Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и методы демографической политики. Цели, задачи и приоритеты современной демографической политики в России и механизмы их реализации

Читайте также:
  1. I . Сущность организации и принципы организации финансов хозяйствующих субъектов.
  2. I и II задачи имеют решение.
  3. I. Общие положения и основы применения спасательных воинских формирований МЧС России
  4. I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ БЕЛОРУССКОЙ ССР
  5. I. Сущность ГиМУ
  6. I. Экономическая сущность иностранных инвестиций
  7. II Методы расчета и переоценки ВВП
  8. II. История развития муниципального управления в России
  9. II. Три точки зрения дизайнера на вещь и методы их реализации
  10. II. Цели, задачи и принципы студенческого самоуправления
  11. II. Экономическое развитие Европы и России в 16-17 веках
  12. II. Этапы становления государственности в России



Тема 11

 

В данной теме рассматриваются: понятие и содержание демографической политики, методы демографической политики, принципы реализации демографической политики, приоритетные направления современной демографической политики в России

 

Демографическая политика – это целенаправленная система мер, предпринимаемых органами власти и управления совместно с другими социальными институтами в целях воздействия на процессы естественного и миграционного воспроизводства населения для достижения определенных демографических результатов (изменения или сохранения тенденций динамики, структуры и воспроизводства населения).

Демографическую политику определяют в узком смысле, ограничивая воздействием только на демографические процессы, и в широком смысле, предусматривая также воздействие на социальные процессы (социально-демографическая политика).

В широком смысле более правильно говорить о социально-демографической политике, заключающейся в воздействии как на количественное, так и качественное воспроизводство (характеристики) населения.

Таким образом, демографическая политика тесно связана с социальной и экономической политикой, но имеет свои особенности.

Содержательно демографическая политика включает три основные направления:

воздействие на процессы естественного движения населения – рождаемость, смертность, брачность, разводимость, а через них – на возрастную структуру населения;

влияние на миграционное перемещение населения (миграционная политика, тесно связанная с политикой в области расселения населения);

воздействие на социальную структуру населения или его качество.

Демографическая политика включает следующие составляющие:

- определение целей политики,

- определение приоритетных направлений демографической политики,

- разработка механизмов их реализации.

Выделяются следующие уровни реализации демографической политики:

межгосударственный уровень (связан в первую очередь с регулированием процессов международной миграции),

государственный уровень (осуществляется регулирование процессов естественного, миграционного движения населения, расселения населения, распределение трудовых ресурсов по территории страны),

региональный уровень – учитывает территориальные особенности демографических процессов и политики,

семейный уровень – на этом уровне принимаются демографические решения, проводятся мероприятия, направленные на укрепление семьи.

По мнению ряда ведущих демографов (Д.И. Валентей, А.Я. Кваша), демографическую политику следует рассматривать как важную составляющую социально-экономической политики в целом, так как социально-экономические процессы через ряд опосредующих механизмов формируют различную интенсивность демографических процессов, темпы изменения населения.



Выделяются следующие группы методов демографической политики:

- экономические (пособия на детей, пособия по многодетности, дифференциация налогов в зависимости от размера семьи, льготы при предоставлении жилья семьям с детьми, развитие сети детских дошкольных учреждений, бытового обслуживания, стимулирующие меры в отношении миграции – ускоренное развитие в местах вселения мигрантов жилищного и социально-культурного строительства, создание рабочих мест),

- административно-правовые (законодательные акты, определяющие минимальный возраст вступления в брак, законодательство о семье и браке, акты, устанавливающие различные льготы при рождении детей, регулирующие производство и использование контрацептивных средств, производство, распространение и потребление алкоголя, устанавливающее льготы для различных социальных групп при приеме на учебу или работу, полный или частичный запрет абортов, ограничение или поощрение миграции),

- идеолого-пропагандистские (информационные меры, реализуемые, как правило, через СМИ в целях регулирования демографических процессов – социальная реклама, пропаганда материнства и детства, здорового образа жизни, пропаганда определенного типа демографического поведения населения, семейное воспитание с помощью СМИ).

Последние две группы мер, как правило, должны обязательно сочетаться с экономическими мерами.

Рассмотрим особенности применения этих групп мер демографической политики.

Среди экономических мер демографической политики в зарубежных странах наиболее распространены разнообразные пособия, надбавки, налоговые льготы.

Система семейных надбавок, выплачиваемых по прогрессивной шкале, наиболее характерна для стран Западной Европы, причем объем их весьма значителен (Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Франция).

