Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 1. Введение в курс




 

ПЛАН:

  1. Современная экономика и экономическая наука
  2. Структура экономической науки. Экономика предприятия. Содержание курса.
  3. Что такое «предприятие»? Его задачи, функции, признаки, организация. Классификация предприятий.

 

  1. Современная экономика и экономическая наука

 

Экономос (греч.) – управление домашним хозяйством.

По П.Самуэльсону:

Экономика – наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и реализует их среди людей.

В повседневной жизни люди сталкиваются с необходимостью покупать и продавать, получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и государственные бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мало кого оставляют равнодушными изменение цен и инфляционные процессы. Материальное положение людей во многом зависит от состояния дел на биржах, валютных курсов и процентных ставок. Все эти многообразные явления и образуют экономическую жизнь общества.

Экономика - особая сфера общественной жизни. Экономика не является сферой приложения сил только профессиональных экономистов - в ней участвуют все члены общества. Что тогда означает «быть экономистом»? Это означает учитывать в любом деле соотношение затрат и выгод. Такой учет охватывает всю общественную жизнь, придает экономический аспект любой форме деятельности людей.

Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальные потребности людей. Чтобы создать такое богатство, люди используют имеющиеся у них для этого возможности («ресурсы»). При этом они вступают во взаимодействия друг с другом.

Люди не только участвуют в экономических отношениях непосредственно, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Возникла особая - экономическая - наука. Она относится к разряду общественных (социальных) наук, поскольку экономические явления осуществляются посредством общественных отношений между людьми.

Во всех социальных науках определение их предмета составляет сложную проблему. Не представляет исключения и экономическая наука; ее определяют как науку:

- о богатстве;

- о видах деятельности, связанных с денежными сделками;

- об отношениях при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

- о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

- об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров и распределении их между членами общества в целях потребления.

Таков далеко не полный перечень определений предмета экономической теории, которые можно встретить в современной литературе. Обобщая эти определения, можно считать, что экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Главная проблема экономики

Тот, кто размышлял об экономике, рано или поздно должен был осознать ее фундаментальную проблему (а следовательно, и фундаментальный вопрос экономической теории) - проблему регулирования действий участников производства. Процветанием в экономике любая страна всегда обязана согласованности действий производителей, тогда как кризис - результат их противоречия.

Оптимальный механизм регулирования - вечная проблема экономики, так как бесконечно изменяются технологические и социальные условия производства. В экономической теории и практике до последнего времени боролись два принципиально противоположных подхода к решению этой проблемы.

Первый подход получил название «классического». Он исходил из того, что максимальная эффективность общественного производства достигается благодаря предоставлению каждому из его участников неограниченной экономической свободы. Однако практика показала тупиковость «классического» подхода, ибо такой экономической организации объективно присущи производственные кризисы и социальные противоречия.

Сторонники противоположного («социалистического») подхода считают, что действия участников производства должны подчиняться жесткой директивной регламентации (что произвести, когда, сколько, для кого и т. д.). Контроль со стороны общества осуществляет его главный властный институт - государство, обладающее правом и силой к внеэкономическому принуждению. Понятно, что директивная организация производства объективно отрицает рынок, который невозможен без экономической самостоятельности производителей.

Исключительная важность и необходимость вмешательства государства в экономику признается различными экономическими концепциями. Но до абсурда она была доведена, к нашему несчастью, именно в «советской экономике». Вот почему директивная планомерность стала определяться код экономическая модель «государственного социализма». Практика показала тупиковость и этой формы организации общественного производства: ведь ей присущи еще большие, чем «классической» модели, пороки - хронический дефицит, разрушающий экономику, и тоталитаризм, разрушающий все остальное.

И только современное общество доказало практическую возможность решения проблемы оптимального регулирования экономики в рамках «смешанной системы», в которой абсолютная экономическая самостоятельность производителя сменяется относительной, а директивная регламентация - ориентирующим воздействием государства. Этого и позволило создать «социально регулируемую рыночную экономику», в которой рынок сохранен, но рынок обузданный.

