Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Курс «Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга» входит в программу специальных дисциплин учебного плана




Курс «Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга» входит в программу специальных дисциплин учебного плана, предусматривающую подготовку дипломированных специалистов по специализации «Логопедия. Специальная психология». Целью курса является освоение теоретических и методических основ социально-психологического тренинга, знакомство с общими представлениями о групповой работе, а также с различными видами групповой психологической работы. Социально психологический тренинг (СПТ) является областью практической психологии, использующей активные методы групповой психологической работы. В настоящее время существует достаточно большое количество различных форм СПТ, во многом пересекающихся друг с другом. Многообразие форм и видов групповой работы обусловлено различными теоретическими подходами, которые берутся за основу при разработке программы каждого отдельного тренинга. Поставленные цели и задачи различные виды тренинговых групп решают с помощью использования определенных методов, приемов и техник СПТ. Социально-психологический тренинг входит в число, так называемых, активных методов обучения, которые используются в качестве альтернативы традиционным методам и формам обучения. С помощью традиционных методов нет возможности приобретения умений и навыков в различных областях знаний, так как в них приобретаются только теоретические знания, и отсутствуют возможности их практического закрепления. В тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы. Единство когнитивного, эмоционального, поведенческого паттернов в СПТ расширяет индивидуальный репертуар действий личности. СПТ в узком смысле можно рассматривать как активные формы групповой работы направленные на повышение коммуникативной компетентности личности. Данная цель реализуется в ходе тренинга через приобретение знаний в области межличностного общения, а также приобретения и закрепления коммуникативных навыков. Социально-психологический тренинг в широком смысле - это вся совокупность различных форм групповой работы и видов тренинговых групп, направленных на мобилизацию всего личностного потенциала индивида и, таким образом, способствующих личностному росту. Данная цель реализуется в ходе тренинга через активные процессы самопознания и самосовершенствования, которые происходят с каждым участником тренинговой группы. Самопознание расширяет границы собственного «Я» индивида, способствует формированию адекватной самооценки личности и построению реального «Я» образа. Самосовершенствование стимулирует процессы перестройки внутреннего и внешнего опыта индивида и способствует коррекции уже сложившегося потенциала личности.
В ходе СПТ имеют место обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты. Это расширяет области применения групповой работы, повышает ее ценность и увеличивает возможности. Социально-психологический тренинг в настоящее время является такой разновидностью психологической работы, которая показала свою эффективность и широко используется в практической работе психологами, социальными работниками, а также в процессе обучения и подготовки различных специалистов.

В социально-психологических тренингах используются:

- индивидуальные упражнения на управление своим телом, эмоциями;

- ролевые игры в малых группах;

- система домашних заданий, выступлений, дискуссий;

- приемы арттерапии, игротерапии, видеоматериалов и др.

В основе тренинговых программ – групповая дискуссия и ролевая игра – в различных модификациях и сочетаниях.

Для того чтобы тренинг получил признание и был успешным, он должен быть максимально целенаправленным и интенсивным; новые умения и навыки должны формироваться постепенно, с предоставлением широких возможностей для их закрепления. Перед аудиторией нужно ставить задачи, адекватные уровню возможностей участников, следует использовать непрерывную систему обратной связи и др.

В основе социально-психологического тренинга лежат принципы групповой психотерапии. В то же время содержательно методы воздействия, которые классифицируются как психотерапевтические, основываются на данных педагогики, социологии, физиологии, медицины, психологии и других наук. В настоящее время психотерапия даже территориально покидает стены клиник и начинает занимать место во внебольничной среде.

Поэтому на сегодняшний день принято различать понятие психотерапия в узко медицинском смысле как метод лечения (подобно физиотерапии, лечебной физкультуре) и в более широком, включающим в себя организацию труда и быта, профилактику психотравмирующих факторов и т.п. В последнем случае психотерапия тесно связана с такими понятиями, как психогигиена и психопрофилактика, т.е. с основными направлениями работы практического психолога. Именно поэтому знание и владение приемами психотерапии необходимо специалисту психологической профессии.

