КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика социального познания
Социальная философия. Тема 14. Процесс социального познания в отличие от познания природы тесным образом связан с познанием деятельности человека, ставящего перед собой определенные цели. Социальные качества людей, их духовно-психологическое состояние (потребности, интересы, цели, идеалы, надежды, сомнения, страх, знания и невежество, ненависть и милосердие, любовь и жадность, обман и т.д.) могут оказать существенное влияние на функционирование общественных законов, их модификацию, форму проявления, содержательный аспект анализа и объяснения тех или иных событий и фактов. Если в естествознании первоначально можно рассматривать предметы сами по себе, отходя от их связей и от познающего субъекта, то в социальном познании мы с самого начала имеем дело не с предметами или их системами, а с системой отношений, чувств субъектов. Социальное бытие представляет собой органическое единство материального и духовного, объективного и субъективного. Социальное бытие есть объективная реальность. В зависимости от того, какая часть этой реальности включена в непосредственную сферу практического, а следовательно, и познавательного взаимодействия людей, она становится объектом социального познания. Благодаря этому обстоятельству субъект социального познания имеет сложный системный характер. Успех социального познания зависит от многих моментов- во-первых, от степени зрелости каждого из составляющих элементов субъекта познания, в какой бы форме он ни выступал; во-вторых, от степени согласованности их единства - субъект не сумма элементов, а система; в-третьих, от степени активности характера субъекта в связи с оценкой тех или иных общественных явлений, с которыми человек сталкивается, и действий, происходящих в связи с этой оценкой. Маркс сформулировал один из основных принципов социального познания: социальное познание не есть пассивное созерцание объекта, а выступает как действенная активность познающего субъекта. Однако в отношениях субъекта к объекту нельзя преувеличивать активность субъекта, ибо на практике это ведет к субъективистско-волюнтаристским методам. Следует отметить и другую крайность — объективизм, ведущий к отрицанию необходимости активной деятельности масс, личностей Вследствие своеобразия и уникальности исторических событий повторяемость в общественной жизни выявить значительно сложнее, чем в природе. Однако благодаря многократному осуществлению предыдущими поколениями определенных действий выявляются инвариантные, существенные связи, при этом субъективная сторона активизируется. Формируются законы, не зависящие от сознания следующих поколений, а наоборот, определяющие их деятельность Законы общества проявляются своеобразно, соотношения исторической необходимости и сознательной деятельности людей всегда специфичны. Это определяет особенности общества как объекта познания и специфичность социального познания. Разнообразие социального бытия обусловливает разнообразие типов знаний об обществе. Среди них выделяются в качестве основных гуманитарные, социально-экономические и социально-философские знания. Системообразующей основой всех социальных знаний являются социально-философские знания. Они возникают на базе обобщения культуры и практики своей эпохи и ориентированы на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии человека, законах его практических, этических и эстетических отношений к миру. Они вычленяют и основные формы человеческой деятельности, основные законы функционирования и развития их как социальных систем, анализируют их взаимосвязь и соподчиненность. Фундаментом социальных знаний являются социальные факты, которые необходимо рассматривать не просто как "'мир вещей", а, в первую очередь, как мир субъективных сущностей и человеческих ценностей. В отличие от природных явлений все социальные факты представляют собой единство материального и духовного, субъективного и объективного. Интерпретация фактов может быть как правдивой, так и ошибочной. Важнейшим методом теоретического исследования социальных фактов, его принципом является исторический подход. Он требует не просто констатации событий в хронологической последовательности, но и рассмотрения процесса их становления, связи с порождающими условиями, т.е. выявление сути, объективных причин и связей, закономерностей развития. Включение интересов в социальное познание не отрицает существование объективной истины. Но ее постижение представляет собой сложный диалектический процесс взаимосвязи адекватности и иллюзорности, абсолютности и относительности социальной истины и политики. Таким образом, познавательные возможности общества складываются в результате его практически-познавательной деятельности и изменяются с ее развитием. 2. Общество: основы философского анализа. Чтобы жить, люди должны воссоздавать свою жизнь во всем ее объеме и содержании. Именно совместная деятельность по производству их жизни объединяет людей. Объективный мир становится миром человека только в том случае, если он вовлечен в человеческую деятельность. Связующими средствами служат предметы и явления материального и духовного мира: орудия труда, природная среда, знания, идеалы и т.д. Эти связи в целом называют общественными отношениями; они формируют устойчивую систему - общество. Общество возникает и существует, таким образом, при взаимодействии двух факторов: деятельности и общественных отношений. Общественные отношения многообразны. Выделяют экономические, социально-политические, правовые, нравственные, эстетические и т.д. Определяя общество в целом, можно сказать, что это есть динамическая, исторически саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми» между человеком и миром. Общество - это "сам человек в его общественных отношениях"1. Существует множество философских концепций общества, однако каждая из них более или менее ограниченна, схематична в сравнении с действительной жизнью. И ни одна из них не может претендовать на монопольное владение истиной.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |