Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контингент участников групповой психотерапии




УЧАСТНИКИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Котерапевты.

(1, 38: 11, 463-469)

Часто группой руководят два терапевта, или тренера. С одной стороны, в этой работе много преимуществ, с другой – потенциальных опасностей. Преимуществами формата котерапии являются:

· дополнение и поддержка терапевтами друг друга;

· расширение когнитивного диапазона;

· расширение спектра возможных реакций переноса;

· присутствие коллеги дает ГТ возможность получить от него обратную связь.

Предпочтительнее, чтобы один из руководителей был мужчина, второй – женщина. Для многих пациентов полезно видеть перед глазами модель сотрудничества между мужчиной и женщиной, относящихся друг к другу с уважением, без разрушительного соперничества.

Формат котерапии особенно полезен для начинающих ГТ. Проработка котерапевтов (иногда с супервизором) своих отношений друг к другу ощутимо способствует их профессиональному и личностному росту. Задачи начинающих терапевтов – отделение от наставника, определение себя как личности, избежание разрушительного соперничества.

Возникают вопросы: могут ли котерапевты спорить, выражать разные взгляды или должны всегда соглашаться? Нужно ли им скрывать или обсуждать свои конфликты? В зависимости от выбранных позиций они могут выражать или не выражать взаимные неудовлетворенность и несогласие. Однако они должны постоянно контролировать свое поведение и не допускать, чтобы их соперничество использовалось группой в нетерапевтических целях. На первых сессиях разногласия между терапевтами могут принести вред, однако позже могут способствовать терапевтическому процессу.

Важно, чтобы котерапевты говорили на одном терапевтическом языке. Также важно, чтобы выбор котерапевта был правильным. Лучше вести группу в одиночку, с хорошей супервизией, чем работать с несовместимым партнером.

В группах, работающих под руководством котерапевтов, часто возникает феномен, известный как "внесение раскола". Некоторые пациенты реагируют попыткой вбить клин между котерапевтами, подобно попытке детей посеять раздор между родителями. На подобном процессе нужно акцентировать внимание и анализировать его, так как это свидетельствует об острых конфликтных установках по отношению к фигурам носителей авторитета. Иногда группа раскалывается на подгруппы сторонников одного и другого терапевта. На этот процесс следует обратить внимание и открыто его обсудить.

 

(4, 75-112)

Для планирования ГТ необходимо знать:

· с каким контингентом вы собираетесь работать;

· как вы надеетесь помочь людям, отобранным из данного контингента;

· является ли группа подходящим средством помощи этим людям;

· если является, то следует ли работать самостоятельно, с ко-терапевтом или социальным работником.

Планирование связано с поиском ответа на вопрос: какой тип группы, аким образом структурированной и руководимой поможет данному контингенту?

Д.Витакер на основе обобщения практического опыта выделиласледующие категории контингентов:

1. Адекватно функционирующие люди, которых по обычным меркам можно считать "нормальными", но сейчас их жизнь или личность находится под угрозой, например:

· люди, которым предстоит сложная операция;

· люди, заболевшие тяжелой болезнью;

· люди, ставшие жертвой несчастных случаев;

· потерявшие зрение или слух (так называемые "жертвы рока").

Наиболее полезными группами могут быть: ограниченная по времени группа на базе открытой дискуссии; ограниченная по времени группа со структурированными тематическими дискуссиями и ролевыми техниками; ограниченная по времени группа, созданная для предоставления информации и отработки необходимых навыков и умений.

2. Адекватно функционирующие люди, которых по обычным меркам можно считать "нормальными", но они "связаны общей участью" с другими и испытывают в связи с этим необычный стресс. К этой категории относятся:

· родители умственно отсталых детей, детей-инвалидов или хронически больных детей;

· супруги неизлечимо больных людей;

· жены заключенных;

· несовершеннолетние дети алкоголиков;

· родители или супруги шизофреников или шизоидов, проживающих дома и др.

Наиболее полезными группами могут быть: ограниченная по времени группа, позволяющая поделиться опытом и обсудить проблемы; группа самопомощи, неограниченная по времени; группа активного социального действия, усилия которой направлены на то, чтобы добиться внешних изменений. Эти группы не всегда придерживаются жестких психотерапевтических границ и, следуя своей основной линии, приносят дополнительную пользу. В первом типе групп руководитель выступает как психотерапевт, во втором и третьем – как консультант, руководитель, фасилитатор, эксперт.

3. Люди, переживающие или предчувствующие какой-то важный переход. Это:

· люди, ожидающие выписки из психиатрической больницы, освобождения из детской колонии или тюрьмы;

· люди, поступающие в какое-либо лечебное или исправительное учреждение;

· предпенсионеры;

· дети, которым нужно переходить в другую школу;

· недавно прибывшие иммигранты;

· недавно разведенные;

· люди, которым был причинен серьезный материальный ущерб вследствие стихийного бедствия и др.

Переживающие такой переход пациенты должны перестроить свой мир и переопределить свое место в нем.

4. Адекватно функционирующие люди, с точки зрения стороннего наблюдателя, которые испытывают беспокойство или депрессию. Из-за этого они функционируют ниже уровня своих возможностей или постоянно действуют себе во вред. Это: многие из обратившихся в амбулаторное отделение клиники или к самостоятельно практикующим специалистам, ученики старших классов, студенты, обращающиеся к специалистам самостоятельно или направляемые преподавателями.

