Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверка практических умений по физике




Проверка сформированности мировоззрения.Мировоззрение человека - столь сложное личностное образование, что получение однозначных и тем более количественно выраженных данных о состоянии мировоззрения вряд ли вообще возможно. На уроках физики можно лишь попытаться получить некие суждения о сформированности фундамента мировоззрения в рамках естественнонаучного и некоторых элементов гносеологического аспекта мировоззрения, о наличии определенных взглядов и убеждений учащихся (касающихся понимания природы и процесса ее познания), а также о сформированности отдельных черт мышления учащихся.

Следует иметь в виду, что знания человека очень мало говорят о решении человеком принципиальных мировоззренческих проблем и о том, как человек будет действовать в реальной ситуации мировоззренческого выбора, т.е. о том, каково в действительности мировоззрение человека. Применительно к процессу обучения физике взгляды и убеждения можно рассматривать лишь как на­личие эмоциональной окраски мировоззренческого знания, готовности и умения отстаивать свою точку зрения. Мировоззренческий аспект работы учителя физики по развитию мышления учащихся, как было показано в 2.4, во многом определяется формированием умения оперировать диалектическим противоречием.

С этих позиций рассмотрим упрощенный подход к проблеме проверки сформированности мировоззрения учащихся, а именно применение специальных заданий. Эти задания могут быть предложены в устной и письменной формах, они должны органично вписываться в урок физики, и по результатам их выполнения можно сделать некоторые выводы о знаниях, взглядах и убеждениях учащихся.

Такие задания должны образовывать систему, соответствую­щую системе работы по формированию мировоззрения, и удовле­творять следующим требованиям:

1) система заданий должна включать подсистемы, соответствующие трем компонентам формирования мировоззрения (см. таблицу);

2) система заданий может ограничиться рассмотрением вопросов в рамках естественнонаучного и отдельных элементов гносеологического аспектов мировоззрения;

3) в систему должны войти задания, охватывающие три группы философских обобщений о материальности, диалектичности познаваемости мира;

4) подсистемы в рамках различных компонентов формирова­ния мировоззрения должны быть многоуровневыми.

Таблица

Компонент (уровни мировоззрения) сформированности   I     III  
Знания   Воспроизведение   Применение без философской терминологии   Применение с формулировкой философского положения  
Взгляды и убеждения   Уверенность в истинности знаний   Готовность отстаивать свои взгляды   Применение знаний при наличии препятствий  
Диалектическое мышление   Работа с противоречием «и-и»   Работа с проти­воречиями «и-и», «ни-ни»   Работа с противоречиями «и-и», «ни-ни» одновременно  

 

Последнее требование означает, что целесообразно выделить уровни, на которых могут быть сформированы знания, взгляды и убеждения, диалектическое мышление. Условимся о выделении трех уровней для каждого компонента мировоззрения. Эти уровни представлены в таблице.

Рассмотрим примеры заданий разных типов.

1. Какие два фактора обеспечивают существование земной атмосферы? Что произойдет, если одна из причин «исчезнет»?

Это задание предназначено для изучения сформированности обобщенных знаний на уровне применения без использования философской терминологии и проверяет понимание таких обоб­щений, как причинно-следственные связи явлений и единство и борьба противоположностей.

2. Верно ли утверждение «Частицыгазов и жидкостей движутся, а частицы твердого тела - нет»?

Этот вопрос можно отнести к заданиям, выявляющим взгляды и убеждения на уровне уверенности в истинности знаний о движении как неотъемлемом атрибуте материи и о разнообразии форм Движения материальных объектов. Эти обобщения относятся к группе обобщений о материальности мира.

3. Почему мы уверены в том, что тела состоят из частиц, непрерывно и хаотически движущихся и взаимодействующих, ведь мы их никогда не видим невооруженным глазом?

Формулировка этого задания моделирует ситуацию спора, включает «возражение». Поэтому можно считать, что данный вопрос проверяет сформированность взглядов и убеждений на уровне готовности отстаивать свою точку зрения, в данном случае по вопросу об опытекак источнике знаний и критерии истинности.

