КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура группы, групповые роли и проблемы лидерства
Структура группы является одновременно формальной и неформальной. Неформальная структура складывается гораздо медленней формальной, поскольку определяется межличностным выбором, аттрактивностью членов группы друг для друга. Роль – это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте. Гибкость ролевой тактики требует от участников принятия в группе ролей, не свойственных им в реальной жизни. Для того чтобы расширить набор способов поведения в различных ситуациях. С развитием группы возникают различные групповые роли. Роли, характерные для каждого из участников в реальной жизни, проявляются на ранних стадиях развития группы. Разные члены группы занимают различные позиции в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, осознают и исполняют различные роли. Дж. Морено, создатель социометрии, различал в группе две роли лидера: по способности к руководству и по популярности (“звезда”) – и роль “козла отпущения”. И. Ялом выделяет 2 основные роли - “технического эксперта” и “эталонного участника”. Шиндлер (Schindler R., 1957) описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли. Альфа — лидер, который признается группой. Альфа побуждает группу к активности, придает ей уверенность и решительность, составляет программу работы, направляет. Бета — эксперт, имеющий специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно. Гамма — преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляется с Альфой. Омега — самый «крайний» член группы, который отстает от коллектива по причине неспособности, отличия от остальных или страха. Для описания межличностного поведения в группе используется большой перечень стереотипных ролей – добродетельный моралист, жалобщик, страж демократии, тиран, провокатор, мятежный лидер, соблазнитель, эксгибиционист, истерик, сексуальный тип, фаворит, примерный тип, противник, оппозиционер, монополист, монопольный оратор, мученик, квазипсихотерапевт, любимчик, шут, «козел отпущения», агрессор, провокатор, защитник, нытик, правдолюбец, блюститель демократии и пр. (Келлерман). Таблица 2. Типологическая структура распределения групповых ролей
Для невротических пациентов характерны достаточно стереотипные роли. Психотерапевтическая группа предоставляет возможности для их выявления, коррекции и расширения ролевого диапазона и репертуара. При помощи факторного анализа все роли и виды группового поведения сводятся до нескольких основных измерений. Одна из наиболее общих классификаций – классификация Т.Лири, основанная на двух ортогональных биполярных осях – "гнев-любовь" и "сила - слабость". Позднее Келлерман выделил восемь основных типов ролей, распределенным по парам противоположностей: романтик – буквоед, невиновный – козл отпущения, ментор – ребенок, сектант – объединитель. Р.Бейлз выделяет две функции поведения, необходимых для успешного существования группы: функции решения задач и функции оказания поддержки. Функции задачи мобилизуют группу для достижения определенных целей (роли: инициирующий, разрабатывающий, координирующий, ориентирующий, оценивающий-критикующий, побуждающий к действию). Функции поддержки способствуют межличностному объединению и сплоченности, которые облегчают достижение групповых целей (роли: поощряющий, гармонизирующий, идущий на компромисс, охраняющий и выполняющий, устанавливающий стандарты, пассивно следующий). Эффективная группа нуждается в равновесии положительного поведения, связанного с функциями задачи и поддержки. Таблица 3. Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки
В группе стремятся распознать роли каждого из участников, так как часто они повторяют стереотипные, стойкие, малоадаптивные паттерны поведения в групповом пространстве. Распознавание ролей достигается посредством обсуждения, предоставлением обратной связи и принятием противоположных ролей, что позволяет научить индивида различным способам поведения, новым ролям, отличным от тех, к которым он привык. Гибкость ролевого поведения, кроме прочих факторов, зависит от групповых норм. Лидерство в группе — важная составляющая групповой динамики, тесно связанная с проблемами руководства, зависимости, подчинения и соперничества. Отношение к психотерапевту, который является формальным лидером коллектива, может изменяться на разных фазах развития психотерапевтической группы. Роль неформального лидера в группе также не является стабильной. Соперничество, борьба за власть занимают существенное место в групповом процессе. Во взаимоотношениях с лидером участники проявляют собственные амбивалентные тенденции и установки, связанные с проблемами ответственности, безопасности, самостоятельности, руководства, зависимости.
Литература:
Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте определение формальной и неформальной структурам группы. 2. Для чего нужно определение ролей участников группового процесса? 3. Охарактеризуйте функции оказания поддержки и решения задач. 4. Определите ролевые типы, претендующие на неформальное лидерство в группе.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |