Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в культурологию

Исследование культуры имеет глубокие философские традиции и всегда привлекало и привлекает внимание представителей других наук (археологии, этнографии, истории, социологии). Каждая из которых занималась своей областью. Лишь ХХ век делает попытки осознать культуру как целое, реализовать потребность и возможность меж предметного исследования культуры.

Культурология рассматривается как комплексная наука, междисциплинарная, изучающая культуру как целостное общественное явление. В настоящее время культурология находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости.

Трудности становления культурологии вызваны сложностью, многоплановостью понятия культуры как «онтологического» феномена.

В настоящее время существует множество представлений о культурологии. Среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.

1). Рассмотрение культурологии как комплекса дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом является изучение культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, результатом должна быть система знаний о культуре.

2). Представление культурологии как раздела дисциплин, изучающих культуру.

3). Обнаружение стремлений рассмотрения культурологии как самостоятельной научной дисциплины. Это предполагает определения предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Огромное значение для становления культурологии имеет понимание сущности культуры. Категория «культура» привлекала и привлекает многих исследователей глубиной своего содержания. Множество смысловых оттенков понятия «культура» определяется широтой охватываемых явлений, что накладывает свой отпечаток на понимание и употребления термина «культура» различными дисциплинами и в различные исторические эпохи.

Если говорить о культурологии как комплексной науке, то можно выделить «корпус» данной научной дисциплины:

- история культуры (которая дает историческое обоснование существования культуры);

- история культурологии (подразумевает история развития культурологических идей, поиск лиц, авторов и выделение их взглядов на культуру);

- философия культуры (теория культуры, метафизика, структура, взаимодействие человека и культуры, культуры и природы и т. д.);

- социология культуры (изучение множественности субкультур, современный срез культуры и т. д.);

- культура антропологии (близка к этнографии; она питается традиционными образованьями; означает фиксацию универсалей культуры);

- прикладная культурология.

На основе «корпуса» культурологии можно выделить основные ее формообразования (направления):

- историческая культурология (рассмотрение культурогенеза, диффузии культуры и т. д.);

- аксиология культурологии;

- семиотика культуры (язык культуры, символы и знаки культуры);

- биографика (история культуры в лицах, персоналогия);

- топография (архитектоника культурного пространства);

- региональная культурология и др.

 

Смысловая многозначность понятия культура проявляется в употреблении данного понятия в двух аспектах:

- культура как обработка, возделывание;

- культура как преклонение, почитание.

В понимании культура как возделывание можно выделить два этапа:

1) когда в римской античности слова «calture» употреблялось в сельскохозяйственном смысле, как обработка сада, возделывание земли

2) когда Марк Туллий Цицерон, выдающийся римский оратор, общественный деятель в 45 г. д. н. э. в своей работе «Тускуланские беседы» впервые употребляет слово «культура» в переносном смысле для обозначения усилий, воздействий, направленных на человеческий ум, как «обработка человеческого ума», как «возделывание человеческой души».

Понимание «культуры» как обработки, возделывания стало основой трактовки культуры как «второй натуры».

В этом смысле термин «calture» стал употребляться для обозначения того, что противоположно понятию «nature», т. е. стало означать явления внеприродные («противоестественные»), созданные человеком.

Цицироновское «calture animi», т. е. возделывание, взращивание духа до настоящего времени остается одним из актуальных и значимых аспектов понимания культуры.

Т. о. в истории мысли было зафиксировано различие между возделыванием, обработкой природы и «возделыванием человека», его души, т. е. воспитанием, формированием человека как культурного существа. Вплоть до сегодняшнего дня культура зачастую понимается именно в системе воспитания и образования.

Для понимания сущности культуры, ее глубины важное значение имеет употребление слова культура в смысле преклонения, почитания, Это связано с тем что «корнем» понятия «культура» является слово «культ» – одно из значений которого, как в русском, так и в латинском вариантах – почитание кого-то, чего-то, поклонение перед кем-то, чем-то. Экстраполируя понимание культуры как «почитание чего-то, преклонение перед чем-то" на начальные этапы человеческой истории можно сказать, что культура зарождается тогда, когда возникает сознание человеком своего преклонения перед различными явлениями природы: солнцем, небом, землей и т. п., а так же почитание предков, старейшин.

Через понимание культуры как формы преклонения перед чем-то, почитание кого-то можно рассматривать всю историю развития человека и общества. Для каждой эпохи характерен был свой объект почитания. В античную эпоху превозносится единство физической и духовной красоты человека, в средние века – преклонение пред Богом, в буржуазную эпоху «культом», которому поклоняются, становятся деньги. В современном обществе нельзя найти единый предмет почитания, характерный для общества как целого. Сегодняшняя действительность может привести в пример самые разные культы: культ денег, культ власти, культ веры, культ личности. То, что является для людей определенного общества главным объектом почитания, является «культом» данного времени, «ценностным» стержнем культуры.

Ярким примером теоретической модели культуры, воплощающей осмысление культуры как преклонение, почитание является концепция культуры Н. К. Рериха. Он в своих работах вводит термин «культура», который восходит не к традиционному латинскому истоку cultura, как возделывание, а к санскритскому – Cult Ur, что означает Почитание Света, которое наполнено высоким духовным смыслом.

Мысль о светоносности Культуры развивается Рерихом в очерке «Культура – почитание Света»: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце».

Не случайно столь частое упоминание света в трудах Рериха. Вся его деятельность отличается необыкновенной светоностностью. Во все времена свет, огонь воспринимались людьми как свидетельство божественного, чистого. Н. К. Рерих рассматривает Культуру как явление духовного плана в космических масштабах, как одну из движущих сил Космической Эволюции.

Если коснуться античного полиса, то в таком городе культура была одновременно и «возделыванием», «воспитанием» и «культом». Процесс подготовки граждан, формирование "мужа" происходило при помощи понятия «пайдейя» (pais-ребенок). Этот греческий термин означает как воспитание, обучение, так и образование, образованность, просвещение в широком смысле.

Понятие «пайдейя» определило основное содержание античной культуры, поскольку весь образовательный процесс не сводился к обладанию суммой норм и требований, он был подготовкой к общественной жизни. В этом и состояла цель культуры: развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного.

Сформировалось понимание культуры как «второй натуры», которая в отличие от естественно существующей природы возникла в результате человеческой деятельности.

Средневековая культура, отрицая языческие отношения к миру, сохранила, тем не менее, основные достижения античности. Средневековье утвердило монотеизм, главенство духовности, аскетический идеал, книжное знание, опирающееся на Библию. В культуре этого времени прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию, избавлению греховности. Человек оказался перед лицом невообразимого мира, он увидел, что в нем действуют законы и нормы, неподвластные человеческому разуму, но с еще большей радостью он осознал, что в мире действует Высший разум. В слабости своей человек обнаружил огромную силу – силу Веры в Бога.

Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: постоянное духовное совершенствование.

Просвещение по-новому переосмысливает культурный опыт прошлого и настоящего. Оно стремится к целостному восприятию культуры человечества, как активного действия мировых сил в природе и культуру как продукт деятельности человеческого разума.

Сила разума, просветительство составляет основу культуры Нового времени.

Античный дух, господствовавший в XIX веке в науке, привел к тому, что культура рассматривалась не в своей целостности, не как сложноорганизованная система, а в конкретных и автономных своих проявлениях.

Под влиянием позитивизма культурологическое знание становилось все более узким, уходя из сферы философского умозрения в области конкретных наук, срастаясь с искусствознанием, этнографией и др. Работа культурологов сводилась либо к изучению того или иного исторического типа культуры, либо к характеристике нескольких исторических этнических типов культуры. При всей значимости этих подходов, которые позволяли увидеть богатство культурных форм, выработанных человечеством, сама сущность культуры, ее инвариантные черты становились все более эфемерными, неуловимыми.

В конце XIX века П. Ю. Милюков во введении к «Очеркам по истории русской культуры» отмечал существенные расхождения в понимании самой сущности культуры: одни ученые сводят ее к «умственной, нравственной, религиозной жизни человечества» и соответственно противопоставляют ее историческое развитие истории «материальной» деятельности, другие же используют понятие «культура» в его изначальном, широком значении, в котором оно охватывает «все стороны внутренней истории: и экономическую, и социальную, и государственную, и умственную, и нравственную, и религиозную, и эстетическую». (25, с. 12)

Многогранность культуры нашла свое отражение в многочисленных попытках ее определения и в разнообразии самих подходов и ее определению.

Попытка суммировать все сделанное культурологической мыслью, которую предприняли в 1952 году американские ученые А. Кребер и К. Клакхон свелись к группировке собранных ими различных дефиниций (в которую не были включены определения «культуры» данные русскими мыслителями XIX-XX вв.). Эта работа еще раз доказала многосторонность исследуемого явления и хаотичность общей картины его научного изучения. Вот некоторые из этих определений:

- комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества (Э. Тейлор);

- «каждый шаг веред на пути культуры был шагом к свободе…» (Ф. Энгельс);

- социальное наследование – ключевое понятие культурной антропологии. Его обычно называют культурой. (Б. Малиновский);

- общий образ жизни народа, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы (К. Клакхон);

- культурный аспект сверх органического универсума, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействие и взаимоотношения (П. Сорокин);

- социальное направление, которое мы придаем культивированию наших биологических потенций (Х. Ортега-и-Гассет);

- формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты (К. Юнг);

- то, что отличает человека от животного (В. Оствальд);

- в широком смысле слова – система знаков (Ч. Моррис);

- слово «культура» характеризует всю совокупность достижений и институтов отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом (З. Фрейд);

- культура – это «система, организованная для решения возникающих перед людьми и обществом проблем» (Дж. Форд);

- «реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств» (М. Хайдеггер);

- «Главное в культуре – не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека» (А. Швейцер);

- культура «ядром своим и корнем имеет культ…Культурные ценности – это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа» (П. А. Флоренский);

- «культура и культурное развитие человечества» – «довольно туманный идеал», «духовная настроенность», выражающаяся в вере в «постепенное и непрерывное нравственное и умственное совершенствование человечества» (С. Л. Франк)№

- способ человеческой деятельности (Э. Маркарян);

- деятельность общества, преобразующая природу (Э. Баллер):

- совокупность текстов, точнее – механизм, создающий совокупность текстов (Ю. Лотман);

- знаковая система (Ю. Лотман, Б. Успенский);

- наследственная память коллектива, выражающаяся в определенной системе запретов и предписаний (Ю. Лотман, Б. Успенский);

- воплощенные ценности (Н. Чавчавадзе);

- духовное бытие общества и есть культура (Л. Кертман);

- культура – это «диалог культур» (В. Библер);

- система регуляторов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом (В. Давидович и Ю. Жданов);

- культура представляет собой деятельно-практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно - и социально-детерминированного деятельного существования (В. Межуев);

- культура и ест воплощение творческих сил общества и человека в определенных культурных ценностях (Е. Боголюбова);

- культура выступает как характеристика самого человека, меры его развития в качестве субъекта деятельности, меры овладения этим субъектом условиями и способами человеческой деятельности в различных сферах общественной жизни (В. Келле);

- система хранения и передачи социального опыта, основы которого составляет достигнутый обществом уровень развития сущностных сил человека (В. Конев);

- объективированная форма, предметное бытие творчества (Г. Давыдова);

- программа социального наследования (Н. Дубинин);

- система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности (Л. Коган);

- особая система средств хранения и передачи социального опыта (Л. Клейн);

- «…культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей… Культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей…развитие культуры предполагает и развитие самого творца культуры - человека» (В. Добрынина);

- вид духовной деятельности, основными составляющими которого являются значения и ценности (А. Клосковская);

- культура, понимаемая как процесс, - это коммуникация (М. Червинский);

 

Эта наглядная картина того, что в наше время нет, не только единого понимания культуры, но и общего взгляда на пути ее изучения. Этому свидетельствует неполно представленный разброс подходов к пониманию и толкованию культуры.

Исторический подход – культура рассматривается в ее исключительной динамике – как смена различных типов культуры. Основным предметом исследования является проблема исторической преемственности культур и их своеобразия.

Аксиологический подход – понимание культуры как системы ценностей. Культура определение общества. Исторические эпохи характеризуются именно ей присущей ценностной системе.

Структурно-функциональный подход культура анализируется через призму ее структуры. Задача выявить основные элементы структуры, их взаимодействие и особенности функционирования.

Семиотический подход – анализ культуры как знаковой системы.

Деятельный подход – культуры как процесс и продукт человеческой деятельности.

Игровой подход – культуры как игра.

Антропологический подход – культура рассматривается через призму человека; человеческое анализируется в системе культуры (творец культуры и продукт культуры).

Диалогический подход – культура как диалог; рассматривается взаимодействие различных культур (Восток – Запад, сегодняшнее время и первобытный строй).

Социологический подход – взаимоотношение культуры и общества. Самостоятельная ветвь культурного знания.

Психологический подход - культура специальная форма проявления психики человека, система, которая ограничивает биологическое начало в человеке.

Системный подход – изучение культуры не как самостоятельного, изолированного явления, а включенного в более широкую целостную систему (бытие).

 

Множество разнообразных культурологических теорий объясняется многообразием подходов к пониманию культуры разными науками и гипостазированием, абсолютизацией, возведением на философско-категориальный уровень каждого из их частичных по сути своей подходов.

На основе этого польский культуролог К. Жигульский сделал вывод, что наука о культуры невозможна как простое суммирование подходов и выводов разных наук, изучающих культуру. Необходимым является ее системно-философское рассмотрение, в котором культура предстает как системно-целостное единство; именно в этом качестве она может и должна быть понята, объяснена и описана.