Единовременное пособие при рождении ребенка существует во многих странах и рассматривается как часть системы социального страхования; обычно его размер не зависит от уровня семейного дохода. В Австрии, Финляндии, Франции пособие выплачивается всем женщинам в случае рождения детей и независимо от размеров их страховых отчислений. Во Франции пособие дифференцировано по очередности рождений.

Оплачиваемый отпуск по беременности и уходу за ребенком является второй наиболее распространенной мерой демографической политики, его продолжительность, условия предоставления и оплаты существенно варьируют по странам.

В то же время, экономические меры не ограничиваются различными поощрительными выплатами. Важным методом поощрения рождаемости и формирования нового демографического поведения являются льготы семьям с детьми, молодым семьям. К экономическим мерам относятся также различные непрямые льготы (транспортные, жилищные, образовательные).

Среди форм помощи семье, - предоставление целевых денежных кредитов на льготных условиях для покупки жилья и предметов длительного пользовании (часть таких кредитов погашается при рождении первого или второго ребенка, при рождении третьего – погашается полностью).

Включают также меры, дающие возможность женщинам, имеющим детей, эффективно работать в общественном производстве, совмещать уход за ребенком и трудовую деятельность (широкое использование неполного рабочего дня, работа по скользящему графику).

Важным элементом поощрения рождаемости является также увеличение объемов производства и бесперебойной продажи по доступным ценам качественного детского питания и одежды.

В системе экономических мер демографической политики особое значение имеет расширение сети и улучшение качества работы детских дошкольных учреждений.

Важным элементом поощрения рождаемости может быть развитие сети бытового обслуживания (прачечные, доставка продуктов, институт нянь).

Административно-правовые меры демографической политики.

Ранее других развитых стран на путь модернизации семейного законодательства встали скандинавские страны, Великобритания, Франция, США, Канада. Наиболее консервативно законодательство стран Пиренейского полуострова, в которых сильно влияние католической церкви.

Минимальный возраст вступления в брак для мужчин варьирует от 21 года в Германии до 16 лет в Великобритании, 18 летний возраст является наиболее распространенным, для женщин – от 18 лет в большинстве стран до 14 лет в Греции.

Законодательство, регулирующее развод, в целом характеризуется тенденцией к либерализации. В Ирландии и странах Пиренейского полуострова развод практически невозможен. Во Франции, Италии, Греции закон предоставляет ряд поводов, формально приводящих к разводу. В Бельгии, Финляндии, Германии законодательство о разводе более либеральное.

В ряде стран существует такая форма отношений, как сепарация, не означающая юридического прекращения брака, но разрешающая сожительство с другим партнером (часто является обязательным этапом, предшествующим формальному разводу).

Принципы реализации демографической политики (В.М. Медков):

- принцип суверенности семьи – означает, что сама семья независимо от государства имеет право принимать любые решения, затрагивающие демографические события (рождение или отказ от рождения и т.д.),

- принцип свободы выбора – тесно связан с принципом суверенности семьи и означает наличие подлинной возможности в обществе выбирать любой тип демографического, семейного поведения,

- принцип общественного договора – означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства, т.н. своеобразный общественный договор семьи и государства, регулирующий социально-экономические права и взаимодействия между ними,

- принцип единства целей государственной и региональной демографической политики,

- принцип социального участия – означает участие в формировании и реализации демографической политики трех основных субъектов социальной жизни – семьи, различных социальных и общественных объединений, государства в лице органов власти и управления.

Цели демографической политики не должны сводиться к формированию желаемых количественных параметров процессов воспроизводства населения, речь идет о создании типа воспроизводства населения с новым качественными характеристиками.

В процессе формирования демографической политики важно провести всесторонний анализ факторов, влияющих на демографические процессы – экономических, этнических, политических, исторических, медицинских, конфессиональных, социальных.

 

Современный этап демографического развития отличается большим разнообразием переходных форм и соответственно, мер демографической политики. В настоящее время выделяются 4 фазы демографического перехода – от традиционного типа воспроизводства (с высокой рождаемостью и смертностью) до современного типа (с низкой рождаемостью и смертностью и минимальным приростом населения).

Большинство развивающихся стран находятся на переходных фазах (2 или 3), когда смертность уже более или менее снижена, а рождаемость еще высока.

В странах с современным типом воспроизводства населения (относительно невысокие показатели естественного прироста населения) активно проводится демографическая политика, цель которой повысить рождаемость и естественный прирост, - это европейские страны (Франция, Австрия, Дания, Чехия, Венгрия и т.д.).

