Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы финансовой политики




Развитие государства связано с изменением финансовой политики.

Использование того или иного типа финансовой политики связано с:

1) особенностями текущего этапа развития экономики и соци­альной сферы;

2) интересами правящих партий и социальных групп;

3) господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.

Существует три основных типа финансовой политики:

1) классическая;

2) регулирующая;

3) планово-директивная.

 

а) Классическая

До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансо­вой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэконо­мии А.Смита и Д. Ри­кар­до.

Основное ее направление - невмешательство государства в эко­номику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Следствием этого было:

- ограничение государственных расходов и налогов;

- обеспечение условий для формирования и исполнения сбаланси­рованного бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой по­ли­ти­ки. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета. Система налого­об­ло­жения должна была создать необходимое поступле­ние средств для обес­пе­че­ния сбалансированного бюджета. Причем сис­тема налогов строилась в основном на косвенных и имущественных на­логах, которые были просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания.

Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредо­та­чи­валась, как правило, в одном органе управления – Минис­терстве финансов (казначействе).

 

б) Регулирующая

 

Бурное развитие произво­ди­тель­ных сил поставило перед госу­дарством еще в ХIХ в. вопрос об изменении подходов к финансовой по­литике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов ны­нешнего столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств.

В этот период в западных странах осуществляется переход к ре­гу­ли­ру­ющей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса.

Основное направление этой политики - необходимость вмешатель­ства и регулирования государством циклического развития экономики.

Финансовая политика, наряду с ее традиционными задачами, ста­ла пресле­до­вать такую цель – использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнитель­ный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение НД и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кар­ди­наль­но меняется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки.

Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе го­су­дар­ствен­ного кредита, на основе которого проводится политика де­фицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов ста­новится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого орга­на управления (МФ) возникает несколько самостоятельных специализи­рованных органов.

Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюд­жета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за пос­тупления налогов, управлением государственным долгом.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена нео­консервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики ограни­чи­вала вмешательство государства в экономику.

Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме эконо­мического роста и занятости, государство регулирует денежное обра­щение,

валютный курс, социальную сферу, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения НД через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам.

В целом регулирующая финансовая политика показала свою срав­нитель­ную эффективность в западных странах. Она обеспечила ста­бильный экономи­чес­кий рост, высокий уровень занятости, эффективную систему финансирования социальной сферы.

 

в) Планово-директивная

Планово-директивная фи­нан­­совая политика применяется в стра­нах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на госсобственности на средства производс­тва система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том чис­ле и финансами.

Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение макси­мальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их пос­ледующего перераспределения в соответствии с основными направлени­ями госплана.

Адекватно цели финансовой политики строился и финансовый ме­ханизм. Основной задачей финансового механизма было создание инс­трументов, при помощи которых производилось изъятие большей части средств у госпредприятий, населения и органов местной власти и концентрация финансовых ресурсов в руках государства.

В отдельные годы у госпредприятий изымалось до 80% их чисто­го дохода, при этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, т.е. государство полностью регулиро­вало весь финансовый механизм госпредприятий.

Регулирование использования денежных доходов населения осу­ществля­лось при помощи подоходного налога, путем размещения факти­чески прину­ди­тель­ных государственных займов. Свободные средства населения в сберкассах также направлялись в бюджет в виде специ­ального безоблигационного займа.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось огра­ничением самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Сис­тема местных доходов включала доходы, удельный вес которых в бюд­жете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровнем доходов местный бюджет полностью зависел от объема средств, выделяемых из вышестоящих бюджетов.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установ­ленных государственным планом. Средства выделяли на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом.

В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизво­дительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т.п.

В то же время покрытие расходов на социальные нужды осущест­влялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на жизненном уровне населения.

Управление финансами осуществлялось из единого центра - Ми­нистерства финансов, которое занималось всеми вопросами использо­вания финансового механизма в народном хозяйстве. Других управлен­ческих органов в области финансов не существовало.

Планово-директивная финансовая политика показала свою доста­точно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы ВОВ, восстановление народного хозяйс­тва).

В то же время использование такой финансовой политики в усло­виях нормального функционирования экономики привело к отрицатель­ным последствиям:

- снижению эффективности производства;

- замедлению развития социальной сферы общества;

- резкому ухудшению финансового положения государства.

Таким образом, процесс финансового регулирования экономики заключает­ся в том, что он:

- выражает производственные и непроизводственные отношения;

- объективно предопределен существованием стоимостных катего­рий, ТДО и существованием государства;

- содержит элемент субъективности, вытекающий из субъектив­ности вос­прия­тий и оценок экономической ситуации и выбора тактики проведения финансовой политики.

Фундаментальная финансовая проблема России на современном этапе, несоответствие ресурсов обязательствам государства – остается главным тормозом экономического развития.

Государственную финансовую политику после финансового кризиса 1998 г. можно разделить на две фазы.

1. Стабилизационная фаза.

Задачи – преодоление краткосрочных негативных последствий кризиса:

распада платежной системы;

уменьшения бюджетных банков;

краха крупнейших банков;

высокой нестабильности обменного курса;

усиление инфляции.

Внешние факторы: рекордно низкие цены на нефть и другие экспортные товары, отсутствие внешнего финансирования, политическая нестабильность.

2. Адаптационная фаза.

Задачи – поиск оптимальной финансовой политики в новой ситуации, обеспечение стабильного исполнения бюджета, снижение инфляции.

Необходимо предпринять комплекс срочных и целенаправленных мер по поддержанию положительных тенденций.

Среди таких мер:

- расширение платежеспособного спроса и прежде всего увеличения покупательной способности населения, в том числе путем индексации зарплат и пенсий;

- облегчение налогового бремени для товаропроизводителя;

- ужесточения контроля за ценами на продукцию естественных моно­по­лий (топлива, энергии, транспортные услуги);

- ликвидация неплатежей в народном хозяйстве;

- повышение степени монетизации экономики;

- создание условий для роста инвестиций.

Главное, не дать заглохнуть начавшемуся экономическому оживлению, надо превратить его в устойчивый экономический рост.

Для этого принимаемые решения при проведении финансовой политики, долж­ны быть обязательно увязаны не только с поставленными целями и за­дачами, но и должны учитывать:

1) специфику каждого этапа развития общества;

2) особенности как внутренней, так и международной обстановки;

3) главные экономические и финансовые возможности государства.

В противном случае выставленные ориентиры окажутся недости­жимыми.

Значимость задач, стоящих перед обществом, еще раз доказыва­ет, что имен­­но для переходного периода как никогда необходимо го­сударственное регулирование через продуманную, взвешенную, науч­но-обоснованную финан­совую политику.

Поэтому особенно важно, учитывая все факторы, принимать пра­вильные и обдуманные решения в проведении финансовой политики.

Все это важно учитывать для того, чтобы реформы проводились более эффективно и безболезненно для народа. Финансовую политику России на современном этапе предлагается обсудить на семинарах бо­лее подробно.

Выводы по 2 вопросу.

1. Государственное регулирование необходимо для того, чтобы решать проблемы, непосильные рынку и для создания условий для нор­мального функционирования рынка через проведение финансовой поли­тики;

2. Финансовая политика - это совокупность государственных ме­роприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределение.

3. Эффективность финансовой политики заключается в том, нас­колько безболезненно для производства и населения финансовые ре­сурсы мобилизованы и насколько результативно потрачены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 9197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.