Культура является сверхсложной, развивающейся, саморегулирующей системой, которая оказывается доступной пониманию, преобразованию, управлению только в своей целостности. Для ее объяснения адекватным является системный подход, который позволяет рассмотреть системный объект, взятый в его целостности бытия, функционирования и развития, образованный не только составляющими компонентами, но и «целокупными» связями друг с другом, ориентированный на анализ взаимосвязей этой системы со средой. Эти связи образуют структуру системы, отсюда системный подход часто называли системно-структурный. Система обладает следующим качествам: при изменении элементов, их связей изменяется качественно и целостность.

Культура является более сложной системой, чем любая иная ее подсистема: материальная или духовная, религиозная или эстетическая. Она требует адекватного трехстороннего рассмотрения: предметного, функционального и исторического.

Предметный анализ предполагает выяснение того из наших подсистем, элементов состоит изучаемая система, а также выявление связей, которые соединяют эти элементы.

1). Рассматривая систему как целое и выявляя в ней роль, место, функции ее компонентов устанавливается необходимость и достаточность всех структурных компонентов для существования целого.

2). Рассматривая культуру как систему необходимо выделить внешнее и внутреннее функционирование.

Культура относится к сверхсложным объектам, которые являются полифункциональными.

3). Культура рассматривается как открытая система, способная к самоорганизации.

Первым принципом системного мышления является рассмотрение изучаемого явления, объекта не изолированным, не выделенным из среды, в которой он реально существует, функционирует и развивается, т. е. рассмотрение его в целостной системе, подсистемой (элементом) которой он является.

Т. о., чтобы понять сущность культуры необходимо начать с рассмотрения той системы, в которую она включена. По мнению М. С. Кагана, такой системой для культуры является бытие.

1). Первой формой бытия является природа как непосредственная, стихийно сложившаяся форма существования материи, охватывающая неорганические и органические ее структуры.

2). Вторая форма бытия – общество. В нем происходит переход от естественной, спонтанной, биологической формы бытия к иному типу функционирования, организации, развития – внебиологическому.

3). Третья форма бытия – человек, который синтезирует в своем существовании и поведении природные и социальные закономерности. Человек является воплощением единства природы и общества.

Он является биологическим существом. Входит в окружающий мир посредством продуктивной деятельности, которая заменяет исключительно генетический механизм передачи форм и способов бытия от поколения к поколению на механизм социального наследования.

Целостное единство биологической и социальной сущности человека воплощается в человеческой деятельности, результатом которой является четвертая форма бытия – культура «опредмечивания».

Чтобы представить наглядно место культуры в системе бытия, можно рассмотреть следующую схему, предложенную Каганом М. С.

 

Общество

Человек Культура

Природа

 

Эта схема моделирует реальную систему.

Т.о., культура – это такая форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью, охватывая качества самого человека как субъекта деятельности, способы деятельности, многообразие предметов – духовных, художественных, материальных, в которых опредмечиваются процессы деятельности; вторичные способы деятельности, которые служат распредмечиванию человеческих качеств, хранящихся в предметном бытии культуры; вновь самого человека как творения культуры и общения как способа реализации потребности человека в человеке как субъекта в субъекте.

На этом замыкается «круг культуры». Но данный круг движения можно превратить в спираль, как движение во времени, ибо каждое новое поколение людей находится на более высокой деятельностной ступени, чем предыдущее.

Культура как система находится в состоянии равновесия, т. е. равновесия организма. Т. о. структурный анализ предполагает рассмотрение ее как целого организма, элементы которого подвижны, находятся в тесной взаимосвязи и развиваются как диалектическое единство.

Первейшим качеством культуры является духовность, представляющая собой органическое единство религиозных, нравственных, эстетических и других структур, и их вертикальную направленность развития.

Поэтому все историческое развитие человеческой культуры есть стремление к высшей духовной реальности, хотя путь этот очень тернист.

Культура обладает динамическим характером. Это динамическое начало выражено в категориальном строе, характеризующем культуру. Понятия «традиция», «понимание», «диалог», «культурный синтез» направлены на обозначение исторически самобытной, развивающейся духовной реальности.

Органическое исследование – это становящийся метод в отечественной науке. И. А. Ильин в своей работе «Основы христианской культуры «писал, что «культура есть явление … органическое: оно захватывает самую глубину человеческой души и случается на путях живой, таинственной целостности». (22, с. 300)

Если взглянуть на воззрения отечественных философов, культурологов конца XIX – начала ХХ веков, то можно увидеть, что акцент главным образом делается на духовность как сущность, основу бытия. Ильин И. А. писал, что «культура творится не сознанием, не рассудком и не произволом, а целостным, длительным и вдохновенным напряжением всего человеческого существа, отыскивающего прекрасную форму для глубокого содержания». (22, с. 291)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение в теорию урока 13 страница | II. Традиционные теории международного движения капитала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.