Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фаза адаптации




Стадии развития группы

Как формирование подгрупп влияет на функционирование группы?

 

 

Фазы развития психотерапевтической группы определяются, прежде всего, сменой преобладающих типов взаимодействия и взаимоотношений между участниками группы, основным типом групповых интеракций. Все описанные выше процессы и элементы групповой динамики являются важнейшими темами групповой дискуссии, что позволяет выя­вить значимую проблематику пациента за счет анализа особенностей его взаимодей­ствий и взаимоотношений с другими людь­ми и способствует осознанию индивидом своих межличностных отношений. Важной общей чертой работы психотерапевтических групп является их стадиальность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы. Как правило, можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную.

Большинство авторов, в основе классификации которых положены общегрупповые переменные, выделяют 3-4 стадии развития группы. Эти описания имеют больше сходства, чем различий, что позволяет говорить об относительно едином понимании процесса групповой психотерапии. Различные авторы выделяют разные стадии развития группы в зависимости от основания на котором они выстраивают свои периодизации: внутригрупповые процессы; характер взаимодействия участников; контекст индивидуальных изменений.

Таблица 1.

Представления различных авторов о стадиях развития психотерапевтической группы

Автор классификации Фазы развития группы    
  I II III IV
И.Ялом(1970), Кратохвил (1978) ориентация и зависимость конфликты и протест сплоченность и сотрудничество ___
Дж.Рутан, У.Стоун формирование Реактивная фаза Фаза зрелой группы ___
В.Ю.Большаков знакомство Стадия агрессии Стадия устойчивой работоспособности Стадия распада группы
Карвасарский Б.Д. Период образования группы Агрессия и борьба за лидерство Процесс структурирования группы Фаза активно работающей группы

 

Таким образом, на основе вышеописанных классификаций можно выделить следующие фазы, которые проходит закрытая группа в своем развитии:

1-я фаза: ориентация.

Содержание фазы: начало работы пациентов в группе; знакомство друг с другом; ориентация на тренера (терапевта) и зависимость от него. Задачи группового тренера: коррекция установок и ожиданий относительно тренинга; передача ответственности за процесс и результаты самим участникам группы; снижение группового напряжения. В литературе можно встретить различные названия этой фазы: «фаза ориентации и зависимости», «фаза пассивной зависимости», «регрессивная фаза», «фаза неуверенности», «фаза псевдоинтеграции», «фаза напряжения», «фаза поиска смысла» и др. Попав в группу, участники пытаются сориентироваться в новой ситуации. Группа встревожена, обеспокоена, неуверена и одновременно зависима.

Первая стадия представляет собой фазу формирования группы. Главные задачи, стоящие перед участниками на первой стадии работы группы, состоят в формировании группы и тестировании степени своей принадлежности ней. На этой фазе возникает тревога, связанная с необходимостью расширения своих личных границ. Недирективность ведущего и отсутствие четкой структуры создают некоторую неопределенность. В этой ситуации члены группы регрессируют к значимой стадии их личностного развития и, используя выработанный в тот возрастной период стиль межличностного взаимодействия, стремятся сформировать такую группу, в которой они чувствовали бы большую безопасность для продолжения личностной работы. В «миру» участники группы являются членами различных социально-психологических групп – семья, группа сверстников (во дворе, на работе, в университете и т.д.), трудовой коллектив, членство в различных клубах и т.д. Часто, занимаемое место в этих группах не соответствует представлению индивида о себе и о том, как он мог бы себя позиционировать в группе. Членство в новой группе открывает перед участником перспективы проявить себя по-другому, не так как обычно он это делает, у него создается надежда занять более выгодное место в групповой «иерархической решетке».

На этой фазе очень важно прояснить ожидания и установки членов группы относительно тренинга или групповой терапии. Эти установки нередко бывают реалистичными, однако встречаются чересчур оптимистичные и нереальные ожидания, а также пессимистичные, основанные на недоверии, амбивалентности в отношении тренинга (терапии) и группы. Кроме того, у членов группы часто отсутствуют адекватные представления о групповой терапии, психотерапии вообще и о тренинговой работе в частности.

Участники группы ожидают, что ими будут руководить, пытаются перенести всю ответственность на группового психотерапевта (тренера). Они обращаются к нему за инструкциями, требуют активных действий, информации, объяснения целей и намерений, идеализируют ведущего и переоценивают его. Несоответствие поведения терапевта (тренера) ожиданиям участников вызывает у них беспокойство и тревогу, усиленные наличием внутриличностных и межличностных проблем. Это приводит к высокому уровню напряжения на первой фазе развития группы.

На этой фазе иногда наблюдается феномен псевдосплоченности, который представляет собой псевдотерапевтическую, неконструктивную активность членов группы. Псевдосплоченность может проявляться в трех формах:

· «псевдоэмоциональная поддержка», основанная на ощущении уникальности страданий собравшихся в группе людей на фоне остального человечества;

· «научность», связанная с выдвижением и обсуждением группой концепций нарушений человеческой психики, механизмов общения, развития болезней;

· «псевдоконфронтация», вызванная длительной концентрацией внимания группы на отличном от всех остальных участнике (Карвасарский).

Характерной особенностью данной фазы является убежденность членов группы в том, что главное средство помощи – это взаимные советы на рациональном уровне. Это происходит из-за недооценки важности друг друга и надежды на всемогущество терапевта (тренера).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.