Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные тенденции в реформировании системы государственного управления




Традиционная модель управления Новая модель управления
Авторитарное управление Человек - помеха в деятельности Монополия по предоставлению услуг   Механизм бюрократии Соблюдение правил и процедур Измерение затрат Борьба с проблемами Бюрократический контроль Менеджмент участия Человек - клиент, потребитель услуг Соревнование, конкуренция по предоставлению услуг Механизм рынка Ориентация на миссию и цели Измерение результатов Предотвращение проблем Общественный контроль

1) В реформировании системы государственного управления происходит переход от традиционной системы управления, в которой центральным элементом является следование инструкциям (регламенту), к новой, в основе которой лежит маркетинг-менеджмент (маркетинговое, или иначе - рыночное управление организацией). Если первая модель является примером классического администрирования, то вторая – примером управления, ориентированного на удовлетворение потребностей человека. По этой причине человек все в большей мере начинает восприниматься в деятельности государственной службы как клиент, как потребитель услуг.

В результате государственная служба постепенно превращается в сферу оказания специфических услуг, начиная в определенной степени конкурировать с частным сектором. Этому способствует и то обстоятельство, что по мере дальнейшей приватизации и разгосударствления постепенно разрушается монополия государственных учреждений на предоставление определенных услуг населению и хозяйствующим субъектам. Например, в таможенном деле это проявляется в том, что определенные таможенные услуги оказывает как государство, так и частные компании. К числу таких услуг относятся услуги по информированию и консультированию, посреднические услуги по поводу декларирования товаров, складские услуги по их временному хранению и др.

Таким образом, методы государственного управления трансформируются из командно-административных в экономические. Однако, в тех сферах государственной службы, где преобладают рутинные функции и решения повторяющихся стандартных задач, до сих пор имеет место доминирование традиционных бюрократических методов и авторитарного стиля управления. Это представляется обоснованным, т.к. в таких случаях командно-административные инструменты управления, как правило, оказываются наиболее результативными.

2) Переход менеджмента в государственной службе от традиционной бюрократической модели к новой модели, адаптированной к поиску нестандартных, но эффективных решений возникающих проблем, характеризуется большей ориентацией на миссию и цели организации по сравнению с ориентацией на правила и процедуры.

3) Во все большем числе сфер государственной службы требуются нестандартные решения постоянно возникающих новых задач, поэтому в этих сферах на место авторитарного управления приходит менеджмент участия. Данное обстоятельство способствует тому, что в практике работы государственных учреждений все чаще применяются «командные» технологии менеджмента, основанные на использовании проектных (целевых) команд — временных групп работников организации, собранных из разных ее функциональных подразделений с целью эффективного решения конкретных особо важных задач. В итоге, в процессе становления новой модели управления меняется роль персонала, что обусловливает, в свою очередь, постоянное его обучение (и прежде всего технике решения проблем) и, разумеется, его тщательный подбор. В результате инвестиции в человеческий капитал приобретают такую же важность, как и вложения в основные фонды организации.

4) В традиционной модели управления действия персонала оцениваются в значительной мере по тому, насколько четко соблюдены правила и процедуры. Это часто усложняет систему оценивания результативности деятельности государственной службы, т.е. степени достижения стоящих перед ней целей. В новой модели управления предусмотрена самостоятельность персонала в выборе методов и средств достижения результата, даже если и будут иметь место отступления от типового регламента – главное это достижение именно результата. В этой связи в государственной службе с целью оценки ее работоспособности также осуществляется переход с измерения затрат на измерение результатов деятельности.

Вместе с тем ключевыми моментами в измерении результатов являются ответы на вопросы: «в какой степени были достигнуты поставленные цели?» и «соответствуют ли результаты понесенным затратам?». Поэтому все чаще в государственной службе используются такие методы количественной оценки результатов, как: оценка результативности (отношение фактического результата к планируемому), оценка эффективности (отношения результата к затратам), оценка экономии (отношение планируемых затрат к фактическим).

5) В процессе становления новой модели управления в государственной службе видоизменяются и процедуры контроля. На место тотального бюрократического контроля приходит контроль со стороны потребителей услуг государственной службы, который может осуществляться с помощью и общественных организаций и средств массовой информации.

Таким образом, новые условия развития общества, которые мы назвали в начале освещения второго вопроса, приводят к тому, что многие методы менеджмента, доказавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику государственной службы.

В то же время государственные организации характеризуются особенностями, отличающими их от частных. Эти особенности заключаются, прежде всего, в масштабах и качестве целей, отчетности и оценке результатов деятельности. Поэтому не все методы менеджмента, дающие результаты в частном секторе, могут в неизменном виде найти эффективное применение в государственной службе.


[1] Основы менеджмента: учебное пособие: по направлению «Менеджмент» / [В. И. Королев и др.]; под ред. В. И. Королева; ВАВТ – М.: Магистр, 2008. – 619 с.: ил. - ISBN 978-5-9776-0040-8. – С. 16.

[2] Мескон М. Основы менеджмента / Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури; [пер. с англ. и ред. О. И. Медведь]. - 3-е изд. Москва [и др.]: Вильямс, 2007 - 665 с.ил., табл. - ISBN 978-5-8459-1060-8. – С. 23.

[3] Общий и специальный менеджмент: Учебник/Общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 568 с. - ISBN 5-7729-0057-9.

[4] Там же.

[5] Там же, С. 31.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.