Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность учителя при подготовке к проверке достижений учащихся




Методика проверки достижения учащимися целей обучения физике

Проверка знаний и умений учащихся наиболее полно выполняет свои функции в том случае, если она проводится в определенной системе, в связи со всем учебным процессом, поскольку только применение различных методов проверки, их разумное сочетание позволяет всесторонне проверить знания и умения учащихся и дать им объективную оценку. Поэтому проверка знаний и умений учащихся должна планироваться и представлять собой определенную систему.

Составляя календарно-тематические планы, учитель предусматривает в них место и метод проверки, определяет, какие знания и умения должны быть проверены. Для этого:

- проводится структурный и содержательный анализ темы,

- выделяются элементы знаний (явления, понятия, величины, зависимости, законы, приборы и т.д.), которые на том или ином этапе обучения должны быть усвоены учащимися,

- выделяются умения (конкретные пред­метные и общеучебные), которые у них должны быть сформированы.

Затем определяется требуемый уровень усвоения того или иного элемента знаний и сформированности того или иного умения. Так, в некоторых случаях учащиеся должны уметь воспроизводить элементы знаний, в других - применять их к объяснению известных явлений, в третьих - переносить изученное на область новых неизвестных пока явлений.

То же относится и к умениям: в одних случаях учащиеся должны уметь выполнять деятельность по образцу под руководством учителя, в других случаях - выполнять деятельность по образцу самостоятельно, в третьих - переносить умения в знакомую ситуацию, в четвертых - переносить умения в незнакомую ситуацию.

Например, учащиеся VIII класса изучают понятие напряжения. На первом этапе они должны знать определение этого понятия, его буквенное обозначение, его еди­ницы. Для проверки усвоения понятия на этом уровне достаточно ставить перед учащимися вопросы, ответы на которые требуют воспроизведения знаний.

Например: «Какая физическая величина называется напряжением?»; «Что такое 1 В?» Однако понятие напряжения можно считать усвоенным, если учащиеся понимают его физический смысл и умеют применять понятие к решению задач. Это уже следующий этап усвоения понятия, и здесь недостаточно заданий только на воспроизведение знаний, необходимо использовать задания, проверяющие умения учащихся пользоваться понятием.

Например: «Что означает выражение: напряже­ние на участке цепи 40 В?»; «В каком случае при перемещении по участку цепи заряда 10 Кл совершается большая работа: при напряжении на этом участке 127 В или 220 В?» Далее учитель решает, где, на каком уроке и с помощью какого метода следует проверять знания и умения учащихся.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся могут прово­диться на различных этапах учебного процесса. В дидактике различают предварительную, текущую, периодическую и итоговую проверки.

Предварительная проверка проводится с целью выявления исходного уровня знаний учащихся перед объяснением нового материала.

Текущая проверка осуществляется на всех этапах усвоения учебного материала.

Периодическая проверка проводится после изучения темы, раздела курса физики или в конце учебной четверти.

Итоговая проверка имеет место в конце изучения курса (в конце учебного года).

В дальнейшем мы будем выделять текущую и итоговую проверки, понимая под текущей проверкой систематический учет знаний учащихся, а под итоговой - учет знаний учащихся после изучения темы, раздела, в конце четверти или учебного года.

Для текущей проверки знаний и умений целесообразно исполь­зовать устный опрос (индивидуальный у доски или фронтальный), физические диктанты, кратковременные контрольные работы, тесты, индивидуальные или фронтальные лабораторные работы и опыты.

При итоговой проверке наиболее эффективны индивидуаль­ный устный опрос, часовые контрольные работы, сочинения и рефераты, фронтальные и индивидуальные лабораторные работы, физический практикум. К организационным формам итоговой проверки знаний и умений относятся также зачет (обычно тема­тический) и экзамен.

Для устной проверки выделяются наиболее важные и сущест­венные вопросы; их число определяется временем, которым рас­полагает учитель на уроке. Поставив перед учащимися вопрос, учитель отмечает, какие положения необходимо раскрыть при ответе.

Например, рассказывая о законе Гей-Люссака, ученик должен:

а) дать определение изобарного процесса, б) сформулировать условия, при которых он протекает,

в) сформулировать закон Гей-Люссака,

г) записать формулу закона и пояснить ее,

д) начертить график зависимости объема данной массы газа от температуры при постоянном давлении,

е) пояснить зависимость с точки зрения молекулярно-кинетических представлений,

ж) определить границы применимости закона.

Составление такого плана позволяет обучать учащихся уме­нию строить ответ; четко, правильно и лаконично выражать свои мысли. Это очень важная задача, так как если учащийся не умеет четко отвечать, то на уроке учителю приходится тратить время на постановку дополнительных вопросов, на выделение главных по­ложений в ответе. Кроме того, отсутствие у учащихся умения строить ответ не позволяет им активно участвовать в беседе, в обсуждении и решении определенных задач. Чтобы обучать учащихся' умению отвечать, полезно, объясняя новый материал, выделять Равное, основное в нем. Можно предлагать учащимся при подго­товке домашнего задания составлять план ответа. Выполняя такое эадание, они не только учатся выделять главные мысли, но и определять последовательность их изложения. Такие планы помогут Учащимся в дальнейшем при повторении соответствующего учебного материала.

Устные ответы у доски должны сопровождаться рисунками, чертежами, графиками, демонстрацией опытов. Ученику, отвечающему у доски, необходимо предоставить время для обдумывания ответа. Вэто время можно провести с классом фронтальный опрос, проверить выполнение домашнего задания или решить за­дачу вместе с учеником, вызванным для этой цели к доске.

Следует отметить, что при устной проверке, особенно индивидуальной, существует опасность снижения активности класса, так как во время опроса большая часть учащихся выступает в роды пассивных слушателей. Поэтому при проведении устной проверки учитель должен активизировать познавательную деятельность учащихся. С этой целью полезно предлагать им рецензировать ответы своих товарищей, исправлять и дополнять их. За правиль­ные и существенные дополнения следует выставлять оценки.

При фронтальном опросе учащиеся обычно отвечают с места вопросы в этом случае должны требовать краткого ответа. В ка­честве примера рассмотрим построение фронтального опроса на уроке, посвященном уравнению Менделеева-Клапейрона. Цель проверки - обобщить и актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения нового материала. В связи с этим могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Какой газ называется идеальным?

2. Какие параметры харак­теризуют состояние газа?

3. Как читается и записывается уравнение состояния идеального газа?

4. Как называется константа «А:» в уравнении состояния идеального газа?

5. Каковы ее значение и фи­зический смысл?

6. Что называется концентрацией газа?

7. Чему равна постоянная Авогадро и как она связана с числом молекул?

8. Что называется количеством вещества, какова его единица?

Набор вопросов представляет собой некую систему, так как вопросы взаимосвязаны и расположены в той последовательности, в какой ответы на них будут использованы при объяснении нового материала. Этот опрос позволяет логично перейти к объ­яснению темы урока, поставить перед учащимися познавательную задачу и установить связь между изученным и новым материалом.

Успех и эффективность проверки знаний во многом определя­ются качеством задаваемых вопросов. Все вопросы должны быть строго целенаправленными и требовать однозначного ответа. Наряду с вопросами, предполагающими простое воспроизведение знаний, перед учащимися необходимо ставить вопросы, разви­вающие их мышление. В этом отношении весьма эффективными являются вопросы, требующие объяснения сущности и причины того или иного явления, сравнения явлений с целью определения существенных признаков, а также сходства или различия.

Для проверки знания учащимися определений, смысла физиче­ских величин, их единиц, умения читать графики и т.д. используются физические диктанты. Проводятся они следующим образом: учитель читает начало предложения, а учащиеся записывают его и заканчивают. Чтобы индивидуализировать работу учащихся и уменьшить вероятность списывания, целесообразно проводить многовариантные физические диктанты. Например, чертят на доске или проецируют на экран графики зависимости проекции скорости от времени (разные для каждого варианта)

К этим графикам даются одинаковые задания, и их читает учитель:

1. Данные графики выражают зависимость между....