Таким образом, совершенно очевидно, что в своей работе практический психолог не может обойтись без знания и применения различных психотерапевтических приемов и воздействий. Поэтому целью курса «Теория и методика Социально-психологического тренинга» является знакомство студентов специальности «Логопедия. Специальная психология" с многообразными психотерапевтическими приемами, накопленными на сегодняшний день в психологической науке и практике для владения навыками и умениями оказания действенной психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней людям.

 

1. Исторический очерк развития групповой психотерапии

Со времен возникновения человечества люди собирались в группы, чтобы выживать в мире, развиваться, растить детей, передавать знания. Однако только в 20 веке группа стала предметом социально-психологического исследования.

До 19-20 столетия поведение людей в группах и способность групп оказывать лечебное воздействие систематически не изучались. Ранняя история психологических групп может рассматриваться как американское явление. Одним из первых специалистов в области так называемой “репрессивно-вдохновляющей” групповой терапии первой волны был Джозеф Пратт, бостонский врач-интерн, лечивший больных туберкулезом, которые не могли себе позволить пребывание в стационаре. Пратт собирал больных в группы, рассказывая им о гигиене, необходимости отдыха, свежего воздуха и хорошей пищи. Его пациенты вели дневники, свидетельствовавшие о положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому сплочению и заботе друг о друге. Первоначально Пратт рассматривал групповую форму в своей врачебной практике как экономически выгодную и не видел в ней терапевтических возможностей. Лишь спустя годы Пратт обратился к терапевтическому исследованию группового взаимодействия. В 1930 г. он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, ее воздействие сводится к эффективному влиянию одного человека на другого, и разработал методику групповой терапии для людей, не имевших соматических нарушений.

Большинство разработок в области групповой терапии возникли в русле основных теоретических направлений психологии – психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии. Однако академическая наука долгое время отрицала серьезность и важность исследования групповых форм работы. Современные тенденции развития группового движения ориентируются на конкретные потребности и проблемы клиентов. Широко используются идеи К.Левина (теория поля), В.Райха, Ф.Перлза, А.Эллиса.

Вторая волна развития групповой терапии связана с психоанализом. В 1925 году Т.Барроу, работавший с группами психоаналитическими методами, применил термин “групповой анализ”. Психоаналитически-ориентированную групповую практику развивали С.Славсон – организатор первых групп для детей и подростков и А.Вольф, в пику Барроу считавший более верным термин “анализ в группе ”.

Говоря о роли тех, кто внес свой вклад в современную групповую терапию, нельзя не назвать Я. Морено, основателя психодрамы. Именно ему приписывают введение в 1932 г. термина «групповая психотерапия». Морено также принадлежит приоритет в создании первой профессиональной организации групповых психотерапевтов в 1942 г.

Третий импульс развития групповой терапии связан с гуманистическим направлением в 60-е годы. Альфред Адлер попытался применить методы групповой психотерапии для охвата большего количества людей, основав центры групповых занятий. Последователи Фрейда Л.Уэндер и П.Шильдер первыми использовали психоаналитическое лечение в условиях группы. Такие терапевты, как К.Роджерс, были ориентированы на глубокое личностное взаимопонимание между членами группы и психологом. Групповая работа Роджерса показала, что общая характеристика всех подобного рода групп включает климат психологической безопасности, поощрение, выражение сиюминутных чувств и последующую обратную связь от членов группы. Роджерс смотрел на руководителя группы не столько как на специалиста, лечащего клиента, сколько как на равного партнера, формирующего спонтанные взаимоотношения "я - ты", не обремененные традиционными правилами и ограничениями. С именем Карла Роджерса обычно связывают движение энкаунтер-групп (групп встреч). Однако энкаунтер-группы, независимо от групповой терапии, имеют собственную историю. В рамках Американской Протестантской традиции и в меньшей степени в хасидистском иудаизме существовал групповой опыт, организованный для изменения отношения человека к себе и его поведения по отношению к другим. Техника состояла в работе небольшими группами более или менее равных людей, предполагающими честность и раскрытие, фокусировку на "здесь и теперь", создание теплой, поддерживающей атмосферы. Практиковались даже так называемые "марафоны" (групповая работа в течение ночи и следующего дня. Современные энкаунтер-группы возникли в Коннектикуте в 1946 г. в связи с учебной программой для лидеров обществ. Программа включала вечерние встречи обучающих и наблюдателей с обсуждением событий дня. Участники стали приходить и слушать, а иногда и участвовать в этих дополнительных встречах. Обучающие увидели, что наличие обратной связи с участниками обогащает опыт всех.

