КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в теорию урока 13 страница
Через все пособие проходят сведения о современных учебных комплексах по русскому языку, характеризуются заложенные в них новые методические подходы, влияющие на воспитание исследователей и обеспечивающие овладение учащимися устной и письменной речью. Четвертая глава посвящена наиболее значимым в современной методике вопросам формирования функциональной грамотности школьников: орфографии, пунктуации и организации речевой деятельности учащихся. Вся информация по другим разделам работы учителя рассредоточена в главах, посвященных теории урока. Важная составляющая современного учебного процесса – формирование умений и навыков речевой деятельности в процессе коммуникации. В разделе исследуется роль текста в обучении речевой деятельности и его свойства. Студент знакомится с методикой анализа чужих текстов и принципами создания учащимися собственных текстов. Пособие не только может быть использовано студентами в ходе учебных занятий по методике русского языка и при прохождении педагогической практики, но и в последующей профессиональной деятельности учителя. Оно послужит источником обогащения методической палитры педагога.
[1] См.: Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М., 2000. С. 3. [1] См.: Образовательная программа «Школа 2100» / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунее- ва, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. Русский язык, 5 класс. М.: БАЛАСС, 2000. С. 52-55. [2] См: Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1. [3] См: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. [4] См: Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972; Он же. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. [5] См.: Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1986. 158 с.; Махму- товМ.И. Современный урок. М., 1985. 185 с.; КларинМ.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М., 1989. 80 с. [6] Дж. Бруннер в кн. «Психология познания» (М., 1977. С. 371) пишет о необходимости драматизации момента проникновения в сущность излагаемого предмета. [6] Матюшкин А.М. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. М., 1977. С. 10. [7] См.: ОнищукВ.А. Урок в современной школе. М., 1986. С. 104. [8] См.: Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе 1977. С.130-132. [9] См.: ОнищукВ.А. Урок в современной школе. С. 9 6. [10] Ю.С. Меженко в своих опорных конспектах предлагает объединять и не связанные между собой элементы знаний. Целесообразность такого подхода требует проверки. 0 См.: Меженко Ю.С. Методика В.Ф. Шаталова и обучение русскому языку // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1988. № 8; Он же. Опорные конспекты по русскому языку для 8 класса // Там же. 1989. №7; Он же. Опорные конспекты на уроках русского языка (5 класс) // Там же. 1989. №11. [11] Не исключается применение других методов объяснения. [12] См.: Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. С. 125; ЛернерИ.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. С. 109. [13] Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 147 с. [14] См.: Шуптулин А.П. Диалектический метод познания. М., 1983. 320 с. [15] См.: Путляева Л.В. Психологические аспекты проблемного обучения // Обучение в высшей и средней школе. М., 1979. 21 с. [16] См.: Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., 1987. 206 с. [17] ПросвиркинаИ.И. Т.П. Дегтярева//РЯШ. 1990. № 4. С. 48-50. [18] ОконьВ. Основы проблемного обучения: Пер. с польск. М.: Просвещение, 1968. [19] Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. [20] Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. [21] Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык (5-9 класс). М.: БАЛЛАС, 2000-2003. [22] Они же. Русский язык. 5 класс. М.: БАЛЛАС, 2000. С. 42-43. [23] См.: Текучее A.B. Методика русского языка в средней школе. М., 1980. С. 23-24; ПановБ.Т. Типы и структура уроков русского языка. М., 1986. С. 34-35. [24] Онищук B.A. Урокв современной школе. М., 1986. С. 111. [25] См.: Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка. М., 1988. С. 8. [26] См.: ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 239 с. [27] См.: Львова СИ. Учет взаимосвязи языковых явлений в процессе формирования умения разбирать слова по составу // Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах. М., 1988. С.34. [28] См.: Маркова А.