5. Люди, пережившие серьезный функциональный упадок или только что начавшие оправляться от него. Они утратили способность жить и работать обычным для них образом, так как из-за острого беспокойства, депрессии, мании, фобии не могут заниматься обычной деятельностью. Таких людей можно встретить в покоях психиатрических госпиталей, в психиатрических отделениях обычных госпиталей, или дома, где они функционируют с помощью членов семьи или лечащего врача.

6. Люди, утратившие и не сумевшие приобрести основные социальные или межличностные умения и навыки, необходимые в жизни. Это: пациенты психиатрических госпиталей, находящиеся в полузащищенной обстановке – пансионате или санатории; умственно неполноценные люди, потенциально способные жить в обществе; некоторые инвалиды или подростки, находившиеся долго в спецучреждениях; закоренелые правонарушители, в настоящее время находящиеся на свободе, и др.

7. Люди, которые долгое время (а, возможно, всю жизнь) функционируют на низком и неудовлетворительном уровне. Это: замкнувшиеся шизофреники, шизоиды, "неприкаянные", некоторые алкоголики, закоренелые правонарушители, люди, постоянно навещающие врача с жалобами на здоровье, и т.п. Для этой категории людей перспективы изменений весьма незначительны.

8. Люди, создающие проблемы в силу своей необузданности, неуправляемости, пренебрежения законами и общепринятыми нормами, постоянных конфликтов с окружающими, но при этом не считающие, что у них есть проблемы и никогда не обращающиеся за помощью по собственной инициативе. Это: некоторые несовершеннолетние и взрослые правонарушители, плохо ведущие себя в школе подростки, родители, подозреваемые в причинении физического вреда своим детям и др.

Д.Витакер характеризует каждую из этих категорий при помощи понятий "рубеж" и "главная забота". Рубеж – это граница между личностными ресурсами, навыками человека, тем, что он умеет делать и тем, что для него недоступно. У каждого свой рубеж, и для некоторых важно попытаться выйти за его пределы, так как текущий рубеж нефункционален, неудовлетворителен, чреват неприятностями и представляет опасность для окружающих. "Главная забота" – любая проблема, забота или ситуация, которая в настоящее время приковывает все внимание человека и ни на минуту не выходит у него из головы. Это какое-то событие, к которому человек оказался неподготовлен предыдущим опытом.

"Польза" определяется как выход за пределы настоящего рубежа и способность успешно противостоять и справляться с главной заботой и вызванным ею гнетущим беспокойством.

Высказывания психолога определяют отношения в группе в "трудных" ситуациях, к числу которых можно отнести следующие:

1. Агрессивный клиент в группе. Эффективным может быть прием обсуждения его проблематики, если клиент сидит спиной к группе, вне круга. Психолог обсуждает эту ситуацию как этическую и психологическую задачу.

2. Клиент, стремящийся к доминированию и соперничеству с психологом. Эффективным может быть прием попеременного игнорирования нетерапевтических высказываний и поведения клиента и "неожиданного" обсуждения их.

3. Наличие в группе пассивных клиентов. В этой группе обычно бывают длительными периоды молчания. Молчание может быть использовано как способ показать клиентам роль их собственной активности в групповой психотерапии, помочь понять их ответственность за ее протекание и результаты, помочь приобрести опыт активного взаимодействия с психологом.

Однако затянувшееся молчание приводит к падению напряжения, которое оно создает вначале, и снижению мотивации участия в групповой психотерапии.

4. Нежелание клиента говорить о себе. Психологу надо в этом случае стимулировать обсуждение в группе целей и задач групповой психотерапии, обсуждение их защитных установок.

5. Объединение отдельных клиентов в подгруппы - форма отказа от групповой работы. Эти факты психолог использует как материал для обсуждения в группе.

Эти трудности уменьшаются по мере развития группы, когда активность психотерапевта уменьшается и переходит к пациентам. Задачей психолога является недирективное ориентирование активности группы и ее стимулирование. В принципе психотерапевт с одной стороны, эмоционально принимает каждого отдельного клиента, с другой - предъявляет группе определенные требования. Из этого следует, что необходим постоянный контроль над соотношением сплоченности и напряженности в группе. Кроме того, поведение психотерапевта должно являться своего рода моделью, образцом поведения в групповой ситуации: внимательно слушая, обращая внимание на одни высказывания и игнорируя другие, психотерапевт способствует созданию условий для появления изменений в сознании и самосознании клиентов. По мнению К.Роджерса, начало изменений в сознании и самосознании членов группы начинается с самопринятия.

Самопринятие связано с формулировкой в высказывании основных установок личности через различные модальности, отражающие строение их внутреннего мира. Например, "Я всегда думаю, что у меня ничего не получится", "Я всегда хочу быть лидером", "Я чувствую, что у меня женский ум" и т.п. В группе создаются все условия для обсуждения всех модальностей внутреннего мира клиента, и это приводит к изменениям сознания и самосознания, например, проявляются такие возможности человека как сострадание и сопереживание, возможность выражать свои чувства и мысли, возможность быть самим собой и т.п.

После работы в группе, у ее участников проявляются поведенческие изменения (жесты, поза, походка), которые позволяют рассматривать их как внешнее проявление изменений в самосознании и сознании клиента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.