Большой вклад в развитие групповой психотерапии внес Курт Левин. Первые тренинговые занятия, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены его учениками в группах, которые были названы Т-группами. Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, собравшихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которая возникает вследствие их взаимодействия. К.Левину принадлежат знаменитые слова о том, что “обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности”.

Созданные на основе коннектикутских групп в 1947 году Национальные Учебные Лаборатории помогли расширить и развить Т-группы как средство управления в политике и промышленности. Участие в этих группах давало людям опыт наблюдения своего образа действий и возможность научиться отвечать на непосредственную обратную связь по поводу себя.

Отечественная групповая психотерапия с начала своего зарождения (середина 20-х) развивалась в основном в русле медицинской модели. Советские ученые, особенно гипнологи и физиологи, внесли большой вклад в изучение механизмов внушения, гипноза. При этом не использовались разработки зарубежных ученых в области психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы и т.д. В итоге в некоторых направлениях психотерапии, например в гипнологии, отечественная психотерапия продвинулись несколько дальше, а в других, особенно в части недирективных методов, наблюдался своеобразный "вакуум". С падением "железного занавеса" в страну хлынул поток теоретических наработок и практикующих групповых психотерапевтов с Запада.

В Беларуси групповое движение начало развиваться с середины 80-х годов. Идет процесс анализа теоретической базы зарубежной психотерапии, сущности зарубежных психотерапевтических методик. Многие модели групповой психотерапии базируются на зарубежных теоретических концепциях и их модификациях.

Литература:

1. Карвасарский Б.Д., Ледер С. Групповая психотерапия / Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. - М.: Медицина, 1990. - С. 12 - 187.

2. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С. Прутченков. - М.:ЭКСМО-Пресс, 2001.- 640с.

3. Роджерс К. О групповой психотерапии / К.Роджерс. - М.: Гиль-Эстель, 1993. - 224 с.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2000. – 384с.

5. Словарь практического психолога/ Составитель Головин С.Ю. – Мн.: Харвест, 1998.- 800с.

6. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2000. – 272с.

7. Ялом И.- Групповая психотерапия. / И. Ялом - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- 416с.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основоположника групповой работы.

2. Кому принадлежит введение термина «групповая психотерапия»?

3. Назовите и охарактеризуйте этапы развития групповой работы.

4. Что такое «марафон»?

 

2. Соотношение понятий “групповая психотерапия”,

"групповое психологическое обучение", "психокоррекция"

и “социально-психологический тренинг”

Психотерапия находится на стыке многих наук, прежде всего психологии, медицины, физиологии, философии, лингвистики, социологии. В то же время групповая психотерапия – это специальная область знаний, где практические навыки и их использование с лечебной целью опережают фундаментальные исследования по их обоснованию.

Групповая психотерапия располагает большим набором методов и методик. Однако совокупность этих методик не есть групповая психотерапия, как набор даже самых сложных хирургических операций еще не является хирургией. Чтобы стать групповым психотерапевтом, мало освоить многочисленные методические приемы (их сейчас более 3000); нужно научиться применять их осмысленно, а для этого важно понимать механизмы их воздействия, знать показания и противопоказания к их применению. Иными словами, нужно знать теоретические основы психотерапии. Без этого групповой психотерапевт, как и любой специалист, становится ремесленником.

Групповая психологическая работа — это обобщенное название для нескольких принципиально разных модусов психологической работы с группой. Для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы используется довольно большой круг терминов: терапевтические группы, психокоррекционные группы, группы опыта, группы личностного роста, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Границы области применения этих терминов весьма размыты. Часто группы одного и того же вида разные авторы называют по-разному. Подобное положение связано и с относительной новизной этой области практической психологии, и с тем что подобные группы работают на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Вследствие этого употребление любого термина является не вполне адекватным, поскольку иногда чрезвычайно трудно определить, где проходит граница между психотерапией, психокоррекцией, обучением и собственно личностным развитием.

