Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и формы

Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода

 

Многогранность общественных отношений обусловливает разно­образие проявлений свободы. Жизнедеятельность человека осуществляется в разных сферах общественного бытия, и в зависимости от этих сфер выделяют экономическую, политическую, духовную, моральную свободу. Выделяют также два диалектически взаимосвязанных аспекта свободы: субъективный и объективный.

Путь к свободе - это путь всестороннего развития духовных и физических сил личности в условиях гармонии общественных и личных интересов, которые раскрывают творческий потенциал и смысл жизни человека.

 

 

3. Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические

Термин "отчуждение" имеет множество разных значений. У Ари­стотеля он расшифровывается как "исключенный из общества" или как "передача собственности другому". В христианской теологии считается, что язычники "отчуждены от жизни Божьей".

Истоки идеи отчуждения можно найти в работах теоретиков "общественного договора" Гоббса и Руссо. Для них отчуждение - это акт добровольной передачи человеком своих прав государству, в резуль­тате чего государство приобретает самодовлеющее значение, становится как бы над человеком, превращается в источник "добровольного" наси­лия над ним. В понимании Гегеля эта категория означает акты отчуж­дения абсолютной идеи в природу, мир объектов, который трактуется как мир "отчужденного духа".

Фейербах использовал категорию отчуждения для объяснения природы религии и сущности идеалистического мировоззрения Религию он трактовал как отчуждение человеческой сущности, а идеализм - как отчуждение разума. Процесс преодоления отчуждения Фейербах связы­вал с переориентацией сознания и утверждением культа Богочеловека.

Большое внимание анализу отчуждения уделял Маркс Он связы­вал отчуждение с определенной ступенью в развитии общества, считал его причиной разделения труда, в результате чего происходит отчужде­ние родовой сущности человека, "частичным" носителем определенных функций, рабочей силой определенного качества, личностью, которой извне навязана определенная роль. Маркс показал, что сама экономиче­ская природа общества, основанного на господстве принципа частной собственности, эксплуатации наемного труда, порождает отчуждение в экономической сфере, которая и обусловливает все остальные формы отчуждения:

· отчуждение человека от общества, результатом которого явля­ется индивидуализм и эгоизм;

· отчуждение человека от политики, которое ведет либо к пас­сивной позиции равнодушного наблюдателя, либо к конформизму, не­осмысленному соглашательству;

· отчуждение от социальных институтов, которые превращаются в сознании индивида в бюрократические организации, стоящие над ним;

· отчуждение человека от труда, его содержания и результатов, что порождает эксплуатацию труда, товарный фетишизм, безудержное потребление;

· отчуждение человека от культуры, что выражается в бездухов­ности, замене действительно культурных ценностей эрзацами "всеобщей культуры", контркультуры и т.д.;

· отчуждение человека от достижений науки и техники, что по­рождает сциентистские ориентации, индустриальный фетишизм;

· отчуждение от морали, что проявляется в аморализме, оправ­дании зла, насилия, безжалостности и эгоизма;

· отчуждение человека от человека, которое характеризуется кризисом отношений, нарушением коммуникативных связей, одиноче­ством;

· отчуждение человека от самого себя, что ведет к "разделению" человеческого "Я", деперсонализации личности и др.

В марксистской интерпретации понятие "отчуждение" характери­зует процесс и его результат в определенных социально-экономических условиях, превращение результатов человеческой деятельности, а также свойств и способностей человека во что-то независимое, внешнее, чаще враждебное ему. Для того чтобы уничтожить отчуждение, недостаточно только осознать неразумность, недействительность нахождения челове­ка в ситуации отчуждения (как это видим у Гегеля). Маркс связывал этот процесс с уничтожением бесчеловечных структур, институтов и общественных отношений.

Понятие отчуждения широко используется в современной за­падной философии. Так, представитель неофрейдизма Фромм считает отчуждение болезнью современного общества, следствием "досконально человеческой ситуации", сущность которой в наличии глубокой бездны между человеком и природой.

Теоретик постиндустриального общества Белл, полемизируя с Марксом, видит причину отчуждения в социотехнических и технологи­ческих факторах труда, а возможности преодоления отчуждения связы­вает с процессами гуманизации труда, сокращением рабочего дня, при­влечением рабочих к управлению и т.п.

Анализ исторической практики, характерным моментом которой является движение за социальное освобождение, наглядно показывает, что преодоление отчуждения в одной его форме может вести к усиле­нию в другой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Личность и общество | Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человечества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.