Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и сущность инфляции, формы ее проявления

Инфляция — это рост цен, приводящий к обесцениванию денеж­ной единицы (т.е. к снижению ее покупательной способности).

Инфляцию делят на два вида: инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Инфляция спроса — это инфляция, возникающая в результате пре­вышения денежной массы над товарной. При такой ситуации наблюдается повышенный спрос на какие-либо отдельные виды или вообще на все товары, вследствие чего продавцы товаров повышают цену реализации.

Причинами развития инфляции спроса являются:

¨ чрезмерная эмиссия наличных денег центральным банком (без ориентации на товарную массу);

¨ чрезмерная эмиссия безналичных денег коммерческими банка­ми, допущенная в результате просчетов в денежно-кредитной полити­ке центрального банка (в силу чего совокупная денежная масса в об­ращении, включая наличную, превысит товарную);

¨ милитаризация экономики, т.е. чрезмерные военные расходы. Деньги, затраченные на военные нужды, в итоге попадают на рынок, но без соот­ветствующего поступления в оборот товаров. Таким образом, за счет военных ассигнований увеличивается денежный спрос при неизмен­ном товарном предложении;

¨ структурные диспропорции в народном хозяйстве, которые при­водят к недостаточному предложению тех или иных товаров.

Инфляция спроса может быть открытой (ценовой), т.е. выражаться в повышении цен, а также подавленной (скрытой), т.е. выражаться в товарном дефиците и ухудшении качества товаров. Подавленная инфляция спроса характерна для стран с командно-административной экономикой, при которой государство либо жестко регулирует цены, либо устанавливает “потолок” их роста.

Инфляция издержек — это инфляция, возникающая в результате увеличения каких-либо издержек производства или реализации товаров. Если затраты, связанные с производством или реали­зацией товаров возрастают, товаропроизводители, а затем и продавцы вынуждены подни­мать цены вне зависимости от того, пользуется ли товар повышенным спросом или нет.

Причинами развития инфляции издержек являются:

¨ подорожание сырья, и в первую очередь энергоресурсов, затраты на которые имеют наибольший удельный вес в себестоимости това­ров. Рост цен на энергоресурсы — это увеличение затрат на коммуналь­ные услуги, эксплуатацию оборудова­ния, транспортные перевозки и т.п. Таким образом, раскручивание спирали “рост цен на энергоресурсы (газ, нефть, электричество) —рост цен на товары” является определяющим фактором инфляции издержек;

¨ увеличение налогообложения (потери от которого товаропроиз­водители и продавцы будут стремиться переложить на потребителей);

¨ рост ставки процента за кредит (включаемой в цену товара);

¨ повышение заработной платы. Однако этот фактор является су­щественным в развитых странах, где уровень заработной платы дос­таточно высок, и она имеет значительный удельный вес в затратах на производство и продвижение товаров на рынок;

¨ падение производительности труда, т.е. сворачивание производ­ства. Этот фактор обусловлен делением всех затрат на постоянные и переменные. Если последние (сырье, материалы, сдельная заработ­ная плата) напрямую зависят от объема выпуска продукции и, следо­вательно, уменьшаются вместе с сокращением объема выпуска про­дукции, то постоянные затраты (коммунальные услуги, арендная плата, повременная заработная плата) остаются неизменными при лю­бом объеме. Таким образом, чем меньше объем выпускаемой продукции, тем большая часть постоянных затрат приходится на единицу продукции и соответственно тем больше ее себестоимость.

В условиях развитого международного товарообмена “раскручи­вать” инфляцию издержек могут не только факторы, влияющие на це­нообразование отечественных товаров, но и воздействующие на цено­образование импортной продукции, в том числе: подорожание импортируемых товаров за рубежом и падение курса национальной денежной единицы относительно валют других стран.

Инфляция издержек так же, как и инфляция спроса, может быть структурной, т.е. цены прежде всего могут повышаться на товары тех отраслей, в которых перечисленные факторы будут проявляться в боль­шей степени.

Инфляцию классифицируют не только по причине возникновения, но и по другим параметрам.

По степени охвата экономического пространства различают: локальную инфляцию (наблюдающуюся в отдельных странах) и мировую инфляцию (охватывающую группу стран, а иногда и почти все мировое сообщество). Мировая инфляция, затронувшая сразу несколько стран, может быть вызвана их внутренними экономическими проблемами, но мо­жет, начавшись в одной отдельно взятой стране, быть перенесена в экономику других государств в результате международных экономи­ческих связей. С этой точки зрения выделяют: внутреннюю инфляцию, вызванную внутренними инфляцион­ными факторами и импортируемую инфляцию, вызванную повышением цен за ру­бежом, в результате чего, во-первых, поднимаются цены на ввезенные оттуда товары, а во-вторых, увеличивается приток валютной выручки от экспортируемых туда товаров, выкупая которую Центральный банк РФ должен будет выпустить в обращение дополнительную денежную массу. К импортируемой относят также инфляцию издержек, возника­ющую в результате роста курса иностранной валюты.

С точки зрения равномерности повышения цен различают: сбалансированную инфляцию, которая характеризуется умерен­ным и почти одновременным ростом цен на большинство товаров и услуг; несбалансированную инфляцию, при которой цены изменяются в различных пропорциях, причем могут подниматься не на все това­ры сразу (т.е. такая инфляция может быть одновременно структурной).

С точки зрения прогнозируемости выделяют: ожидаемую инфляцию, т.е. спрогнозированную заранее и неожиданную инфляцию, т.е. непредсказуемую. Ожидаемая инфляция нередко оказывается более высокой, чем не­ожиданная, и погасить ее значительно труднее, поскольку, если инф­ляция прогнозируется заранее, сразу же возникает инфляционное ожи­дание населения, которое искажает реальный совокупный спрос. Если же инфляция является неожиданной, может сработать так на­зываемый “эффект Пигу”, который заключается в том, что, натолк­нувшись на внезапный рост цен и не зная, временное это явление или нет, население может резко сократить спрос на товары в ожидании снижения цен. В результате этого они действительно могут несколько уменьшиться.

В зависимости от темпа роста цен различают: умеренную (или ползучую) инфляцию, при которой цены растут не более, чем на 10% в год; галопирующую инфляцию, при которой рост цен составляет от 10 до 100% в год; гиперинфляцию, при которой цены поднимаются более чем на 100% в год. Однако существуют и другие оценки. По мнению МВФ, гиперинфляцией считают повышение цен в месяц на 50% и более. Но по общепринятым оценкам такой их рост называют уже супергипер­инфляцией.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эмиссия денег. Денежный мультипликатор: причины возникновения и смысл | Понятие и состав финансов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.