Но наиболее рельефно выделяются три модуса групповой работы: групповая психотерапия, групповое психологическое обучение и групповой личностный тренинг (или тренинг личностного роста). Основанием для их объединения является то, что:

1)психолог во всех трех модусах работает с группой, а не с индивидуальным клиентом;

2)психолог использует в работе знания о закономерностях групповой динамики и феномены групповой динамики;

3)многие техники групповой работы могут использоваться во всех трех модусах, т.е. реальная групповая работа всегда является особым пересечением этих трех модусов;

4)некоторые принципы, сформулированные для одной из форм (модусов) работы (С.Н. Макшанов), вполне подходят для описания особенностей других модусов работы;

5)психолог, специализирующийся в одном модусе психологической групповой работы, легко овладевает другими модусами.

Конечно, между ними существуют и серьезные различия.

Групповая психотерапия – психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая группового психотерапевта, в лечебных целях. Основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только психотерапевт. Группа выступает как модель реальной жизни, где пациент проявляет те же отношения, установки, ценности, способы эмоционального реагирования, те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя. Работа с групповой динамикой позволяет создать в группе систему эффективной системы обратной связи. Обратная связь позволяет пациенту эффективнее и глубже понять себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и проявить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

Имеются и другие подходы к различениям форм групповой психологической работы. Например, Э.Берн внутри групповой терапии различает контрактную и личностную групповую терапию. В первом случае целью работы является облегчение болезненного симптома, по поводу чего и заключается в нужный момент контракт с пациентами. В личностной же групповой психотерапии терапевт, по мнению Берна, так или иначе проявляет личную (личностную) — «эстетическую или экзистенциальную» — заинтересованность в пациенте. Контракт с пациентами здесь также носит другой характер. Это контракт на психологическое сопровождение или даже на личностные изменения, но уж никак не контракт на работу с симптомами.

В. Каган различает две модели психотерапии — медицинскую и психологическую, в частности различая их цели. Если медицинская модель психотерапии направлена на ликвидацию симптома и возврат к норме индивидуального и социального функционирования, то психологическая — на разрешение внутренних проблем, индивидуальное развитие, оптимизацию качества жизни и личностный рост.

Несмотря на огромное множество различных школ и методик групповой психотерапии, относительно особенностей позиции руководителя — группового психотерапевта можно сказать следующее.

1.Это довольно директивная позиция. Директивность отражает неравенство позиционеров «врач—больной». Один всегда приказывает, ведет, дает, второй — подчиняется, берет.

2.Это программная позиция, в том смысле, что терапевт реализует разработанную им программу терапии, которая достаточно четко формулирует требования к каждому моменту работы.

3.Это позиция «вненаходимости»: терапевт себя лично исключает из процесса, который он сам организует.

Фактически это выглядит так, что групповой терапевт далеко не всегда принимает реальное участие в процедурах, которые он включает для своих пациентов в программу; организовывать их — да, но принять участие наравне с пациентами — нет.

Таким образом, позицию руководителя групповой психотерапии можно описать как директивную, программную и реализующую его «вненаходимость».

В постановке целей групповая психотерапия ничем не отличается от индивидуальной. Психотерапевт — один из самых щепетильных профессионалов. Ему известно, что многие психические заболевания, с которыми он имеет дело в своей работе, еще плохо изучены. Не всегда понятны этиология заболевания, стадии его манифестации, приемы лечения. Психотерапевт практически никогда не обещает пациенту: «Я вылечу вас».

Тренинг личностного роста, или личностный тренинг включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, так как его истоки лежат в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах. Термин “тренинг” имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга. Устоявшийся у нас в стране термин СПТ введен немецкими психологами для обозначения программ, направленных на приобретение социально-психологического опыта и повышения социально-психологической компетентности в процессе группового взаимодействия. Групповые методы такой ориентации имеют и другие названия: активная социально-психологическая подготовка (АСПО), активное социальное обучение, лабораторный тренинг и др.