2. График 1 является графиком зависимости проекции скорости от времени при... движении.

3. Уравнение этого движения имеет вид....

4. График 2 является графиком зависимости проекции скоро­сти от времени при... движении.

5. Уравнение этого движения имеет вид....

6. Точка пересечения графиков означает ....

7. Запервые 2 с движения перемещение первого тела равно....

Иногда используют магнитофон, на котором предварительно записаны вопросы. После каждого вопроса следует пауза, необ­ходимая для того, чтобы учащиеся успели записать ответ.

Для проверки знаний учащихся и их интеллектуальных умений проводят контрольные работы. Они могут быть как кратковре­менными, рассчитанными на 10-15 мин, так и длительными, рассчитанными на урок. Кратковременные контрольные работы используются, как правило, для текущей проверки и служат цели определения уровня знаний только что изученного материала или умений учащихся решать типичные задачи на применение только ito изученного закона. Обычно кратковременные контрольные работы проводятся без предупреждения.

При завершении изучения определенной темы курса физики проводится контрольная работа, рассчитанная на урок.

Цель такой работы - проверить знание учащимися темы в целом и умения решать не только тренировочные, но и комбинирован­ие задачи по теме; в нее наряду с вычислительными целесооб­разно включать графические и качественные задачи.

В конце учебного года в каждом классе обычно проводится обобщающая контрольная работа, цель которой - проверить прочность знаний учащихся по основным вопросам, изученным в данном классе, и качество сформированных умений.

Для обеспечения большей самостоятельности учащихся при выполнении контрольной работы составляют несколько вариантов заданий. Эти варианты должны быть равноценными, содержать типичные задачи, соответствующие требованиям стандарта, а также более сложные, комбинированные. Для индивидуализации процесса проверки знаний целесообразно подготовить дополнительные задания для хорошо успевающих учащихся.

Контрольные работы должны быть проверены к следующему уроку, иначе утрачивается обучающая функция проверки. Результаты выполнения работ необходимо тщательно анализировать причем следует обращать внимание учащихся не только на допу­щенные ошибки, но и на хорошо выполненные и оформленные работы. Это поможет реализации обучающей и воспитывающей функций проверки.

С помощью заданий тестового типа можно оперативно проверить знания.

(ЗАДАНИЕ: составить всевозможные тесты!!!)

 

Лекция 15

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

При определении метода или формы проверки знаний и умений учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся.

Устная проверка приемлема на любом этапе обучения физике. Однако учащиеся средних классов затрудняются построить связный рассказ о физическом явлении, они слабо владеют терминологией, в первый год изучения физики не умеют объяснять явления, поэтому в основной школе, особенно в VII классе, чаще применяется фронтальная устная проверка знаний.

Это не означает, что индивидуальный опрос не надо проводить, напротив, он должен все время практиковаться, и долю его в общей системе проверки следует по­стоянно увеличивать, обучая учащихся строить связный рассказ о том или ином элементе физического знания. Постепенно следует приучать учащихся пользоваться доской, физическими приборами.

При устном индивидуальном опросе в основной школе тему обычно разбивают на более мелкие части, чем в старших классах.

В основной школе шире, чем в старшей, следует практиковать физические диктанты и тесты. При этих формах проверки знаний учащимся приходится мало писать, что важно для учащихся VII-VIII классов. Кроме того, диктанты и тесты дают возможность проверить зна­ния на том уровне усвоения, который характерен для многих понятий, изучаемых в основной школе. Помимо этого, в VII и VIII классах есть ряд тем («Введение», «Первоначальные сведения о строении вещества», «Электромагнитные явления»), по которым не предполагается решение задач, запись ответов на качественные вопросы занимает у учащихся много времени, поэтому тесты и физические диктанты оказываются в этом случае весьма удобными формами проверки знаний.

