КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Необходимость государственного финансового регулирования
Дискуссии о выборе пути развития России, проходившие в начале 2000г., показали что серьезной альтернативы продолжению рыночных отношений не выдвинуто. При этом в программах большинства политических партий акцент был сделан на укрепление роли государства в проведении финансовой политики. Всем известны принципы, на которых строится рыночная экономика, это: 1) свобода выбора и осуществление разных видов деятельности; 2) экономика развитых товарно-денежных отношений; 3) ценообразование, основанное на соответствии спроса и предложения; 4) принцип самофинансирования, основанный на том, что он приучает к умению жить на собственные средства, порождает острое чувство экономической ответственности, заинтересованность в результатах своего труда; 5) конкуренция между предприятиями и предпринимателями. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него, создает мощный стимул экономического прогресса; 6) механизм социальной защиты населения. Анализ действия рыночного механизма показывает, что он выполняет весьма важные функции в экономике, но рынок, как и любая хозяйственная система, не является идеальным механизмом. Он имеет как положительные, так и отрицательные стороны. И в странах с рыночной экономикой могут быть такие отрицательные явления как: инфляция, спад производства, монополизм, социальное расслоение общества. И только государство может решать проблемы, которые непосильны и неподвластны рынку и создавать нормальные условия для работы рыночного механизма. Что это за условия, которые создает государство для нормального функционирования рынка? 1. Государство формирует свод правил и ограничений рыночной деятельности, контроль за его деятельностью. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. 2. Государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действие системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет, т.е. через формирование оптимальной налоговой политики. 3. Выполнение государством своих функций - обеспечение стабильности общества, которая лежит в основе социальной политики государства. Достигнутые масштабы хозяйственных процессов, усложнение хозяйственных и региональных связей вызывает необходимость обеспечивать согласованное развитие всех отраслей страны и регионов. Все большое значение в этой связи приобретает государственное финансовое регулирование. Изымая средства, необходимые для общественных нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику. Чтобы понять сущность финансовой политики надо разобраться в ее содержании.
2. Содержание финансовой политики
Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме государственного регулирования играют финансы. В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение, и использование для выполнения государством своих функций на основе законодательства страны. Содержание финансовой политики многогранно. Оно включает следующие важнейшие звенья: 1) разработка общей концепции финансовой политики, определение стратегии и тактики; 2) создание адекватного финансового механизма; 3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Рассмотрим каждый элемент отдельно: 1. Финансовая стратегия и тактика. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии, финансовая тактика должна обладать гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями решать задачи, намечаемые финансовой стратегией. Например, для России стратегическая задача – построение экономически развитого, социально ориентированного государства. Это можно достичь при осуществлении тактических целей и задач: уменьшение инфляции, прекращение спада производства, улучшение жизненного уровня населения, приоритетное финансирование инвестиционной и социальной сферы. 2. Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм – это совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию и уровню развития финансовых отношений. Элементы финансового механизма: - формы финансовых ресурсов, методы их формирования; - система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства; - организация бюджетной системы; - организация финансов предприятий; - организация РЦБ. Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сферы страны. При переходе экономики в другое состояние меняется и финансовый механизм, его элементы. Чем больше развиты ТДО, чем сложнее хозяйственные и региональные связи, тем более сложнее становится и финансовый механизм. Если раньше отношения между государством и юридическими и физическими лицами строились только на налогах и сборах, то теперь большое значение имеет РЦБ, государственные кредиты, займы. Большое значение имеет и контроль за расходованием бюджетных средств. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются: - налоги; - государственный кредит; - расходы бюджета; - бюджетное финансирование; - организация бюджетного устройства и бюджетного процесса; - финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. Регулирующий финансовый механизм определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающая прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования. Таким образом, финансовый механизм используется для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь. Виды фин-вых инструментов: 1) дотации - ср-ва вышестоящего бюджета, твердые ссуды для сбалансированности ниже стоящих бюджетов при их дефиците. 2) трансферты - фин. ресурсы выдаваемые из федер. бюджета местному для выравнивания фактического уровня бюджетной обеспеченности различ-х регионов. 3) субвенция - целевое выделение ср-в выше стоящего бюджета ниже стоящему для реализации конкретной программы.4)льготы- частичное или полное освобождениеот платежей в бюджет, снижение цен для отдельн-х категорий предпр. и граждан. 5) гос.кредит - отнош-я основаны на принципах срочности, платности, возвратности, гос.кредит осуществ-т для мобилизации дополнительных фин-х ресурсов и предоставление их др.предпр-ям, гос-вам. 6) гарантии - обязательства гос-ва оплатить расходы вместо хоз-щего субъекта не способного это сделать. 7) налоги, сборы, таможенные пошлины 8) лизинг 9) франчайзинг - соц-ный вид сделок котор.обеспечивает возможность использ.новых технологий, торговых и товарных марок, комплексных оборудований в обмен на часть дохода от деят-ти в будущем. 10) ценные бумаги.
3. Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными органами. В России на смену единому органу управления – Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет, Органы федерального казначейства и т.д. Управление финансами включает в себя ряд функциональных элементов: - прогнозирование; - планирование; - оперативное управление; - регулирование; - контроль.