Психолог-тренер никогда не сформулирует цель так: «Обеспечить личностный рост», поскольку знает, что личность развивается сама, самостоятельно. Психологи могут только способствовать, помогать, создавать условия для такого развития, но развивается личность сама. Да и условия для развития личности мы умеем создавать необходимые, но не умеем — достаточные. Поэтому цель тренинга личностного роста (как и личностных тренингов вообще) — создать условия для личностного роста участников тренинга.

Многочисленные психологические бизнес-тренинги, тренинги общения для школьников или для учителей и воспитателей и другие подобные психологические тренинги прочно вошли в нашу жизнь, как форма обучения. Когда говорят «психологический тренинг», «социально-психологический тренинг», «групповой тренинг», то имеют в виду именно психологическое обучение как метод работы психолога. Он одновременно наиболее знаком и понятен для непсихологов.

Метафора «личность—личность» дает возможность сформулировать первое и главное в позиции тренера в личностном тренинге — он максимально демократичен. Эта демократичность никогда не бывает абсолютной, но директивность в работе тренера здесь менее выражена и менее значима, чем в других формах групповой работы. Демократичность означает отказ от командования, от оценок, от навязывания и многое другое. Тренер в личностном тренинге принципиально неисключим из процесса, которых он организует. Это значит, что, создавая условия для личностного роста группы, он создает условия для своего личностного роста. Тренер в личностном тренинге — это довольно зрелая и по меньшей мере «проработанная» личность, но никак не личность, завершившая свой личностный рост и не заинтересованная в нем.

Критерий успешности личностного тренинга всегда субъективен. Тренинг должен переживаться его участниками и его руководителем как успешный. Или хотя бы какой-то одной из этих двух сторон взаимодействия. Ведь и личностный рост у них идет свой, уникально-разный. Нередко это отсроченный критерий успешности. Успешности часто нет на момент окончания личностного тренинга (правда, нет и субъективной неуспешности). Нечто, что субъективно связывается с тренингом и переживается как позитивное и детерминированное именно тренингом, часто происходит после тренинга, за его пределами.

Групповое психологическое обучение всегда есть формирование узкого или максимально общего навыка общения. Примерами подобного рода работы являются многочисленные варианты так называемых бизнес-тренингов:

тренинг общения с детьми, подростками и взрослыми;

тренинг родительской компетентности или детско-родительских отношений;

тренинг педагогического общения в различных его формах, и многое другое.

Об особенностях позиции руководителя в групповом психологическом обучении можно сказать, что эта позиция сходна с позицией психотерапевта в групповой психотерапии:

· директивная (делай то, что я сказал);

· программная (делай то, что надо по методике);

· реализующая принцип «вненаходимости» («Я сам не нуждаюсь в формировании новых навыков общения и сензитивности: у меня они отработаны уже сто лет назад, а если что и исчезло к этому моменту, то все равно, я учитель, а ты — ученик. Ученик учителя не учит»).

Критерием успешности является сформировавшийся или нет новый частный или обобщенный навык общения. Существуют выпускные зачеты, и даже есть что-то вроде ситуативных тестов, чтобы проверить, сформировались ли желаемые навыки. «Плюс-минус» навык — вот критерии успешности работы в этом модусе. Если минус, то обучение было неуспешным и его необходимо повторить, может быть даже поменять методику тренинга.

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.

На основании такого разграничения понятий можно вывести типологию психологических групп, с которыми работают психологи, психологи-тренеры и психотерапевты. До сих пор не существует однозначной типологии психо­логических групп. Даже среди профессионалов в облас­ти образования, психологии и психотерапии такие термины, как группа поддержки, групповая терапия, групповое консультирова­ние и групповое руководство, не имеют однозначного толкова­ния. Ассоциация специалистов по групповой работе (АSGW), под­разделение Американской психологической ассоциации, предложила следующую классификацию основных типов групп (АSGW, 89): рабочие (группы, созданные специально для реше­ния какой-то конкретной непсихологической задачи), обучающие, консультационные, психотерапевтические.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.