Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, задачи и организация спортивной медицины




Основы организации спортивной медицины

Цель лекции: ознакомление студентов со спортивной медициной как с отраслью научных знаний, формирование убеждения в необходимости и важности изучения спортивной медицины будущим тренером, учителем физической культуры для полноценной профессиональной деятельности - для построения и правильного проведения тренировочного процесса, уроков физкультуры и пр.

 

Задания:

1. Формирование у студентов понимания ответственности учителя и тренера за жизнь и здоровье спортсменов.

2. Ознакомление c основными задачами спортивной медицины.

3. Уяснение особенностей форм и методов работы, применяемых в спортивной медицине.

4. Информирование об истории развития спортивной медицины в Украине.

5. Ознакомление с диспансерным методом наблюдений за спортсменами и физкультурниками.

План лекции:

1. Предмет, задачи и организация спортивной медицины.

2. Содержание и структура дисциплины.

3. История развития спортивной медицины в Украине.

Ключевые слова: спорт, здоровье, спортивная медицина.

Основные понятия: спортивная медицина, врачебно-педагогический контроль, функциональный контроль в спорте, диспансеризация.

 


 

В комплексе медицинских дисциплин, преподаваемых в институтах физической культуры, особая роль принадлежит спортивной медицине.

Термин «спортивная медицина» получил широкое распространение примерно в 50-е годы прошлого века, а с момента своего зарождения эта медицинская дисциплина называлась «врачебный контроль за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом».

В настоящее время спортивная медицина - это отдельная специфическая область медицинской науки и практики, отвечающая за медико-биологическое обеспечение подготовки спортсменов. Она является относительно молодой отраслью медицинской науки. Но это самостоятельная научно-практическая дисциплина со своими задачами, методами, теорией и проблемами.

С портивная медицинаотрасль медицины, изучающая здоровье, физическое развитие и функциональные возможности организма в связи с воздействием на него занятий физической культурой и спортом.

Спортивная медицина — составная часть системы здравоохранения, а также неотъемлемая часть единой системы физического воспитания человека.

Спортивная медицина призвана определять состояние здоровья, физическое развитие и функциональное состояние организма физкультурников и спортсменов, а также осуществлять профилактику, диагностику и лечение заболеваний и повреждений, связанных с занятием физкультурой и спортом.

Преподавателю физической культуры и тренеру необходимы медицинские знания для построения и правильного проведения тренировочного процесса, уроков физкультуры и пр.

Тренер и преподаватель физического воспитания должны уметь использовать физические упражнения для укрепления здоровья и правильного развития человека, предупредить заболевания, сохранить здоровье спортсмена даже в условиях самой напряженной тренировки, что является важным условием достижения высоких спортивных результатов, работоспособности и долголетия. Наряду с этим любая ошибка педагога может стать небезвредной для человека. Поэтому тренер должен хорошо знать спортивную медицину, уметь вовремя распознать и предупредить любые нарушения в состоянии спортсмена, грамотно использовать средства восстановления и повышения работоспособности, добиться наивысшего уровня тренированности к запланированному сроку.

Преподаватель физической культуры и тренер должны постоянно помнить, что при неправильной организации и методике проведения занятий возможны негативные изменения в состоянии здоровья занимающихся, поэтому педагог должен в совершенстве владеть комплексом знаний по медико-биологическим дисциплинам. Медицинские дисциплины (в том числе и спортивная медицина) составляют естественнонаучную базу профессиональной подготовки будущего преподавателя физкультуры, особенно это важно в условиях, когда вводится ранняя спортивная специализация, когда тренировки спортсменов сопряжены с предельным психоэмоциональным и физическим напряжением, с форсированной подготовкой, когда неквалифицированные интенсивные тренировки нередко ведут к патологии. Постоянный врачебный контроль является необходимым условием безопасности и эффективности занятий физкультурой и спортом.

Спортивная медицина развивается как самостоятельная область медицины. Она имеет

- свои методы изучения (особенно в области определения функциональных возможностей организма и его отдельных систем и органов),

- научные учреждения и

- кадры врачей - специалистов в области физкультуры и спорта в соответствии c требованиями документа - "Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 78. Здравоохранение. (С изменениями, внесенными в соответствии с приказами Министерства здравоохранения N 131-О от 18.06.2003 г. N 277 от 25.05.2007 г. N 153 от 21.03.2011 г. N 121 от 14.02.2012 г.)", который утвержден приказом Министерства здравоохранения Украины 29.03.2002 г. N 117. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины. Статус документа - 'действующий'.

 

Вместе с тем спортивная медицина тесно связана с многими другими клиническими и теоретическими медицинскими дисциплинами.

Направления спортивной медицины:

- функциональная динамическая анатомия, изучающая морфологические изменения, возникающие в мышечной, костной и других системах, а также в отдельных органах под влиянием систематических занятий физическими упражнениями и спортом;

- физиология физической культуры и спорта, изучающая изменения в деятельности различных систем и органов под влиянием различных спортивных нагрузок;

- биохимия спорта, регистрирующая и обобщающая данные, касающиеся сложных биохимических процессов в организме спортсмена, влияющих на его здоровье и работоспособность;

- гигиена физкультуры и спорта, исследующая гигиенические факторы различного характера, имеющие большое значение при занятиях физкультурой и спортом (гигиена одежды, обуви, мест занятий, санитарно-гигиенические нормы строительства спортивных сооружений и др.);

- спортивная травматология, изучающая характер травм во время занятий физкультурой и спортом, разрабатывающая их профилактику и методы лечения;

- фармакология спорта, изучающая действие различных медикаментозных средств на организм с учетом состояния тренированности спортсмена, предстартовых изменений, возможностей снятия чрезмерного утомления, восстановления нарушенных функций (напр., сна, аппетита) и др.

Основная цель спортивной медицины — рациональное использование средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышение физической работоспособности и т.д., а также медико-биологическая подготовка спортсменов к участию в соревнованиях.

Задачи спортивной медицины:

 

изучение и оценка состояния здоровья занимающихся, динамический контроль за здоровьем на всех этапах подготовки;

 

диагностика, лечение и предупреждение заболеваний и травм у спортсменов;

 

достижение оздоровительного эффекта физкультуры и спорта у лиц разного возраста, пола и состояния здоровья;

 

определение наиболее рациональных гигиенических условий физического воспитания, устранение неблагоприятных воздействий на человека в процессе занятий физкультурой и спортом;

 

контроль за функциональным состоянием занимающихся физкультурой и спортом;

 

решение вопросов питания, восстановления физической работоспособности и реабилитации спортсменов, перенесших травмы и заболевания ОДА.

Все эти мероприятия осуществляет спортивный врач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.