первую очередь является личностное развитие.

На практике число членов психотерапевтической группы колеблется от 3 до 30 человек. Таким образом, минимум участников психотерапевтической группы, включая группового психотерапевта, составляет четыре человека. Когда группа слишком мала, она перестает работать как группа, а ее участники занимаются индивидуальным консультированием или психотерапией в групповых условиях.

Возможно создание малых (до 10 человек), средних (от 11 до 20 человек) и больших (от 21 до 30 человек). Классическая психотерапевтическая группа находится на границе малой и средней и насчитывает обычно от 8 до 12 участников.

Келлерман (1979) сформулировал "правило восьми", согласно которому число участников не должно превышать восьми человек, поскольку в противном случае возникает тенденция к распадению на более мелкие подгруппы. Группы личностного развития (и в частности развития самосознания) предполагают все же большее количество участников. Оптимальным для такой группы принято считать двенадцать - пятнадцать участников. Такое количество дает возможность свободного взаимодействия каждого с каждым; кроме того, имеет организационные преимущества: двенадцать делится на два, три, четыре, что позволяет создавать разнообразные подгруппы. Последний аспект представляется чрезвычайно важным, поскольку при проведении многих упражнений, требующих работы в "двойках", "тройках", "четверках", ведущий может столкнуться с проблемой нехватки людей в подгруппах.

Многие ведущие групп считают, что психотерапевтическая и развивающая работа в больших группах гораздо менее эффективна, поскольку не позволяет организовать достаточное число интеракций между участниками и не дает возможности проявить активность в одинаковой степени. Когда количество участников превышает 20 человек, резко снижается уровень продуктивной обратной связи, уменьшается время, уделяемое каждому участнику группы, уменьшается эффективность терапии.

Гомогенность - однородность, сходство, совпадение каких-то характеристик и свойств. Гетерогенность - различие между характеристиками и свойствами объектов или субъектов (вплоть до диаметральной противоположности). О каких параметрах идет речь, когда говорится о гомогенности и гетерогенности? Прежде всего, имеются в виду следующие:

1) пол;

2) возраст;

3) образование;

4) уровень интеллекта;

5) социальный статус;

6) социокультуральный уровень;

7) тип личности и стиль поведения;

8) психологические проблемы;

9) убеждения и ценностные ориентации;

10) цели участия в группе;

11) основные виды конфликтов и др.

В литературе содержатся противоречивые данные о том, какая группа действует оптимально - та, в которой участники сходны между собой по ряду параметров, или та, в которой участники сильно различаются.

В достаточной степени ясно, что однородные по своему составу группы изначально более склонны к сплоченности, психологическая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. На это указывает, например, И.Ялом. Однако, с точки зрения К.Рудестама (1993), главным недостатком гомогенных групп является недостаточная почва для споров. Это приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, порой являющихся необходимыми для успешной работы группы.

По мнению многих специалистов в групповой психотерапии (Беннис и Шеппард, Витакер и Либерман и др.), гетерогенность выступает условием продуктивности функционирования группы, особенно если она связана с различием личностных конфликтов, способов их преодоления, типов личности и переживаемых эмоций. Кроме того, гетерогенность группы можно рассматривать как ситуацию, моделирующую реальные системы отношений участников в окружающем мире. Конечно же, вред группе может нанести большая разница в возрасте участников, в уровне их образования и интеллекта, в социальном статусе и жизненных позициях. Вместе с тем в социальной психологии хорошо известно возрастание продуктивности групповой работы в случае определенного сочетания людей разных типов и разных взглядов.

Особенно деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин. "Чисто женские" и "чисто мужские" группы также имеют свою специфику, связанную с полоролевой идентификацией не только отдельных участников, но и группы в целом.

По-видимому, наибольшее значение имеет гомогенность группы в отношении психологических проблем и возраста (выше уже говорилось, что нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати). По мнению К.Рудестама (1993), группам с коротким курсом занятий, а также тем группам, чьей функцией является эмоциональная поддержка, показана большая гомогенность (сходство между участниками); группам, ориентированным на длительную работу, целью которой является выработка межличностного понимания, полезна в большей степени выраженная гетерогенность.

 

Литература:

  1. Карвасарский Б.Д., Ледер С. Групповая психотерапия / Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. - М.: Медицина, 1990. - С. 12 - 187.
  2. Роджерс К. О групповой психотерапии / К.Роджерс. - М.: Гиль-Эстель, 1993. - 224 с.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2000. – 384с.
  4. Словарь практического психолога/ Составитель Головин С.Ю. – Мн.: Харвест, 1998.- 800с.
  5. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2000. – 272с.
  6. Ялом И.- Групповая психотерапия. / И. Ялом - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- 416с.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто может быть участником тренинга?

2. Какое количество участников тренинговой группы можно считать оптимальным?

3. Охарактеризуйте понятия «гомогенность» и «гетерогенность».

4. Назовите факторы, деструктивно влияющие на работу тренинговой группы.

5. Какие условия обеспечивают продуктивную работу группы?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.