4. Какой из законов Ньютона является самым главным? Это задание сформулировано так, будто действительно можно назвать «главный» закон, и, следовательно, можно отнести задание к тем, которые требуют применения знаний о неразрывной связи, равноправии законов Ньютона, составляющих систему за­конов, при наличии преграды, препятствия, определенной «провокационности». Знания при этом относятся к группе обобщений о познаваемости мира.

5. Что такое электрический заряд - свойство или физический объект?

Этот вопрос позволяет вскрыть наименее диалектичное из воз­можных противоречий вида «и то, и другое» на примере рассмот­рения разнообразия материальных объектов. В то же время можно отнести это задание и к заданиям о группе обобщений о познаваемости мира, поскольку для его выполнения необходимо понимание закономерностей процесса познания, а именно того, что в системе понятий отражаются объективные стороны материального мира и что в ряде случаев один и тот же термин обозначает разные понятия.

6. Что такое электромагнитная волна - физический объект или процесс?

Это задание одновременно требует применения знаний с формулировкой философского обобщения, в данном случае о единстве материи и движения, и работы с противоречием «и-и», т.е. выявляет как обобщенные знания так и диалектичность мышления.

7. Какая из формул для напряженности электрического поля верна:

Е = kq/r2; F = U/d

Выполнение задания предполагает умение «видеть» противоречия «и-и», «ни-ни», поскольку каждая из формул верна соответственно для поля точечного заряда и для однородного поля и в то же время неверна для других видов полей. По содержанию этот вопрос относится к группе обобщений о познаваемости мира, поскольку он отражает проблему конкретности истины.

8. Выберите верный вариант ответа на вопрос « Что такое свет?».

Варианты ответов: А. Электромагнитные волны; Б. Поток частиц - фотонов; В. И то, и другое; Г. Ни то, ни другое; Д. Ни один из ответов не подходит.

При выполнении этого задания учащиеся должны показать понимание единства и борьбы противоположностей и владение диалектическим противоречием на самом высоком уровне - «и то, другое, ни то, ни другое одновременно».

Из анализа приведенных примеров хорошо видно, что сложно разделить задания на воспроизведение и применение знаний, поскольку это зависит от того, что и в каком плане обсуждалось учителем и учениками на уроке. Сложно также четко определить, к какой группе обобщений относится идея, положенная в основу того или иного задания, поскольку все группы обобщений пере­плетаются и проникают друг в друга. Сложно разграничить разные уровни сформированности убеждений и диалектического мышления.

Все приведенные выше характеристики заданий являются весьма условными.

Очень важен вопрос о том, как такие задания проверять и оце­нивать. В качестве одного из возможных вариантов может выступать метод поэлементного анализа ответа для сравнения с эталонным.

Учитель, читая письменный ответ учащегося или слушая его устный ответ, мысленно представляет себе «идеальный» с его точки зрения ответ, который можно назвать эталонным. Этот эталонный ответ включает определенные элементы знаний. Элементы знаний в ответе ученика могут присутствовать в иной последовательности, нежели предполагает учитель, каждый элемент знаний может быть раскрыт с разной степенью полноты, глубины и правильности.

Учитель может отметить для себя, как отражен в ответе ученика тот или иной элемент знаний, например, оценив наличие этого элемента знаний так - «плюс», «плюс-минус», «минус-плюс», «минус». По общему числу плюсов и минусов может быть выставлена общая отметка за ответ, например, по пятибалльной шкале.

Рассмотрим вариант поэлементного анализа эталонного ответа на вопрос «Существуют ли силы и массы действительно, или это мы придумали такие величины? Ответ поясните».

Элементы знаний:

1. Масса - характеристика свойства тел - инертности.

2. Сила - характеристика действия одного тела на другое при взаимодействии.

3. Физические величины количественно характеризуют объективно существующие свойства объектов и явлений.

4. Названия величин могли бы быть и другими.

5. Единицы величин можно выбирать разные. Приведенный поэлементный анализ не является единственно возможным.

Воспитательное значение использования заданий мировоззренческого характера очень велико, поскольку, выполняя их, Учащиеся получают возможность размышлять над противоречиями и неоднозначными проблемами.

