КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человечества
Разум и труд резко отличают человека от животного, но не приносят ему полного осознания противоречивости и принципиальной незавершенности бытия. С одной стороны, в процессе деятельности человек удовлетворяет свои потребности, но никогда не останавливается на достигнутом, перед ним возникают новые проблемы, трудности, которые приходится преодолевать. С другой - он хорошо знает, что наступит момент, когда жизнь оборвется, и ничто больше не вернет его к повседневным хлопотам, наполненным поиском благосостояния для себя и общества. В результате внутренняя напряженность, которая толкает человека к решению вопроса: в чем смысл жизни? Философия дает несколько ответов: · человечество не имеет никакого значения, оно - ошибка природы, человек всегда остается один на один с нерешенным вопросом о смысле своего бытия (точка зрения экзистенциалистов); · определение смысла человека имеет сверхъестественный и внебиологический смысл. Если разгадка проблемы не достигается в мире телесном несмотря на напряженные поиски, следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и отнесенную к бесконечности (теологический ответ на вопрос); · стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением человека с обществом: конечность (смертность) отдельного человека входит в вечное существование человечества, и смысл существования индивида заключается в служении обществу. Это, вероятно, наиболее разумное решение вопроса. Однако оно не в полной мере объясняет тот факт, что индивид как существо не только рациональное, но и чувственное, эгоистическое, желает бесконечности для себя, а не для общества. Мало выяснить акценты, перенесенные из индивидуальной сферы в плоскость общественного прогресса, надо, чтобы люди видели и осознавали определенные конечные цели своей жизни. Представления о жизни, смерти и бессмертии в ходе истории менялись в зависимости от состояния знаний людей. Они всегда противопоставлялись друг другу, как абсолютно противоположные. Религия, например, всегда считала, что после смерти у человека начинается что-то более ценное, чем при его земной жизни. Заметим, что жизнь — это постоянное самообновление, сущность которого заключена в развитии клеток и органов, и этот процесс обновления и есть время жизни человека. Значит, живое есть единство противоположностей - жизни и смерти. Смерть - это остановка жизнедеятельности всего организма в целом, регресс, переход от более высокого уровня движения к более низкому, что носит закономерный характер. И тем не менее человек всегда воспринимает смерть как самое страшное и непонятное ему явление. Важной философской проблемой всегда был вопрос, для чего живет человек, в чем смысл его жизни. Этой темой интересуются как материалисты, так и идеалисты, но по-своему ее трактуют. Так или иначе, жизнь и смерть исключают одно другое, но не абсолютно, ибо смерть является необходимым моментом и закономерным итогом жизнедеятельности организма, осознание неизбежности смерти, убеждение в том, что человек живет только один раз, требует активности, побуждает людей создавать материальные и духовные ценности, бороться за осуществление определенных идеалов. Ощущение границы жизни заставляет человека принимать какие-то решения, действовать. Если человек осознает необходимость и пользу своего общественного труда, то проблема личной смерти для него не исчерпывается фактом физической смерти. Такие люди составляют часть целого, всего общества, они смотрят в будущее. Из этого вытекает, что смерть индивида как определенного представителя человеческого рода ни в коем случае не перечеркивает творческое наследие личности. Из деятельности талантливых людей в прошлом складываются, например, наши сегодняшние достижения в искусстве и культуре, которые по своей сущности бессмертны, ибо будут служить новым и новым поколениям, обогащая духовное наследие человечества. Смысл жизни человека в том, чтобы он осуществил свою свободную деятельно-творческую сущность. По мере развития общества, это понятие всегда означает что-то новое, иное, учитывая опыт прошлого и прогнозы на будущее.
5. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека.