 

Таблица 36

 

Основные демографические показатели по странам мира,

на 1000 населения

 

Страна Рождаемость Смертность Коэф-т младенческой смертности Естественный прирост (убыль)
Европа        
Германия 8,2 9.9 3,8 -1,7
Греция 10,1 9,5 3,7 0,6
Испания 10,9 8,4 3,8 2,5
Италия 9,5 9,5 4,2 0,0
Норвегия 12,6 8,9 3,2 3,7
Великобритания 12,4 9,4 5,0 3,0
Финляндия 11,2 9,1 2,8 2,1
Франция 13,0 8,5 3,6 4,5
Швеция 11,7 10,0 2,8 1,7
Венгрия 9,9 13,1 5,7 -3,2
Польша 9,8 9,7 6,0 0,1
Румыния 10,1 11,9 13,9 -1,8
Украина 9,8 16,2 10,1 -6,4
Литва 9,2 13,2 6,8 -4,0
Азия        
Вьетнам 19,9 6,4 13,5
Израиль 20,8 5,6 4,4 15,2
Индия 23,5 7,5 57,0 16,0
Иран 17,8 5,8 12,0
Китай 12,1 6,8 5,3
Пакистан 24,6 6,6 76,7 18,0
Турция 18,7 6,2 22,6 12,4
Япония 8,7 8,6 2,6 0,1
Азербайджан 17,8 6,2 10,1 11,6
Армения 11,7 8,5 13,9 3,2
         
Казахстан 19,7 10,3 13,9 9,4
Киргизия 23,3 7,4 29,2 15,9
Таджикистан 26,7 4,6 22,1

Продолжение таблицы 36

 

Африка        
Египет 25,2 6,1 19,4 19,1
Америка        
Аргентина 17,9 7,5 12,9 10,4
Канада 10,7 7,1 3,6
Мексика 4,7 6,6
США 14,2 8,1 6,6 6,1
Австралия 12,9 6,5 6,4

 

Так, Франция раньше других стран испытала на себе влияние демографического перехода и проблему низкой рождаемости – уже с середины 19 века. Фактически Франция явилась своеобразным полигоном для отработки и изучения различных методов демографической политики и их эффективности. В Германии эта проблема стала актуальной в конце 19 века, когда усилилось движение в поддержку внутрисемейного регулирования рождаемости.

В Швеции в 30-е годы 20 века был официально сформулирован демографический курс, сочетавший материальное стимулирование рождаемости с либеральной политикой регулирования деторождения, что отличало шведскую модель от демографической политики Франции и Германии тех лет.

В настоящее время в этих странах в основном используются экономические рычаги (пособия по уходу за детьми, льготные кредиты молодым семьям, увеличение оплачиваемого послеродового периода).

В странах с типом воспроизводства, отличающимся высокими показателями рождаемости и естественного прироста, демографическая политика направлена на снижение рождаемости и естественного прироста населения (Китай, Индия, Бангладеш, Нигерия, Вьетнам). В этих странах проводится жесткая политика планирования семьи.

Ограничение рождаемости, в первую очередь зависящее от демографического поведения населения, достигает наилучших результатов при осознанном внутрисемейном регулировании деторождения.

Комплексное решение проблем демографического развития характерно для Китая.

Уже в 1954 году было заявлено о необходимости принятия мер по ограничению рождаемости, ограничению числа детей в семье и повышения возраста вступления в брак, в следующих направлениях: массовая пропаганда, реализация мер по ограничению рождаемости на всех уровнях, распространение средств ограничения рождаемости.

В 1979 году началось активное осуществление политики однодетной семьи (с 1974 года показатель прироста населения включается в народнохозяйственный план).

Вводятся стимулы к ограничению числа рождений одним ребенком:

женщинам, взявшим обязательство иметь одного ребенка, вручается удостоверение «отличника планирования рождаемости», что дает право преимущества при устройстве в детские учреждения, в получении медицинского обслуживания, предоставлении жилья,

единственный ребенок имеет преимущество при поступлении в вуз, распределении на работу,

родители с одним ребенком до достижении им 14 лет ежемесячно получают денежное пособие в размере 10% от заработной платы, освобождаются от уплаты налогов на воспитание и образование.

Благодаря этим мерам ежегодный прирост населения Китая сохраняется в последнее десятилетие в пределах 0,9-1%.

Однако, ряд развивающихся стран, например, Эфиопия, проводят политику, поощряющую и без того высокий прирост численности населения, что связано с внешнеполитическим курсом страны.

 





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1193; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.155.169
Генерация страницы за: 0.01 сек.