В VII и VIII классах целесообразно применять различные занимательные формы проверки знаний: чайнворды, кроссворды и т.д. Применение игровых форм проверки повышает интерес уча­щихся к этому этапу учебного процесса, активизирует их работу.

Итоговая проверка знаний в основной школе обычно проводит­ся в форме устного опроса по теме, письменных или практических контрольных работ. В старших классах иногда практикуется такая форма итогового контроля, как зачет.

Зачет проводится по наиболее крупным темам в урочное время. При этом часть учащихся пишет контрольную работу, другие отвечают устно, третья группа работает по специальным дидактическим материалам. Учитель заранее планирует для каждого ученика содержание и метод проверки.

Итоговой проверкой знаний и умений учащихся по физике является экзамен, который может проводиться после окончания основной и полной средней школы. Экзамен по физике не входит в число обязательных, однако он может предлагаться как региональный, тогда его сдают все учащиеся. Если этот экзамен в число региональных не входит, то он сдается учащимися по выбору. При этом для учащихся классов физико-математического профиля он обязателен.

Экзамены дают возможность проверить глубину, осознанность и прочность знаний учащихся, понимание ими основных идей и принципов физики, применений знаний на практике.

Конкретные требования к знаниям учащихся при итоговой проверке определяются Государственными образовательными стандартами и получают отражение в экзаменационных билетах. Каждый билет включает один или два теоретических вопроса и задачу или лабораторную работу.

Таким образом, появляется возможность проверить знания учащихся и их теоретические или практические умения. Если экзамен по физике проводится как ре­гиональный, то билеты составляются Департаментом образова­ния. Школа может расширить содержание билетов (но не сузить) и утвердить их в Департаменте образования. Если проводится эк­замен по физике по выбору учащихся, то билеты составляются в школе и утверждаются администрацией. Содержание билетов до­водится до сведения учащихся за несколько недель до экзамена.

При этом указывается не сама задача, которая будет на экзамене, а подобная ей или тип задачи. Тексты задач учитель либо подби­рает из задачников, либо составляет сам. Обычно учитель составляет несколько вариантов задач, так как в параллели, как правило, несколько классов. Обычно для двух-трех параллельных классов составляют два варианта задач, для четырех-пяти - три.

При ответе на теоретические вопросы билета учащиеся должны показать знание и понимание основных физических идей, теорий, принципов и законов, умение применять их для анализа и объясне­ния физических явлений. Учащиеся должны знать определение изучаемых в школе физических величин и понимать их смысл.

Свой ответ ученик иллюстрирует графиками, чертежами, записями. Желательно, чтобы ответ сопровождался демонстрацией опытов. С этой целью учитель заранее готовит необходимые приборы и выставляет их на демонстрационный стол.

При решении задачи от учащихся требуется умение правильно объяснить физический процесс, описываемый в условии задачи, проанализировать задачную ситуацию, применить необходимые закономерности и законы, правильно выполнить математические вычисления, проанализировать ответ. Решение задачи проводится в общем виде и при необходимости сопровождается рисунками, чертежами и графиками.

Выполняя лабораторную работу, учащийся демонстрирует Уровень сформированных у него практических умений. С этой Целью он собирает экспериментальную установку, выполняет эксперимент, производя необходимые измерения, вычисляет результат и оценивает погрешность измерений.

Члены экзаменационной комиссии выслушивают ответ учаще­еся по билету, без необходимости не прерывая его. Экзаменующемуся могут быть предложены дополнительные вопросы, как правило, в пределах материала, предусмотренного билетом. Если, отвечая по билету, учащийся не обнаружил удовлетворительного знания материала, ему могут быть заданы дополнительные вопросы по другим разделам программы.

Подготовку к экзамену учитель начинает заранее. Помимо того, что она осуществляется в специальное время, отведенное программой для повторения материала, целесообразно отводить для этой цели в четвертой четверти время на каждом уроке. Учащимся следует завести специальную тетрадь для подготовки к экзаменам и записывать в ней планы ответов на вопросы билета и основные тезисы, а также решение задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.