Иными словами, современная («социально регулируемая») экономика - это, конечно, «рыночная» экономика, но такая, в которой рыночное устройство общества переросло, наконец, в общественное устройство рынка.

Государственное регулирование экономики предприятия содержит:

1) обеспечение и поддержание функционирования рыночной экономики (создание правовой базы, предоставление услуг – общественный порядок, стандартизация, организация денежного обращения, антимонопольная политика);

2) деятельность, связанная с усилением рыночной системы и модификациями ее функционирования: меры экономической стабилизации, обеспечение экономического роста, контроль безработицы и инфляции, перераспределение товаров и ресурсов.

Прямое воздействие государства на развитие рыночной экономики:

1) разработка целевых программ достижения целей (устойчивое развитие);

2) прямое воздействие через государственное предпринимательство (ГУПы);

3) осуществление структурно-инвестиционной, научно-технической, социально-экономической политики.

Косвенное воздействие: бюджетно-финансовые механизмы, кредитно-денежные методы (эмиссия), валютный курс, РЦБ, работа банков.

Система рыночных принципов

Современная рыночная экономика требует признания системы особых социальных, экономических и политических принципов, без реализации которых она просто невозможна. К этим принципам принято относить следующие:

1. Экономическое самоопределение личности как основа личной свободы человека, условие раскрытия его творческого потенциала. Это - основа основ рыночной организации общественного производства, ибо означает право на самостоятельное улучшение своей жизни, возможность самостоятельно заработать в достижимых для данного человека размерах. Только признание принципа экономического самоопределения личности создает и постоянно обеспечивает (и воспроизводит) равные шансы на рыночную активность для всех участников рыночной экономики. Экономическое самоопределение личности есть право гражданина на экономическую самодеятельность во всех ее формах, в том числе и на предпринимательскую. С реализации этого принципа и начинается становление «гражданского общества».

2. Право быть собственником всех видов движимого и недвижимого имущества, включая землю. Наличие максимального числа собственников является условием социальной стабильности общества. Право быть собственником возможно при гарантии обществом защиты, поддержки и равноправия всех видов и форм собственности, право на коммерческое применение объектов собственности и доходов от такого применения.

3. Важнейший принцип - равенство экономических прав любых юридических и физических лиц на ведение хозяйственной деятельности. Лишь такое равенство способно постоянно воспроизводить необходимое условие рыночной организации производства - его открытость, многосекторность и обусловленную этим конкуренцию.

4. Экономическая свобода товаропроизводителя, которая выражается в его праве на самостоятельное определение объема и структуры своего производства, ассортимента продукции и объема ее реализации, установления цены на нее и выбора партнеров. Любая попытка внеэкономического ограничения экономической свободы товаропроизводителей противоречит природе рыночной экономики.

5. Распространение коммерческих принципов по «вертикали» и по «горизонтали». Это означает, что все сферы и все уровни экономики должны быть «пронизаны» рыночными отношениями. Только это способно поставить все экономические субъекты в равное «рыночное» положение, заставляя взаимодействовать по единым рыночным правилам.

6. Свободное ценообразование, при котором административное назначение цен допускается только в нерыночных секторах экономики (наука, образование, здравоохранение, оборона, экология и др.)

Одновременное воздействие на цену множества ценообразующих факторов (прежде всего динамики затрат труда, издержек производства и обращения, спроса и предложения, доходов и объема инвестиций) придает ценам ту непредсказуемость, которая и превращает рынок в повседневный экзамен и бесконечное состязание между всеми участниками производства. Именно эта непредсказуемость вынуждает товаропроизводителей к постоянному совершенствованию организации производства, минимизации его издержек и повышению качества результатов.

7. Наличие рынков труда, товаров и капиталов, движение которых и придает необходимый рыночной экономике импульс. Особенно важен рынок труда, обеспечивающий оптимальную занятость и непрерывную переподготовку совокупной рабочей силы общества.

8. Государственное регулирование рыночной экономики, включающее следующие главные направления:

- стабилизацию производства («налоговая и инвестиционная политика»);

- финансирование научно-технического прогресса («политика научно-целевых программ»);

- дотацию социально значимых отраслей («инвестиционная политика»);

- выравнивание уровней экономического развития различных регионов («региональная экономическая политика»);

- государственную поддержку конкуренции («политика демонополизации»);

- стабилизацию и оздоровление денежной системы («финансовая и антиинфляционная политика»);

- преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения («политика доходов»).

9. Система социальной защиты - главное средство ослабления неизбежных негативных социальных последствий рыночной организации производства. Наличие и масштабы системы социальной защиты населения служат критерием и мерой цивилизованности рыночной экономики в данной стране.

Система социальной защиты включает три главных направления:

- регулирование доходов предпринимателей посредством их налогового перераспределения;

- гарантию заработной платы наемных работников с помощью законодательного утверждения минимальной заработной платы как обязательной базы оплаты труда; - защиту уровня жизни населения путем индексации заработной платы и других фиксированных доходов.

Виды рынков

Деление или группировка рынков основывается на классификации, которая позволяет не только выявить закономерности и взаимосвязи между отдельными функциями или предметами, но и расположить их так, чтобы была достигнута практическая применяемость для решения определенного круга задач.

Предметы классификации, обладающие одинаковыми свойствами или признаками, могут быть объединены в однородные классификационные группировки.

На первом этапе вся совокупность функций рыночных отношений может быть классифицирована по деятельности участников в обеспечении соответствующих потребностей, начиная от духовных и вплоть до производственных, т.е. рынок вообще может быть представлен следующими типами: производственный, непроизводственный, финансовый, интеллектуальный.

Производственный рынок - составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и личные интересы общества, удовлетворяя их потребность в средствах производства и предметах потребления.

В свою очередь производственный рынок делится на рынок средств производства и потребительский рынок.

Рынок средств производства - это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, продавцами и покупателями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, оборудования, инструмента, запасных частей и т.д.

Рынок потребительский - рынок товарного обращения, где осуществляется купля-продажа предметов потребления, т.е. продукция или товары, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных и коллективных нужд. В связи с тем что рынок товаров еще не создан, т.е. не завершил полного формирования, установление реальных, свободных цен осуществляется через действующую на рынке конкуренцию при государственном регулировании, основанном на корректировке цен и налоговой системе.

Рынок рабочей силы - сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы - работодателем и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в процессе материального производства.

Рыночная экономика предоставляет юридическое право выбора рабочего места, обеспечивает взаимную согласованность интересов между работодателем и рабочим, способствует эффективному использованию трудовых ресурсов, но не исключает возникновения безработицы.

Составным, но необязательным элементом рыночной инфраструктуры является биржа труда, которая представляет собой совокупность посреднических организаций по оформлению трудовых соглашений между товаропроизводителем и наемником труда. Через биржу труда государство воздействует на рынок труда с учетом интересов граждан.

Финансовый рынок - это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, процентных бумаг, закладных и т.д..

Финансовый рынок включает: рынок капитала, ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.

Рынок капитала отражает формирование денежных ресурсов для удовлетворения потребностей в инвестициях на развитие промышленного производства, торговли и других отраслей непроизводственной сферы.

Рынок ценных бумаг удовлетворяет спрос на банковские ссуды для финансирования инвестиций товаропроизводителям, у которых возник дефицит в доходной части. Большое влияние на эффективность работы рынка ценных бумаг оказывает денежный рынок, который использует свободные денежные средства организаций и частных лиц, обращая их в краткосрочные долговые обязательства с выгодной процентной ставкой.

Рынок интеллектуальной продукции включает научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершенные в этой области работы, а также это продажа и покупка лицензий, патентов, ноу-хау, программных документов, торговых знаков, товарных марок и т.д. Из всего перечня рынков интеллектуальной продукции рассмотрим только рынок технологии.

Он представляет собой специфическую форму купли и продажи, ибо результаты новых технологических решений способны быть источником дополнительной прибыли и поэтому могут обладать коммерческой ценностью, а значит, могут быть проданы. Между тем, реальная отдача от внедрения новой технологии может быть определена только после того, как она будет использована для создания более качественной или другой номенклатуры продукции, признание которой может быть определено только на рынке. Следовательно, купля и продажа здесь не по принципу товар - деньги, а на основе договора и процентных отчислений от прибыли.

По территориально-географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним.

Внутренний рынок делится на региональный, местный, национальный и т.д. Внешний - это мировой, пограничный и т.д.

По типу конкуренции свободный рынок характеризуется наличием свободного предпринимательства, т.е. мелкий предприниматель поставляет на рынок собственную продукцию по цене со средней нормой прибыли. При свободном рынке продавец редко имеет постоянных поставщиков товара. Поэтому большую часть товара для продажи он приобретает самостоятельно мелкими оптовыми партиями.

Деление товарного обращения на рынок продавцов и покупателей предопределяется экономической ситуацией, сложившейся на рынке.

Рынок покупателя отражает положение товаропроизводителя и покупателя, когда предложение опережает спрос, т.е. на рынке наблюдается избыток товаров, что вынуждает товаропроизводителя снижать цены. Таким образом, рынок покупателя поддерживает интересы покупателя.

Рынок продавца отражает интересы продавца, так как опережение спроса над предложением создает дефицит товара, а следовательно, увеличивает власть продавца на рынке, который в данной экономической ситуации может по своему усмотрению регулировать рост цен и объем реализации, но только до момента устранения дефицита.

Кроме того, есть еще рынок промежуточных продавцов, поскольку реализация продукции может осуществляться двумя путями. Первый путь предусматривает ее реализацию через собственные торговые организации, т.е. в этом случае вся прямая и обратная связь по этой важной для товаропроизводителя функции возлагается на службы сбыта (маркетинга). В другом случае право на реализацию товара передается экономическому посреднику, т.е. на рынок промежуточных продавцов, который представляет совокупность лиц и организаций, приобретающих различные товары для перепродажи или передачи их в аренду на выгодной для арендодателя основе. Иными словами, рынок промежуточных продавцов - это рынок посреднических операций. Поскольку посредническая деятельность отражает чисто коммерческий характер, постольку ее эффективность во многом зависит от того, насколько объективно обработана вся информация по осуществлению различных вариантов купли-продажи, которая для экономического посредника представляет коммерческий интерес.

Товаропроизводители часто прибегают к помощи посреднических организаций, которые в условиях рыночной экономики превратились в монополистов по реализации продукции на различных рынках. Владея каналами сбыта на рынках товара, имея возможность влиять на конкурентоспособность товара, объем реализации и цены, эти часто неформальные посреднические организации имеют свои формы организации. Поэтому устойчивое положение товаропроизводителя на рынке во многом зависит от экономического посредника.

 

  1. Структура экономической науки. Экономика предприятия. Содержание курса.

Экономическая наука имеет сложную структуру. Это отражает сложное строение экономической действительности.

Отраслевая организация народного хозяйства предопределяет существование таких экономических наук, как «экономика промышленности», «экономика сельского хозяйства», «экономика транспорта», «экономика строительства» и т.д.

К функциональным экономическим наукам относят: «бухгалтерский учет», «маркетинг», «менеджмент», «финансы и кредит», Экономическая статистика» и т.д.

В ряде стран с большой территорией, в частности в России, имеются регионы с особыми и иногда весьма различными условиями экономического развития. Это вызывает потребность в «региональной» экономике как особой науке.

Еще один аспект экономического знания – исторический. Он представлен такими науками, как «история народного хозяйства», «история экономической мысли» и т.д.

Общая экономическая теория и частные экономические науки неразрывно связаны друг с другом. Теория обеспечивает частные науки принципами, которые воплощают точку зрения экономики в целом и используются в качестве средства познания тех или иных сторон экономической действительности. В свою очередь, знания, добытые частными науками, служат для экономической теории «материалом» новых принципиальных обобщений.

Среди многих экономических наук можно выделить теоретическую и прикладную экономику, которые представляют направления, наиболее актуальные для познания и регулирования важнейших процессов хозяйственной жизни. Основу теоретической и прикладной экономики составляют:

· изучение экономического развития;

· изучение функционирования народного хозяйства в целом и отдельного предприятия(фирмы),

· разработка принципов экономической политики.

Хотя конечной естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу.

Производство, описание и объяснение всей хозяйственной деятельности предприятия и являются предметом изучения в курсе «Экономика предприятия». На основе познания закономерностей производственного процесса появляется возможность разработать хозяйственные методы реализации практических производственных целей.

Экономика предприятия и другие экономические науки. Всякое предприятие не существует само по себе, а связано с экономикой в целом, с одной стороны, через рынок производственных факторов, с другой - через рынок сбыта, поэтому и экономика предприятия должна исследовать также отношения отдельных предприятий с другими хозяйственными единицами, с рынком. При этом она рассматривает хозяйственный процесс как в целом, так и с точки зрения интересов отдельного предприятия.

Экономика предприятия тесно связана с микро- и макроэкономикой, но не тождественна им. Макроэкономический уровень исследует различные экономические проблемы, ситуации и задачи на уровне экономики как макрорынка. Например, измерение объема национального дохода, инвестиционную и налоговую политику, денежно-кредитную политику, изучает экономический рост, динамику мирового цикла, методы определения объемов производства в целом по народному хозяйству и в разрезе по комплексным отраслям (промышленность, строительство, транспорт, связь и т.д.), теоретические аспекты определения потребности в рабочей силе, теорию и методологию оценки уровня инфляции, безработицы и т.п.

Экономика микроуровня дает инструментарии для технико-экономического обоснования строительства и реконструкции промышленного предприятия, оценки хозяйственных результатов функционирования этих объектов, выявления недостатков в хозяйственной политике предприятия и разработки организационно-технических мероприятий по ее совершенствованию. Например, для экономики на микро-уровне характерны такие направления исследования, как денежный капитал и принципы формирования и использования основного и оборотного капитала, теоретические аспекты спроса и предложения, определение объемов производства в целом по предприятию и в разрезе по номенклатуре выпускаемой и планируемой продукции с учетом ее конкурентоспособности предприятий, изучает теории потребительского поведения, механизмы ценообразования, конкуренцию и монополию, происхождение и функции денег и т.д.

С другой стороны, то, что составляет проблемы макроэкономики, например образование цен на производственные факторы, производство и распределение национального дохода и т.д., для экономики предприятия есть заданная величина, которую она учитывает. Любые перемены в народном хозяйстве, например изменение структуры потребностей, демографические сдвиги, изменения доходов населения, технический прогресс, ведут к изменению ситуации на предприятии.

И наоборот, объекты изучения экономики предприятия, например издержки производства, являются для макроэкономики данными, которые следует учитывать в исследованиях.

Таким образом, экономика предприятия является самостоятельной экономической дисциплиной, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

- Содержание курса. Основными объектами изучения экономики предприятия являются:

- производственная структура предприятия, типы промышленного производства, организация производственного цикла;

- организация процесса управления предприятием;

- выбор хозяйственной стратегии, разработка плана производства и реализации продукции;

- формирование, использование капитала и накопление доходов (прибыли) предприятия,

- материально-техническое обеспечение производства, поставки сырья, материалов, формирование запасов и рациональное их использование,

- техническая подготовка производства и создание необходимой производственной инфраструктуры;

- формирование издержек производства, калькуляция себестоимости продукции, ценовая политика предприятия;

- финансовые ресурсы предприятия, эффективность хозяйственной деятельности, оценка риска в предпринимательстве;

- инновационная деятельность предприятия, качество продукции, инвестиционная политика предприятия, экологические проблемы;

- подбор кадров, прием на работу, организация труда, система оплаты труда и стимулирования повышения производительности труда;

- внешнеэкономическая деятельность предприятия.

 

  1. Что такое «предприятие»? Его задачи, функции, признаки, организация. Классификация предприятий.

Экономика любой страны предстает перед нами как деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, создающих разнообразные товары и услуги. Одни из них производят товары, нужные для жизни человека, - «предметы потребления» (пищу, одежду, обувь и т. д.). Другие создают инвестиционные товары (используемые в процессе производства: станки, машины, руду, металл и т. д.). Есть предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырье или готовую продукцию до мест потребления, - транспортные предприятия. Есть целые группы разнообразных предприятий, которые оказывают производственные услуги - хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т. д. Наконец, в разнообразных услугах нуждается сам человек, услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной, освобождающих от бытовых и житейских повседневных забот, и за оказание которых он готов платить.

Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является основным производителем товаров и услуг, основным рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.

Производственное предприятие – это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента. К производственным предприятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, карьеры, порты, дороги, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения.

Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги).

Основу предприятия составляют люди, которые характеризуются определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия. Безусловно, что люди не могут трудиться на пустом месте. Им необходимы средства производства - основные средства, с помощью которых изготовляется продукция, и оборотные средства, из которых создается эта продукция.

Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кредитам.

Важное значение для работы предприятия имеет информация: коммерческая, техническая и оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства. Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа. На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций. При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции, соответствующего количества и качества.

Разумеется, изолированных от внешнего мира предприятий не существует. Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия - это прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия.

Население, в интересах и при участии которого создается предприятие, - главный фактор внешней среды. Население также является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы. Поскольку переработка исходного сырья в готовый для потребления продукт проходит много ступеней на отдельно взятых специализированных предприятиях, большинство из них (особенно в таких отраслях, как химия, металлургия и машиностроение) являются не только поставщиками собственной продукции, но и наиболее крупными потребителями продукции других предприятий.

Например, металлургический завод является поставщиком металла для других предприятий и населения и вместе с тем потребителем угля и руды, добытых горнодобывающими предприятиями, а также потребителем продукции машиностроения и приборостроения, строительной индустрии, энергетики.

К числу поставщиков предприятия следует, очевидно, причислить кредитные учреждения - банки, поставляющие денежные ресурсы, а также научные и проектные организации, которые готовят для предприятий необходимую научно-техническую информацию и проектную документацию. Вся деятельность производственных предприятий опирается на законодательную базу. Реализация и контроль за исполнением законов возлагается на правительство и местные органы власти. Таким образом, предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе.

С чисто правовой стороны, согласно законодательству Российской Федерации, предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

К важнейшим задачам действующего предприятия относятся:

- Получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица),

- обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

- обеспечение выплаты заработной платы персоналу предприятия, нормальных условий труда и возможностей профессионального роста работников;

- создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

- охраны окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов);

- недопущение сбоев в работе предприятия (в том числе срывов поставок и выпуска недоброкачественной бракованной продукции, резкого сокращения объема производства и дохода предприятия).

Задачи предприятия определяются:

· интересами владельца,

· размером капитала,

· ситуацией внутри предприятия,

· внешней средой.

Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за его владельцем независимо от его статуса - частное лицо, государственный орган или акционер. Владелец, исходя из собственных интересов, поставленных целей, выбранных приоритетов не только обладает правом, но вынужден формулировать и ставить задачи перед коллективом предприятия. В противном случае вместо него это сделает кто-то другой в своих интересах. Важнейшей задачей предприятия во всех случаях является получение дохода за счет реализации потребителями производимой продукции (выполняемых работ, оказанных услуг). На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Орган, который формулирует и конкретизирует какую-либо хозяйственную задачу, обязан учитывать реальные условия ее исполнения. Это могут быть: целесообразность этой задачи сточки зрения интересов и профиля предприятия; наличие достаточного объема денежных и материальных ресурсов, а также квалифицированных кадров; отсутствие запретов и ограничений производственной деятельности и т. д. Независимо от формы собственности, размеров и отраслевой принадлежности, предприятие работает, как правило, на условиях коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Предприятие самостоятельно заключает договоры с потребителями продукции (в том числе получает государственные заказы), заключает договоры и ведет расчеты с поставщиками нужных производственных ресурсов, осуществляет наем рабочей силы, управляет собственными финансами, ведет денежные расчеты.

К основным функциям производственного предприятия можно отнести:

· изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;

· продажа и поставка продукций потребителю;

· послепродажное обслуживание продукции;

· материально-техническое обеспечение производственного процесса на предприятии;

· управление и организация труда персонала на предприятии;

· повышение качества продукции, снижение удельных издержек и рост объема производства на предприятии;

· предпринимательство;

· уплата налогов, внесение обязательных и добровольных, взносов и осуществление платежей в бюджет и другие финансовые органы;

· соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от:

· размеров предприятия;

· отраслевой принадлежности;

· степени специализации и кооперирования;

· наличия социальной инфраструктуры;

· формы собственности;

· взаимоотношений с местными органами власти.

Таким образом, предприятие – это, прежде всего, производительная структура.

Организация производительного процесса в соответствии с какой-то деловой идеей со всеми необходимыми атрибутами (про­изводственными помещениями, нужным оборудованием, внутрен­ней структурой и системой управления, партнерскими связями и т.д. — в зависимости от конкретной идеи и ее содержания) озна­чает создание или учреждение предприятия.

В современной России существует несколько реальных путей вступления в сферу предпринимательской деятельности. Среди них выделим:

- учреждение собственного предприятия;

- выступление в качестве соучредителя нового предприятия;

- покупка (приобретение) функционирующего предприятия;

- участие в покупке (приобретении) функционирующего предприятия (например, приватизацию);

- выкуп партнерской доли в уставном капитале функционирующего предприятия, т.е. той доли, которая принадлежит (или принадлежала) кому-либо, кто по каким-то соображениям решил выйти из дела.

Предприятие может создаваться как с получением статуса юридического лица, так и без получения такого статуса. Наличие статуса юридического лица означает закрепление за предприяти­ем определенного объема прав и обязанностей, а сам статус за­крепляется за предприятием в процессе прохождения (а точнее, по завершению прохождения) процедуры государственной регистра­ции. Регистрация осуществляется органами местной власти по за­явлению человека, готовящегося стать предпринимателем, и по предоставлению им в регистрационный орган соответствующих (требуемых таким органом) документов. Поручить регистрацию своего будущего предприятия в больших городах можно специаль­ной фирме, которая оказывает услуги такого рода. Услуга эта, естественно, платная.

Индивидуальная же предпринимательская деятельность не тре­бует государственной регистрации в такой форме. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в упрощенной форме в день представления необходимых документов.

Разница в правовом положении индивидуального предпринима­теля и предпринимателя, осуществляющего свою деятельность на основе получения статуса юридического лица, достаточна существен­на. Прежде всего, индивидуальный предприниматель не имеет права использовать наемную рабочую силу. Кроме того, и это обстоятель­ство является основным отличием, индивидуальный предпринима­тель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Именно в силу последнего обстоятельства многие предприниматели стремятся к созданию предприятий со статусом юридического лица, когда можно было бы меньше рисковать обособленной частью индивидуального (личного) имущества, используемого для создания предприятия и вносимого в уставный (учредительский) капитал вновь образуемого предприятия. Именно этой частью своего имущества, передаваемого своему предприятию, предприниматель и рискует, поскольку его ответственность распространяется только на такое имущество. Личное же имущество при наступлении ответственности остается при этом неприкосновенным. С этой точки зрения создание предприятия со статусом юридического лица, ес­тественно, более целесообразно (менее рисково) для человека, ин­тегрирующегося в сферу предпринимательской активности.

Однако необходимо учесть, что предприятие, фирма, компа­ния — все эти термины обозначают существующие или создавае­мые производительные структуры, но все они скорее бытового, повседневного значения.

Фирма — это общее название, которое используется по отно­шению к любому (или почти любому) хозяйственному предпри­ятию. Оно указывает лишь на то, что предприятие обладает пра­вами юридического лица (является самостоятельным и незави­симым). Таким образом, фирма — это промышленное, инноваци­онное, сервисное, торговое предприятие или отдельный бизне­смен, пользующиеся правами юридического лица. Фирма может обладать фирменным знаком и фирменным названием. Она может быть именной (фирма "Стерлигов и Ко"), предметной ("Маркетин­говая фирма "Маркор"), смешанной (фирма "Стерлигов и Ко, тор­говый дом").

Название фирмы, как и само понятие "фирма", не отражает организационно-правового статуса предприятия, хотя именно это важно при организации собственного предприятия, при общении с партнером, когда Вам необходимо выяснить, какими он (партнер) обладает правами и обязанностями.

То же самое относится и к компании — общему названию, кото­рым обозначается любое (или почти любое) предприятие — торго­вое, промышленное, транспортное другое объединение деловых людей, осуществляющих совместную деятельность. Разница между этими понятиями заключается лишь в том, что индивиду­альный (единоличный) собственник обычное свое предприятие именует как фирма. Компания же предполагает наличие компаньо­нов — двух или более совладельцев. Наименование "компания" также не отражает юридического статуса предприятия, но может включаться в его название.

Встречаются разные трактовки термина " предприятие ". В одних случаях он используется как синоним общества, компании, фирмы, т.е. служит определением участника экономического процесса. Так, российское право определяет предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект. В других случаях под предприятием по­нимается определенный производственно-хозяйственный ком­плекс, состоящий из отдельных элементов единой структуры, прежде всего материальных и трудовых. При этом термин "пред­приятие" выступает в качестве заместителя других определе­ний — завод, фабрика, склад, торговая организация и т.д.

В России, согласно законодательству, предпринимательская де­ятельность без регистрации запрещена. Предпринимательство, осуществляемое без привлечения наемного труда, регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательст­во с привлечением наемной рабочей силы в любом случае должно регистрироваться как предприятие.

Под предприятием в России понимается самостоятельный хо­зяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном зако­ном, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и полу­чения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получен­ной прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обяза­тельных платежей.

Характеризуя предприятие, обычно выделяют такие его основные признаки:

- определенная обособленность — имущественная и неимуществен­ная (обособленность от собственности учредителей предприятия);

- юридический статус, закрепляющий за предприятием опреде­ленные права и обязанности, позволяющие рассматривать его как субъект права и правовых отношений, и предполагающий его го­сударственную регистрацию в соответствии с действующим в стра­не законодательством;

- название предприятия и его организационно-правовую форму, позволяющую судить об объеме и форме ответственности такого предприятия по обязательствам.

Таким образом, предприятие — это самостоятельный хозяйст­вующий субъект, обладающий статусом юридического лица и обособ­ленным имуществом.

Получение статуса юридического лица предполагает выбор кон­кретной организационно-правовой формы, среди которых раз­личают товарищества и общества, а также индивидуальные или единоличные предприятия (со статусом юридического лица).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.