Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление демографии как науки

Читайте также:
  1. Административное приостановление деятельности за нарушения требований пожарной безопасности
  2. Аттестация рабочих мест, установление льгот работающим во вредных условиях труда.
  3. Банковская реформа в России и становление современная банковской системы
  4. Взаимодействие экономической политики, хозяйственной практики и науки.
  5. Власть как ключевое понятие политической науки.
  6. Влияние античности на становление и развитие современной науки
  7. Возникновение и становление педагогической профессии
  8. Вопрос 1. Определение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Основные школы и направления психологии.
  9. Вопрос 1: Определить сущность, предмет и задачи педагогики как гуманитарной науки. Сформулировать основные педагогические категории
  10. Вопрос 4. Конт - основоположник социологической науки.
  11. Вопрос № 1. Становление криминологии как науки. Основные направления изучения возникновения причин преступности.
  12. Восстановление



В становлении демографии как науки можно выделить три основных этапа.

1. Формирование систем учета населения до 17 века.

Первые упоминания об учете населения уходят вглубь веков. Обычно численность населения и его состав определялись с фискальными целями. Такие учеты населения проводились в Древнем Египте (в 3 – 2 веках до н.э.), Иудее, Месопотамии, Индии и других странах. В Древней Греции с конца 4 века до н.э. определялась численность взрослых мужчин. Великие мыслители древности также уделяли внимание демографической составляющей общественных процессов.

В Древнем Риме регулярный учет населения проводился в военных, фискальных и электоральных целях. В 6 веке н.э. (550 г. н.э.) в Древнем Риме был создан прообраз современного статистического органа – ценз – для проведения переписи свободных граждан. В Законах Юлия Цезаря уже содержатся «зачатки» демографической политики: предоставлялся ряд преимуществ римским гражданам, которые имели троих и более детей, поощрялось вступление в брак.

2. Развитие статистики населения и формирование демографии в 17-18 вв.

Во второй половине 17 века в отдельную область науки выделяется статистика населения. К этому времени были накоплены учетные данные о населении, развивается практика учета населения.

Начало количественному изучению населения было положено в трудах английского ученого Джона Граунта (1648 – 1712 гг.). В его книге, вышедшей в Лондоне в 1662 году, были выявлены особенности тех процессов, которые позднее получили название «естественное движение населения». Им были изучены бюллетени смертности жителей Лондона за 33 года с распределением умерших по полу, причинам смерти, брачному состоянию, на основе чего выявлены возрастные закономерности смертности, взаимосвязи между возрастом и смертностью, которые легли в основу первой построенной им таблицы смертности и представления о частоте события. Расчеты Д. Граунта получили название «условный метод построения таблиц дожития».

Французские мыслители конца 17 – первой половины 18 века выступали за поощрение роста населения (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер. Ж. Руссо), связывая его с богатством страны (экономисты Ф. Кенэ, Д. Юм, А. Смит, Я. Бильфельд). Так, Адам Смит (1723 – 1790 гг.) считал, что бесспорным свидетельством процветания любой страны является возрастание численности ее населения. Я. Бильфельд (1711 – 1770 гг., Германия) полагал, что истинная сила государства заключается во множестве его жителей и ставил вопрос о качестве населения.

Накопленные в 18 веке знания оказали большое влияние на развитие изучения населения. Прежде всего, укоренилось понимание населения как важнейшей составляющей социально-экономического развития. К концу 17 века относится появление самого термина «population» – население (ввел в научный оборот английский философ Ф. Бекон, 1561 – 1626 гг.). Во всех странах Европы и США во второй половине 17-го – первой половине 18-го века население выделилось в самостоятельный объект научного исследования, который изучался преимущественно методами количественного анализа с использованием вероятностных расчетов.



3. Развитие демографии в 19-20 веках.

Решающая роль в развитии статистики населения и демографии принадлежит 19 веку. На протяжении 19-го столетия совершенствовался механизм проведения переписей населения и текущего учета населения. Выдающийся вклад в становление демографии и статистики населения внес бельгийский ученый А. Кетле (1796 – 1874 гг.), который показал, что такие общественные явления, как рождаемость, смертность и другие подчиняются определенным статистическим закономерностям. С его трудов начинается переход от простого количественного описания населения к установлению закономерностей демографических явлений. Наконец, особую роль его труды сыграли в разработке вопросов проведения переписей населения и организации его текущего учета.

Получает распространение термин «демография», прежде всего, во Франции в конце 1870-х гг., где вышла энциклопедическая статья «Демография», а также книга Луи А. Бертильона «Наглядная демография Франции», в которой демография рассматривалась уже в качестве самостоятельной науки.

Если процессы смертности уже нашли отражение в классической работе Джона Граунта, то рождаемость до этого периода систематически еще не рассматривалась. Особое внимание этой проблеме уделил Ж. Бертильон (1855 – 1922 гг.), который организовал обследование населения крупных городов Европы (Парижа, Берлина и Вены) и выявил резкие различия в рождаемости среди населения с разными уровнями доходов.

Во второй половине 19 века завершился процесс выделения демографии в отдельную область науки. Систематизировались способы учета населения. Определились виды движения населения – естественное, механическое и социальное. Сформировались вероятностно-статистические методы демографической науки. Вырос интерес к изучению рождаемости, особенно ее различий в разных социальных и этнических группах населения.

В конце 19 века началось систематическое изучение миграции населения, прежде всего, в США, что способствовало налаживанию и унификации учета мигрантов.

В настоящее время демография рассматривается как наука о закономерностях воспроизводства населения, особенностях их эволюции на разных этапах общественного развития.

Статистика населения, как и социология, могут рассматриваться в качестве методов демографии.

 

Контрольные вопросы

1. Что является объектом и предметом демографии как науки.

2. Какие виды воспроизводства населения включают в себя «узкое» и «широкое» понимание предмета демографии.

3. Что такое естественное, миграционное и социальное воспроизводство населения.

4. Какие этапы можно выделить в становлении демографии как самостоятельной науки.

5. С какими областями научного знания связана демография.





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Административное приостановление деятельности за нарушения требований пожарной безопасности
  2. Аттестация рабочих мест, установление льгот работающим во вредных условиях труда.
  3. Банковская реформа в России и становление современная банковской системы
  4. Взаимодействие экономической политики, хозяйственной практики и науки.
  5. Власть как ключевое понятие политической науки.
  6. Влияние античности на становление и развитие современной науки
  7. Возникновение и становление педагогической профессии
  8. Вопрос 1. Определение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Основные школы и направления психологии.
  9. Вопрос 1: Определить сущность, предмет и задачи педагогики как гуманитарной науки. Сформулировать основные педагогические категории
  10. Вопрос 4. Конт - основоположник социологической науки.
  11. Вопрос № 1. Становление криминологии как науки. Основные направления изучения возникновения причин преступности.
  12. Восстановление




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.225.59.242
Генерация страницы за: 0.007 сек.