3. Цель, задачи финансовой политики, ее значение
Финансовая политика, как специфическая область человеческой деятельности, относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; с другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью, у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Итак, финансовая политика – это часть экономической политики. Поэтому финансовая политика приносит положительные результаты при условии, если он проводится в тесной взаимосвязи с другими частями экономической политики: - денежно-кредитной; - политикой ценообразования; - заработной платой; - таможенной политикой и т.д.; - налогообложение. Финансовая политика проводится всеми хозяйствующими субъектами. В своем микроварианте она проводится и реализуется всеми уровнями управления хозяйством, включая предприятия, ведомства, регионы. Это вполне нормально, если такая политика проводится в рамках законодательного разграничения функций и полномочий. Всякое же их превышение в области финансовых отношений ведет к нарушению целостности единства государственной финансовой политики, а в таких условиях невозможно достичь целей, стоящих перед руководящими органами при проведении финансовой политики. Целью финансовой политики является увеличение объекта распределения - ВВП, НД, полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана: 1) создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности; 2) определять рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства; 3) определять долю участия населения в формировании финансовых ресурсов; 4) эффективно использовать финансовые ресурсы путем их распределения между сферами общественного производства; 5) концентрировать финансовые ресурсы на главных направлениях экономического и социального развития. Финансовая политика должна быть ориентирована на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития. Главная задача фина н совой политики – обеспечение финансовыми ресурсами ту или иную государственную программу экономического и социального развития. Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Общими принципами формиров-я фин. политики явл:1)выработка научно-обоснованной концепции развития финансов- разрабатыв-ся на основе анализа эк-ки страны, перспектив развития, потребностей народного хоз-ва и населения в фин.ресурсах. Цель: наиболее полная мобилизация фин. ресурсов и создание условий для развития произ-ва. 2)концентрация части фин. ресурсов в централизованных фондах гос-ва.3)определение основ-х направлений использ-я фин.ресурсов. Цель: распределение фин. ресурсов явл. развитие приоритетных отраслей соц. сферы. Задача: достижение наибольшего результата при наименьших затратах. 4) определ. фин. воздействия на развитие эк-ки и регулирование фин. отнош-й с использ-ем научно-обоснованной фискальной политики. Фискальная политика-политика гос-ва в области налогообложения и гос. расходов. Фин политика- особая сфера деят-ти гос-ва направленная на мобилизацию фин-х ресурсов их рациональное распределение и эффектив-ое использ. для осуществ. ф-ции гос-ва
Значение финансовой политики заключается в том, что она должна сопровождаться повышением уровня благосостояния народа. В процессе выработки и проведения финансовой политики предусматриваются финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для: - повышения материального и культурного уровня жизни народа; - расширения социального обслуживания; - регулирования налоговых платежей населения; - развития производства товаров народного потребления; - обеспечения целевых программ, сосредоточения средств на ключевых направлениях развития экономики; для повышения заинтересованности всех регионов в социально-экономическом развитии, использовании местных сырьевых ресурсов. Фин. политика делиться на: 1) бюджетная политика - совокупность мероприятий по осущ-нию взаимод-вии бюджетов разных уровней. Бюджетная политика выражается в стр-ре расходной части бюджета, в распределении расходов м/у бюджетами разных уровней, формах и методах управ-я госдолгом. 2) налоговая - деят-ть органов гос.власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов получаемых населением и хоз-щих пред-й. На основе налоговой политики строится налоговая сист. страны. Существ-т различные подходы к методам изъятия налогов и к их составу, но принципы налогоблож-я для всех стран едины. 3) инвестиционная - комплекс мероприятий гос-ва по созданию условий для привлечения отечеств-х и иностран-х инвестиций в реальный сектор эк-ки. Инвестиц-ая политика как часть финансовой реализ-ся на разных уровнях гос. управления. Задача: сделать, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать деньги в эк-ку. 4 )социальная - охватывает пенсионную политику, эмиграционную политику, политику фин.помощи отдельным группам населения. 5) таможенная - комплекс налоговой и ценовой политики. Задача: повышать конкурентоспособ-ть отечеств-ой продукции, она зависит от бюджетной политики в наст. время направлена на повышение сбора таможенных платежей. Основ. направ-ние фин. политики определ. в бюджетном послании президента РФ федер-му собранию направляемому раз в год. В области бюджетной политики основ. задача состоит в обеспечении общей макро-эконом-ой сбалансированности. Основ. параметр бюджета д. обеспечивать: 1)связывание излишней наличности 2)последовательное сокращение расходов на обслужив-е гос. долга. Ср-ва стабилиз-го фонда накопленные сверх лимита д.идти на финансир-ние пенсионного фонда. Регионам д. предоставляться большая самост-ть. Бюджет д. планироваться не менее чем на 5 лет, чтоб повысить предсказуемость бюджетной политики. Бюджет д.составляться с учетом переноса управления с затрат на результаты. Налоговая политика предусматривает упрощение налоговой сист. (снижение кол-ва налогов и упрощение налогооблож-я). Налоговая сист.д. способствовать формиров. рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения. Снижение ставки ЕСН 35,6% до 28% д.стать стимулом увелич. з/п и легализации ее выплаты. Принятие земельного налога, водного налога д. способствовать цивилизованному использ-нию природных богатств страны. В целом налогов. политика направлена на снижение налогового бремени хоз-щих субъектов. - Вопрос об эффективности проводимой финансовой политики - крупная теоретическая и практическая проблема. Финансовые мероприятия производны от состояния экономики, производства и товарного обращения. Следовательно, эффективность финансовой политики - не собственно в росте или снижении сумм доходов и изменениях в направлениях расходов. Вывод по 1 вопросу: Эффективность финансовой политики заключается в том, насколько безболезненно для производства и обращения, населения, всего хозяйства эти суммы мобилизованы и насколько результативно потрачены. В России ни о какой эффективности проводимой финансовой политики и речи быть не может, так как проводимые реформы больно ударили по производству и социальной сфере, приведя и к спаду производства и ухудшению жизненного уровня населения. Существует несколько типов финансовой политики, отличающиеся степенью вмешательства государства в экономические процессы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |