Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 1.1




Лекция № 1

Специальный менеджмент

Вопросы по теме:

1. Менеджмент в государственной службе

2. Основные тенденции в реформировании системы государственного управления

 

Вопрос 1. Менеджмент в государственной службе

Ввиду того, что предлагаемый курс лекций разработан в рамках дисциплины «Общий и таможенный менеджмент», то для освещения первого вопроса Темы № 1 необходимо вначале дать ряд основополагающих определений:

Менеджмент – это особая система управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности[1]. Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели[2].

Исходя из этих определений следует, что менеджмент означает управление людьми в организациях. В то же время ряд современных терминов расширительно трактует понятие «менеджмент». Так, например, в словосочетаниях «финансовый менеджмент», «инвестиционный менеджмент» слово «менеджмент» употребляется для обозначения управления специфическими объектами, в частности финансами или инвестициями. В этой связи, выделяют общий менеджмент и специальный менеджмент. [3]

Общий менеджмент – это область знаний об общих принципах и закономерностях управления социально-экономическими процессами. Так, например, стандартные (общие или иначе основные) функции управления, как-то: планирование, организация, руководство и контроль, - встречаются в жизни любой организации - и в коммерческой фирме, и в государственном учреждении, и в различных неформальных организациях.

Специальный менеджмент – это искусство управления специфическими объектами, к числу которых, например, относятся такие, как: услуги, финансы, инвестиции, таможенное дело. Соответственно, в таких случаях говорят о менеджменте в сфере услуг, финансовом менеджменте, инвестиционном менеджменте, таможенном менеджменте.

Таким образом, объектом общего менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями. Объектом специального менеджмента являются некоторые виды специальных процессов, а также особые отношения между людьми в организациях, отражающие специфику последних.

Предметом как общего, так и специального менеджмента являются организационные структуры, конкретные формы и методы управления, персонал, информация, корпоративная культура, а также правовые нормы и другие составные части организационно-экономических механизмов, функционирующих в тех или иных социально-экономических образованиях.

Ведя речь о специальном менеджменте, следует отметить, что одним из его видов является менеджмент в государственной службе. В свою очередь, одним из подвидов менеджмента в государственной службе является в частности таможенный менеджмент. Основные закономерности общего менеджмента, рассматриваемые в экономической литературе, безусловно, проявляются и в управлении государственными организациями, в том числе и таможенными органами. Менеджмент в государственной службе обладает теми же основными чертами, что и менеджмент в коммерческой организации. Так же как и менеджмент в коммерческой фирме, он представляет собой управление организацией, т.е. группой людей, деятельность которых намеренно координируется для достижения общей цели.

Под менеджментом в государственной службе с практической точки зрения понимается процесс управления в учреждениях государственной службы, мастерство, соответствующий набор навыков, а также персонал государственного управления. С теоретической точки зрения – это наука об управлении в государственной службе.

Менеджмент в государственной службе, как было отмечено выше, имеет много общего с менеджментом в коммерческой фирме. Так, в процессе управления любой социальной или социально-экономической, некоммерческой или коммерческой организацией с целью повышения эффективности ее деятельности происходит постановка конкретных целей, определяются приоритеты, составляются планы и программы действий, закрепляются управленческие процедуры, формируется и совершенствуется организационная структура. Во всех организациях в рамках управления персоналом разрабатываются те или иные мотивационные системы, отрабатываются процедуры приема на работу и продвижения по службе, закрепляются соответствующие процедуры контроля.

Точно также как и в любой другой коммерческой организации, менеджмент в государственной службе осуществляется через общие (основные) функции управления: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль.

В то же время менеджмент в государственной службе характеризуется высокой степенью администрирования и бюрократии, отражающей его тяготение к автократической модели управления, в которой ключевыми характеристиками являются[4]:

• следование инструкциям;

• разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;

• концентрация власти;

• ограничение свободы;

• административный контроль;

• авторитарный стиль управления.

В результате этого, особенности менеджмента в государственной службе проявляются, прежде всего, в целях и методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Таким образом, реализация каждой функции менеджмента в государственной службе приобретает соответствующую специфику, а именно:

планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими органами;

организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый административно-бюрократический аппарат и авторитарный стиль управления;

мотивация в государственной службе в меньшей степени основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах неденежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность места работы и уверенность в завтрашнем дне, возможность дальнейшей карьеры и пр.);

контроль результатов в рамках государственной службы осуществляются вышестоящими структурными единицами. Этот контроль носит более широкий характер, чем в коммерческой организации, в частности благодаря средствам массовой информации и общественным организациям.

 

Вопрос 2. Основные тенденции в реформировании системы государственного управления

Управление в любой социально-экономической сфере, в том числе и в государственной службе, подвержено изменениям, вызванным определенными изменениями, происходящими в политической, экономической, технологической и социальных областях жизнедеятельности общества. При этом в качестве ведущей тенденции в реформировании управления в государственной службе в настоящее время выступает перенесение методов менеджмента из коммерческой сферы в государственную. Для системы управления таможенными органами, как государственными органами, такая тенденция во многом формируется под влиянием развития сферы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и, как следствие, таможенного дела. Основные тенденции в реформировании системы государственного управления показаны в табл. 1.[5]

Комментируя табл. 1, следует остановиться на следующих моментах:

 

Таблица 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.