В обыденно-жизненной практике мы часто употребляем выражение "социальная ценность", "приоритет", "ценное в человеке", "ценное открытие", "моральные и эстетические ценности", "честь", которые фиксируют в разнородных предметах какое-то общее свойство - быть тем, что может вызвать у разных людей (групп, слоев, классов) совсем разные чувства. Однако определение обыденным сознанием положительной или отрицательной значимости материальных предметов, правовых или моральных требований, эстетических склонностей, интересов, потребностей оказывается явно недостаточным. Если стремиться познать природу, сущность этой значимости (значение чего-либо), то необходимо определить, что такое общечеловеческие и социально-групповые, классовые ценности. "Приписывание" предметам ценности как таковой через их полезность, предпочтительность или пагубность не позволяет понять ни механизм возникновения и функционирования ценностного измерения системы "человек - окружающий мир", ни того, почему погибают одни социальные установки, а на смену им приходят другие. Безусловно, необходимо отметить существование общих ценностей, которые выступают как определенные регулятивные принципы человеческого поведения и деятельности. Однако это положение нельзя абсолютизировать. В противном случае мы так или иначе приходим к признанию, что история общества есть реализация системы "вечных ценностей". Тем самым невольно игнорируется социально-экономическая основа общественного строя. Ценности выражают прежде всего общественно-исторические отношение к значимости всего того, что так или иначе включено' в сферу действенно-практических связей системы "человек - окружающий мир". Необходимо подчеркнуть, что общественные и личные потребности, цели, интересы есть не только отражение изменчивого общественного бытия людей, но и являются внутренним, эмоционально-психологическим мотивом этого изменения. Материальные, духовные и социальные потребности составляют тот естественно-исторический базис, на котором возникают ценностные отношения человека к объективной реальности, к своей деятельности и ее результатам. Ценностный мир как отдельного человека, так и общества в целом имеет определенный иерархический порядок: разные типы ценностей взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом. Ценности можно разделить на предметные (материальные) и идеальные (духовные). К материальным ценностям относятся потребительные стоимости, отношение собственности, совокупность материальных благ и т.д. Социальные ценности составляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки, социальную справедливость и т.д. Политические ценности — это демократия, права человека. Духовные ценности бывают этические и эстетические. Этические- это традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы и т.д.; эстетические - область чувств, природные качества предметов, образующие их внешнюю сторону. Второй пласт эстетических ценностей- предметы искусства, которые составляют итог преломления эстетических свойств мира через призму человеческого таланта. Мир ценностей разнообразен и неисчерпаем, как многогранны и неисчерпаемы общественные интересы и потребности личности. Но, в отличие от потребностей, которые направлены непосредственно на какой-то предмет, ценности относятся к сфере необходимости. Например, добро, справедливость как ценности существуют не фактически, а как значимости. А значимость ценностей определяется в соотношении с потребностями общества и уровнем его экономического развития. Человечество не только создает ценности в процессе общественно-исторической практики, но и оценивает их. Оценка есть единство оценочного суждения (оценки процесса) и оценочных отношений (оценки результата). Понятие оценки неразрывно связано с понятием ценности. Как один из сложных и специфических моментов познания действительности процесс оценки содержит в себе моменты субъективности, условности, релятивности, но не сводится к ним, если оценка истинная Истинность же оценки заключается в том, что она адекватно отражает интерес познающего субъекта, а также в том, что в ней выявляется объективная истина. Научная оценка - оценка достижений и неудач науки, деятельности ученых и научных учреждений. Научная ценность той или иной объективной истины определяется тем, насколько глубоко отражает эта истина сущность вещей и как она служит на практике человечеству в его прогрессивном историческом развитии. Политическая оценка - это осознание того, какую ценность представляют собой определенные явления общественной жизни для класса, социальной группы с позиций которых делается оценка. Моральная оценка представляет собой важнейший элемент морали как формы общественного сознания. Моральные правила и идеалы образуют то мерило, с помощью которого оцениваются конкретные человеческие поступки и общественные явления - как справедливые и несправедливые, хорошие или плохие и т.д. Эстетическая оценка как один из моментов художественного освоения действительности заключается в сопоставлении произведений искусства и жизненных явлений с эстетическими идеалами, которые сами в свою очередь рождаются жизнью и преломляются через призму социальных отношений. Оценки глубоко проникают в повседневную практическую жизнь человека. Они сопутствуют ему, составляют важную часть мировоззрения, индивидуальной и общественной психологии социальных групп, классов, общества. Обобщенным критерием общечеловеческих ценностей является обеспечение личных свобод и прав каждого индивида, охрана физических и духовных сил, материальные и морально-правовые гарантии общества, которые содействуют реальному развитию человека. В истории человечества именно эти ценности наиболее остро чувствовали, ярко и образно выражали гуманисты-писатели, философы, поэты, художники, ученые. Необходимо подчеркнуть, что эти ценности, в какой бы национально-традиционной форме они ни выражались, выступают в качестве общепризнанных, хоть, может быть, не все люди сразу безоговорочно и автоматически их понимают как общечеловеческие. Здесь следует учитывать и конкретно-исторические условия бытия каждого народа, его участие в общем потоке мировой цивилизации Развитие человечества - естественно-исторический процесс Общечеловеческие ценности - результат этого процесса, их сущность исторически конкретна, отдельные ее составляющие меняются или актуализируются, становятся приоритетными в определенный период истории. Понимание этой диалектики позволяет научно осмыслить иерархию ценностей, понять соотношения общечеловеческих, национальных, социально-классовых и индивидуальных интересов, потребностей. Ценности в любом обществе являются внутренним стержнем кул1-туры, характеризуют качество культурной среды, в которой живет человек, формируется как личность. Они — действенная сторона духовной жизни. В них проявляются отношения человека, общества к миру, который удовлетворяет или не удовлетворяет человека, и именно поэтому ценности помогают социализации человека, его самоопределению, включению в конкретно-исторические условия культурного бытия.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |