Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические модели общества и современность




Построение теоретической модели общества начинается с опре­деления основы его существования и развития.

Философские проблемы общества выделя­лись в самостоятельный предмет исследования, сформировалась особая отрасль науки - социальная философия. Первые социально-философ­ские теории создали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П. Гольбах, К. Гельвеции, Дж. Вико, И. Гердер и другие философы.

Одной из первых исторически влиятельных концепций явилась натуралистическая концепция общества. Ее развивали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах и др. Нату­ралистическая социальная философия начинается с утверждения, что человек является автономным природным существом, наделенным ра­зумом (это также природная характеристика). Общество представляет собой совокупность индивидов. Человек, чтобы жить, должен удовле­творять свои природные потребности. В таком случае общественная жизнь, общественные отношения есть не что иное, как взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы.

Философы-просветители утверждали, что общественные отноше­ния в их историческом развитии управляются мыслями людей, их жела­ниями, целями, разумом, в целом идейными мотивами. Распространение знаний, науки, просвещения позволит познать природу человека, орга­низовать разумное, соответствующее ей общественной устройство, бу­дет содействовать прогрессу. И наоборот, невежество, предрассудки яв­ляются тормозом общественного развития. Необходимо преобразование мира на началах разума. Наиболее ярким примером такого преобразова­ния стала Великая Французская буржуазная революция.

Оказывается, что общество имеет две основы, природную и ра­циональную. Чтобы разрешить это противоречие, предлагается так назы­ваемая "теория факторов". Согласно ей, общество основано на взаи­модействии нескольких факторов: природных (географических, био­логических), политических, духовных и т.д.

Иное понимание общества содержится в философских теориях Дж Вико, И Гердера. Это направление получило название ''историзм" Сторонники его старались найти и обосновать качественную особенность общества в сравнении с природой Социальное бытие у них создается в ходе истории из "человеческих действий, социальных установлений" прежде всего на основе целостной развивающейся культуры. Природа человека общественная, историческая. Но формируется и существует человек через диалектику природного и общественного, предпосылки, данные природой, развиваются в культуре. Гердер фиксировал двойст­венность человеческой природы.

В объективно-идеалистической философской системе Гегеля классическое понимание общества получило наиболее развитое целост­ное выражение или образ. За побуждениями людей следует видеть известную основу, которая и определяет состояние общества, его исто­рию. В чем она заключается? Гегель считал такой основой саморазви­вающийся Абсолютный Дух. Абсолютный Дух посредством людей (человек - "орудие Духа") рационально, закономерно выстраивает историю.

В структуре общества Гегель ставил на первый план так называе­мое "гражданское общество", имущественные экономические отноше­ния, хотя они являются не чем иным, как осуществлением на практике правовых понятий. Аналогично объясняются и все остальные общест­венные отношения. Гегелевскую систему можно считать началом соци­альной философии, поскольку он выдвинул идею объективной детерми­нированности общественного развития.

История, по Фейербаху, представляет собой смену типов нравст­венных и религиозных отношений, связующих людей.

Фундаментальные идеи классической немецкой философии были в дальнейшем восприняты и развиты К. Марксом и Ф. Энгельсом. Одна­ко противоречия предыдущих концепций требовали поиска иного, не­идеалистического обоснования социальной философии. Маркс развил диалектико-материалистическую теорию общества. Его главный принцип: "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание"'.

Фундаментальная роль, по Марксу, принадлежит материальному производству. Объективные процессы взаимодействия природы и труда обусловливают существование людей.

Таким образом, утверждается определяющая роль общественного бытия - объективной социальной реальности по отношению к общест­венному сознанию. Однако само материальное производство нуждается в определенных социально-политических и духовных отношениях, опре­деляет их. Оно играет в обществе системообразующую фундаменталь­ную роль.

Субъектом истории является в таком случае не дух, не лич­ность просветителя, а широкие социальные общности людей, соз­дающие духовно и практически свою действительную жизнь.

Современные социально-философские концепции весьма много­численны, разнообразны по своей проблематике, содержанию, понятий­но-категориальному аппарату, формам выражения и т.д. Отметим ти­пичные, выражающие основные тенденции современного философского мировоззрения, рассматривающие проблему основ существования и раз­вития общества.

Социальная концепция М. Вебера была разработана в конце XIX- начале XX вв. М. Вебер рассматривал общество как сложную систему взаимодействующих экономических, социальных, политических, идеологических и религиозных факторов.

В концепции П. Сорокина при объяснении сущности социального акцент сделан на культурной сфере. Ученый считал, что реальное состоя­ние общества, его развитие определяются "сверхиндивидуальной социо­культурной реальностью", нетождественной материальной реальности.

Нельзя не отметить социальные концепции, развивающиеся в русле сциентистского направления. К ним в первую очередь относится концепция "информационного общества" (А. Тоффлер, Д. Белл, 3. Бжезинский и др.). В ней подчеркивается особая роль науки и техники, про­изводства и максимального использования научно-технической и другой информации в развитии современного общества.

Многообразие существующих социальных концепций, безуслов­но, связано с многообразием существующих обществ, многовариантно­стью их развития, их внутренней сложностью, многоаспектностью. С этой точки зрения разные социальные концепции существуют как взаи­модополняющие друг друга, что, конечно, не исключает необходимых в развитии науки споров, совместных поисков истины, выявления обще­человеческих тенденций развития. В современных социально-философ­ских концепциях в качестве основ общества выделяется деятельность человеческого субъекта вообще, особенно духовная сторона этой дея­тельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.