Любое задание мировоззренческого характера, предъявляемое учащемуся, может выполнять как контролирующую, так и обучающую функцию. Преобладание одной из них часто очень спорно. Поэтому проверка результатов работы по формированию мировоззрения учащихся при обучении физике лишь весьма условно может быть выделена в самостоятельный компонент деятельность учителя физики.

Лекция 16

 

В Государственном образовательном стандарте и в учебных программах по физике определены практические умения, кото­рыми должны овладеть учащиеся на каждом году обучения. По­этому проверка качества сформированных у учащихся практических умений является составной частью всей системы проверки. Осуществить ее можно в форме индивидуальных и фронтальных опытов и лабораторных работ, а также в форме работ физического практикума.

При индивидуальной проверке вызванный к доске ученик вы­полняет экспериментальное задание, а все учащиеся класса вни­мательно следят за ответом и комментируют его. Задания могут быть самыми разнообразными: от определения цены деления шкалы приборов и их показаний до выбора приборов для проведения того или иного опыта, планирования его и выполнения. Характер задания зависит от того, какое умение и на каком уровне должно быть сформировано и проверено.

Фронтальную проверку практических умений можно осущест­влять в процессе выполнения обычных лабораторных работ либо при выполнении контрольных лабораторных работ. Например, к моменту выполнения в VIII классе лабораторной работы «Опре­деление удельной теплоемкости твердого вещества» учащиеся должны уметь пользоваться весами, мензуркой, термометром - эти умения могут контролироваться. При выполнении лабораторной работы «Измерение сопротивления проводника» (VIII класс) учащиеся должны уметь собирать электрическую цепь, включать в нее амперметр и вольтметр, соблюдая полярность, пользоваться этими измерительными приборами. Все эти умения могут здесь контролироваться.

Если учащиеся выполняют контрольную лабораторную работу, то они получают специальные карточки с заданиями, которые могут заключаться в выполнении одного опыта или целой лабораторной работы. Чтобы обеспечить самостоятельность учащихся при выполнении контрольной лабораторной работы, им предлагают разные варианты заданий либо одинаковые задания, но с различными приборами и материалами.

Наблюдая за работой учащихся, проверяя их письменные отчеты, учитель получает представление о том, насколько полно сформированы у них практические умения.

Чтобы провести целенаправленное наблюдение за работой, учащихся и четко фиксировать их достижения, необходимо выделить те умения, которые подлежат контролю в данной работе, и направить все внимание на фиксацию характера выполнения действий, связанных именно с этими умениями.

Например, при выполнении практических заданий, связанных с измерением ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, могут быть проверены такие умения, как: обращение с источником тока, сборка электрической цепи, включение в цепь амперметра и снятие его показаний, включение в цепь вольтметра и снятие его показаний, вычерчивание схем электрических цепей, вычисление погрешности измерений.

Помимо этого, если соответствующим образом было построено обучение, можно проверить умение учащихся планировать данную экспериментальную работу, умение отобрать приборы для ее выполнения и обосновать свой выбор.

Во время выполнения работы учитель наблюдает за учащимися и на листе с их фамилиями делает соответствующие пометки, например: «перепутал полярность при включении амперметра или вольтметра в цепь», «неправильно включил амперметр», «неправильно определил цену деления шкалы вольтметра» и т.п.

Большие возможности для проверки практических умений учащихся дает физический практикум. Практикум решает свои, отличные от фронтальных лабораторных работ, задачи. Поэтому он позволяет проверять и иные умения. Например, при выполнении задания по определению индуктивности катушки можно контролировать умения учащихся пользоваться авометром, собирать цепь с источником переменного тока, включать амперметр и вольтметр в цепь переменного тока и снимать их показания.

При изучении второго закона Ньютона с помощью прибора по кинематике и динамике можно проверить умения компенсировать силу трения, измерять время с помощью секун­домера или метронома, измерять расстояние с помощью линейки, синхронизировать начало отсчета времени и начало движения тела, оценить погрешность прямых измерений и полученного ре­зультата.

Оценка практических умений проводится в этом случае так же, как и при выполнении фронтальных лабораторных работ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.