Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы группы




Читайте также:
  1. Акцентологические нормы
  2. Акцентологические нормы (нормы ударения)
  3. Амортизация основных фондов сущность, нормы, методы, назначение
  4. Банк. Нормы обязательных резервов. Банковский мультипликатор
  5. Большие группы
  6. Большие социальные группы
  7. В зависимости от функциональных особенностей отрасли права выделяют нормы процессуальные и материальные.
  8. В полуавтоматах этой группы зону дуги и сварочную ванну защищают с помощью флюса.
  9. Важнейшие нормы российского законодательства о налогах и сборах
  10. Вариативность нормы.
  11. Введение карбонильной группы в ароматическое ядро
  12. Вертикальные столбцы — группы элементов, сходных по свойствам

 

Групповые нормы — это совокупность правил и требований, «стандартов» пове­дения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между ее участниками. Нормы могут быть явными, четко проговоренными и скрытыми, но они всегда имплицитно присутствуют в любой группе.

Групповые нормы определяют, что допус­тимо и недопустимо в группе, какое поведение желательно, а какое нежелательно. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при воз­никновении новых сложных групповых ситуаций, но без их согласования не может быть организованной активности. Мерой принятия участниками групповых норм может быть усилие, прилагаемое группой для их сохранения и защиты. Принятые группой правила поведения определяют взаимодействия участников и позволяют применять санкции в отношении неприемлемых для данной группы способов поведения. Участники, не действующие в соответствии с нормами, могут служить помехой при достижении групповых целей.

Ведущий группы с самого начала знакомит участников с некоторыми принципами работы, отвечающими психотерапевтическим задачам. Те или иные нормы начинают действовать в группе с первого мгновения ее функционирования. Подчинение групповым нормам иногда является необходимым условием поддержания порядка, достижения групповых целей, эффективного взаимодействия в группе. Некоторые группы специально разрабатывают систему вознаграждений за подчинение нормам и наказания за отклонения от них, придерживаясь мнения, что норма без санкции ничто. Члены сплоченных гармоничных групп больше склонны принимать групповые нормы.

К психотерапевтическим нормам обычно от­носят:

искреннее проявление эмоций (в том числе по отношению к психотерапев­ту), открытое изложение своих взглядов и позиций, рассказ о своих проблемах (принцип откровенности и искренности);

· при­нятие других и терпимость по отношению к их позициям и взглядам;

· активность, стрем­ление избегать оценочных суждений и пр.;

· отказ от использования "ярлыков";

· контроль поведения (обо всем можно говорить, но не все можно делать);

· принцип ответственности;

· правило "стоп";

· соблюдение конфиденциальности;

· "толерантность" и другие.

Подчинение групповым нормам связано с такими групповыми переменными, как статус участника группы. Так, участник с низким статусом в группе будет демонстрировать соответственно низкую степень подчинения нормам, со средним – достаточно высокую и высокую, с высоким статусом – как правило, высокую, но при определенных условиях она может снижаться. Например, при завоевании лидерства индивид может подчеркнуто придерживаться норм и демонстративно обращать внимание других участников на нарушение норм другими, но потом, став лидером, он может провозгласить, что лидер может сам нарушать нормы.



Иногда в группе возникают антитерапевтические нормы. К таким нормам можно отнести:

· посвящение целых занятий каждому из участников по очереди. Такой формат тормозит взаимодействие между членами группы.

· подталкивание членов группы к преждевременному самораскрытию. Участники могут испытывать острую тревогу, особенно если групповой процесс переходит в "оргию самораскрытия".

· возникновение очень тесного, "камерного" коллектива, при котором исключаются выпадающие участники и не допускаются новые члены.

· работа над одной темой в течение целого занятия, даже если эта тема не поддерживается участниками.

Нормы предполагают создание системы искренней обратной связи между членами группы, хотя стиль и способ предложения и получения обратной связи могут различаться. Важная проблема в психотерапевтической группе формирование собственно психотерапевтических норм и преодоление, изживание «антипсихотерапевтических».

Принятие групповых норм может быть только единогласным. В случае несогласия одного участника с той или иной нормой, остальным участником предстоит либо убедить его принять норму, либо отказаться от принятия этой норму. В противном случае, участники, не принимавшие норму, могут ее не исполнять.

 

Литература:

  1. Карвасарский Б.Д., Ледер С. Групповая психотерапия / Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. - М.: Медицина, 1990. - С. 12 - 187.
  2. Роджерс К. О групповой психотерапии / К.Роджерс. - М.: Гиль-Эстель, 1993. - 224 с.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2000. – 384с.
  4. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2000. – 272с.
  5. Ялом И.- Групповая психотерапия. / И. Ялом - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- 416с.
  6. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256с.
  7. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С. Прутченков. - М.:ЭКСМО-Пресс, 2001.- 640с.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Для чего нужны нормы и правила в группе?

2. Назовите нормы, присущие психотерапевтической группе и неприемлемые в тренинговой группе.

3. Приведите примеры нелегализованных норм, имплицитно присутствующих в группе (вашей тренинговой группе).

4. Сформулируйте нормы своей тренинговой группы.

 





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.163.210.170
Генерация страницы за: 0.007 сек.