К. Психология усвоения языка как средство общения. М., 1974. 239 с. [29] См.: Выготский Л.С. Проблема обучения и развития в школьном возрасте: Избранные психологические исследования. М., 1956. 519 с. [30] См.: Широковская Т.А., Широковский Ю.С. Уроки русского языка: 9 класс. М., 1989. С. 2. [31] ГраникГ.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. М.,1986. С. 96. [31] Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. 1954. Т. 2. С. 708. [32] См.: Соколова Г.П. Уроки русского языжа: V класс. М., 1986. 208 с. [33] См.: Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988. С. 36. [34] См.: Соколова Г.П. Индивидуальная работа на уроках русского языка //РЯШ. 1985. №4. С.4. [35] См.: Мартынова С.С. Формы и приёмы групповой работы на уроках и во внеурочное время//РЯШ. 1990. № 3. С. 41. [35] См.: Бабанский Ю.И. Как оптимизировать процесс обучения. М., 1978. С. 38-44. [36] См.: Пузанова Н.А. Связный текст на уроках русского языка при подготовке к сочинению: (На примере изучения темы «Однородные члены предложения») // РЯШ. 1990. №2 С. 21-26. [36] Трудно согласиться с Б.Т. Пановым, который среди элементов урока не называет повторения. См.: ПановБ.Т. Типы и структура уроков русского языка. М., 1986. С. 8. [37] См.: Груденов Я. О развитии памяти школьников // Народное образование. 1978. №1. С. 117—127. [37] Начинающему педагогу полезно проштудировать монографии В.П. Озер- ской: Озерская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе (4-7 классы). М.: Просвещение, 1989. 221 с.; Она же. Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией: 7 класс. М.: Просвещение, 1982. 96 с. [38] См.: Разумовская ММ. Совершенствование орфографической подготовки учащихся 7-8 классов: Повторение на уроках русского языжа. М.: Просвещение, 1978. С. 116-129. [38] Учащимся можно рекомендовать следующие научно-популярные книги: Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы для учащихся. М.: Просвещение, 1989. 287 с.; Гвоздерев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. М.: Просвещение, 1988. 190 с.; ГолубИ.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Книга для учащихся 8-10 классов средней школы. М.: Просвещение, 1988. 206 с.; Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. М.: Просвещение, 1986. 127 с.; Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991. 221 с.; Земская Е.А. Как делаются слова. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 93 с.; Лингвистические задачи. М.: Просвещение, 1983. 223 с.; Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? М.: Просвещение, 1988. 191 с.; Панов М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение, 1984. 159 с.; Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение. М.: Просвещение, 1985. С. 127; Розенталь Д.Э. А как лучше сказать. М.: Просвещение, 1988. 175 с. [38] Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988. С. 130. [39] Там же. С. 148. [40] Там же. [40] См.: Ладыженская Т.Д. Культура устного ответа//РЯШ. 1976. № 3. С. 3643. Она же. О культуре устного ответа // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. М., 1986. С. 43-52. [41] Из опыта работы Г.Р. Старовойтовой. См. её книгу «Уроки русского языка: 7 класс» (М., 1989. 175 с.). [42] См.: Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987. С. 112. [43] См.: Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск. М., 1988. С. 141-205. [44] Пример взят в пособии: Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Книга для учителя: Из опыта работы. М., 1989. С. 18. 1 Старовойтова Г.Р. Уроки русского языка: 7 класс. М., 1989. С. 117. [45] См.: Златкина-Фельдман Р.М. Об одном из видов опроса // РЯШ. 1987. № 3. С. 49-51. [46] См.: Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. М., 1989. С. 44. [47] См.: Кулыгина М.П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма // РЯШ. 1989. № 2. С. 34-36. [48] Костяева Т.Д. Примерное планирование и краткие методические указания к работе по русскому языку в 6 классе // РЯШ. 1989. №1. С. 114. [49] См.: Москаленко К.А. Как должен строиться урок // Народное образование. 1959. № 10. С. 64-72. [50] См.: Панов Б.Т. «Поурочный балл» и вопросы развивающего обучения школьников //РЯШ. 1982. № 3. С. 34-39. [51] См.: Дейкина АД. Домашние задания по русскому языку // РЯШ. 1979. №2. С. 93-94; Дейкина А.Д., Львов В.В. О домашних заданиях по русскому языку //РЯШ. 1984. № 6. С. 12-13.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |