Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ю.В. Новиков, 2005. Сохранение биоразнообразия растительного и животного мира

Охрана лесов.

Сохранение биоразнообразия растительного и животного мира.

Охрана ландшафтов.

Охрана болот.

Охрана лесов.

Лекция №2. Охрана лесов, болот и ландшафтов. Сохранение биоразнообразия растительного и животного мира.

ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА В РОССИИ

Содержание:

В основу ЛК РФ заложено рациональное, неистощительное использования лесов РФ, их защита и воспроизводство, повышение их ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах.

Что необходимо обеспечить при ведении экологически чистого лесного хозяйства?

1. сохранение и усиление средообразующих (т.е. ландшафтообразующих), а также защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных полезных природных свойств лесов;

2. многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей общества в древесине и других лесных ресурсах;

3. воспроизводство, улучшение породного состава лесов, повышение их продуктивности и их защита;

4. рациональное использование земель лесного фонда, к которым относятся лесные земли, земли с древесно-кустарниковой растительностью.

5. повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики и использования передового опыта, современных достижений науки и техники;

6. сохранение биоразнообразия;

7. сохранение объектов историко-культурного и природного наследия, т.е. уникальных ландшафтов.

В лесном фонде выделяют леса I, II и III групп. В этих группах отдельно выделяются леса особого защитного статуса – это берегозащитные, почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек леса на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и пр. Здесь м.б. запрещено применение рубок главного пользования.

Леса первой группы – это леса, имеющие водоохранную, защитную, санитарно-гигиеническую, оздоровительную функцию, а также леса ООПТ.

К ним относят:

– защитные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

– полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;

– противыэрозионные леса;

– защитные полосы лесов вдоль ж/д магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;

– государственные защитные полосы лесов;

– ленточные боры;

– леса на пустынных, степных, лесостепных и малооблесенных горных территориях;

– леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

– леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

– леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов;

– особо ценные лесные массивы;

– леса, имеющие научное или историческое значение;

– памятники природы;

– орехово-промысловые зоны;

– лесоплодовые насаждения;

– притундровые леса;

– леса государственных природных заповедников;

– леса национальных парков;

– леса природных парков;

– заповедные лесные участки.

http://www.lawmix.ru/comm.php?state=4321

Комментарий к статье 56

Леса первой группы - леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделяются на 20 категорий защитности. Леса данной группы имеют наибольшую ценность в плане экологического значения и выполняют прежде всего природоохранные и оздоровительные функции, играют важную роль в сохранении биологических компонентов, составляющих лес. Так, например, к данной группе лесов относятся: противоэрозионные леса; леса зеленых зон поселений; леса национальных парков; заповедные лесные участки.

Заметим, что законодателем в указанной статье представлен исчерпывающий перечень категорий защитности лесов первой группы.

Ключевыми нормативными документами по выделению особо защитных участков леса являются Приказ Рослесхоза от 29 марта 1994 г. N 68, который утвердил Положение о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1997 г. N 1169 "О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы", Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 30 декабря 1993 г. N 348 "Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса".

Каждая из категорий защитности лесов требует своего особенного материала для обоснования отнесения леса к соответствующей категории защитности. Так, например, для отнесения лесов к противоэрозионным лесам в случае, если эти леса расположены на склонах крутизной 30 и более градусов для Урала и 35 градусов для Северного Кавказа, необходимо представить плановый материал с обозначенными горизонталями, указанием крутизны склонов и границей лесов, предлагаемых к отнесению в данную категорию.

Помимо института категории защитности лесов лесное законодательство выделяет такое понятие, как "особо защитные участки леса". Особо защитные участки леса не выделяются в лесах, отнесенных к категориям защитности, в которых установлен аналогичный или более строгий режим ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, чем в особо защитных участках леса. Еще одним моментом является отсутствие какого-либо ограничения по группам лесов, в которых возможно выделение особо защитных участков леса. Выделение особо защитных участков леса производится исходя из народнохозяйственного значения лесов, их местоположения, выполняемых функций и технико-экономического обоснования по соответствующим признакам и нормативам. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30 декабря 1993 г. N 348 утверждены Основные положения по выделению особо защитных участков леса. Данный Приказ, как и утвержденное Приказом Рослесхоза от 29 марта 1994 г. N 68 Положение о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, был принят до вступления в силу Лесного кодекса РФ, в период действия Основ лесного законодательства Российской Федерации. Тем не менее, продолжая действовать, эти Приказы являются основными документами по рассматриваемому вопросу.

Не менее значимыми являются также подзаконные акты, которые определяют нормы выделения лесного фонда для выполнения им функций защитности (например, ГОСТ 17.5.3.02-90 Охрана природы. Земли. Нормы выделения на землях государственного лесного фонда защитных полос лесов вдоль железных и автомобильных дорог). Защитные полосы вдоль железных и автомобильных дорог предназначены для обеспечения защиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, оползней, обвалов, ветровой и водной эрозии, для ограждения движущегося транспорта от неблагоприятных аэродинамических воздействий, для снижения уровня шума, выполнения санитарно-гигиенических, оздоровительных и эстетических функций, для предотвращения загрязнения окружающей среды продуктами деятельности транспорта. Ширина защитных полос лесов вдоль железных дорог должна быть не менее 500 м с каждой стороны дороги. Ширина защитных полос лесов вдоль автомобильных дорог должна составлять не менее 250 м с каждой стороны дороги. Допускается уменьшение ширины защитных полос лесов не более чем на 50 м при наличии на местности естественных или искусственных рубежей.

Леса второй группы – это леса

– в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей,

– леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение,

– леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

http://www.lawmix.ru/comm.php?state=4322

Комментарий к статье 57: Леса второй группы – это леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования. Леса второй группы в силу своего местоположения являются менее ценными. Законодатель, указывая на их ограниченное эксплуатационное значение, тем самым подчеркнул, что данная группа лесов, несмотря на меньшую ценность, в то же время не должна расцениваться как предназначение для прямого хозяйственного использования. Целевое назначение данной группы лесов выражается как в экологической функции, так и в возможной народнохозяйственной принадлежности.

"Ко II группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется лимитировать режим лесопользования. Они подразделяются на эксплуатируемые и ОЗУ.

Размер лесопользования в этих лесах регулируется средним годичным приростом и наличными запасами спелой древесины. При установлении размера расчетной лесосеки по каждой хозсекции лесоустройство исходит из принципа рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования. В зависимости от состава и строения насаждений, природных и экономических условий проводятся как постепенные, выборочные, так и сплошные рубки.

В лесах II группы ведется в основном лесокультурная система лесного хозяйства эксплуатационного значения. Лесохозяйственные мероприятия направляются на быстрейшее восстановление запаса и повышение продуктивности насаждений, улучшение их санитарного состояния и водоохранно-защитных функций. Цель повышения продуктивности достигается мелиорацией земель, созданием лесных культур, реконструкцией малоценных насаждений, уходом за лесом, сокращением оборота рубки и др. Одним из путей повышения продуктивности лесного фонда, ускоренного производства древесины для промышленной переработки в условиях Европейско-Уральской части страны является создание специальных лесосырьевых плантаций.

Рубки ухода в лесах II группы являются не только средством лесоводственного ухода за насаждениями, но и важным источником удовлетворения потребностей населения в древесине. Им должна придаваться селекционная направленность".

http://advokatik.ru/3/36les-12.htm Статья 58.

Леса третьей группы – это леса

– многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса. Критерии отнесения лесов третьей группы к резервным лесам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства.

Ю.В. Новиков, 2005 (с редакцией)

Отметим, что России необходима национальная лесная политика, которая должна определять и общую стратегию социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, ведь лес при рациональном использовании приносил бы еще большую, либо сопоставимую прибыль, чем нефть и газ. Почему?

Во-первых, лес – это возобновляемый ресурс, который можно восстановить и получать стабильный доход как с древесины, так и с других типов лесопользования. Нефть и газ накапливались в недрах миллионы лет и этот ресурс будет исчерпан, либо его использование будет очень дорогим относительно других типов энергоресурсов.

Во-вторых, нефть и газ – это ресурсы с ограниченным спектром использования. Это источник энергии. Лес имеет вторую возможно более важную функцию – рекреационную, оздоровительную. В современных условиях всеобщей урбанизации эта его функция может стать определяющей. Например, в США в условиях современных мегаполисов люди фактически не живут. Постоянно проводятся коттеджные застройки на их границах. В центр люди едут только на работу. Нефть и газ по своей сути не имеют оздоравливающего эффекта и не могут быть использованы для рекреации.

В-третьих, сохранение лесов и их ценность определяется их ландшафтообразующей функцией, они являются ключевой составляющей многих экосистем, определяют сохранение биоразнообразия и устойчивость биосферы в целом. Нефть и газ не обладают средообразующей функцией, наоборот, их добыча ведет к нарушению природных ландшафтов.

Таким образом, лес является стратегически важным ресурсом России, возможно, и более важным в сравнении с нефтью и газом. Он может приносить доход. Он имеет множество альтернативных вариантов использования. 65% РФ покрыто лесами. Общий объем лесосырьевых ресурсов оценивается в 82 млрд. м3. Запас древесины на каждого жителя России в 10 раз больше, чем в среднем на жителя Земли. Мы богаты.

Отметим, что объемы санкционированных рубок сегодня низки, они постоянно снижались за время Перестройки. У нас нет четкой национальной лесной политики. Государство должно разработать национальные лесные программу и регулировать ее выполнение. В этом плане наиболее преуспевающими являются США, Канада, Швеция, Финляндия. Так, на долю лесного ВВП в Финляндии приходится 30 млрд. долларов, против 9 млрд. долларов в нашей лесной стране. (ПОЗОР!!!)

По оценкам экспертов для развития лесного хозяйства в России сейчас необходимы разовые вложения в размере 25 млрд. долларов. Это немного, но это необходимо.

Для стимуляции бережного отношения хозяйственников к лесным ресурсам сейчас разрабатывается новый Лесной Кодекс РФ, в котором прописано долгосрочная аренда сроком на 49 лет с возможностью пролонгации до 99 лет.

В России органом исполнительной власти, осуществляющим гос. политику в лесном секторе, является Федеральное агентство лесного хозяйства. Его функции:

1. предоставление информации о лесном фонде России гражданам и юридическим лицам РФ;

2. гос. мониторинг лесов и учет лесного фонда;

3. установка возраста рубок;

4. утверждение расчетных лесосек;

5. определение группы лесов и категории защитности лесов первой группы;

6. перевод лесных земель в нелесные;

7. проведение конкурсов и заключение гос. контрактов на поставку товаров, проведение научно-исследовательских работ;

8. ведение гос. лесного кадастра;

9. проведение мероприятий по обеспечению безопасного ведения лесного хозяйства на участках радиоактивного заражения;

10. обеспечение посевным и посадочным материалом лесное и сельское хозяйства;

11. проведение лесоустройства;

12. подготовка (но почему-то не наложение) запрета на рубки главного пользования;

13. проведение конкурсов на аренду лесных угодий;

14. согласование места строительства объектов, способных повлиять на экологическое состояние лесных массивов;

15. выдача разрешений на проведение работ в лесу, которые не связаны с ведением лесного хозяйства;

16. организация охраны лесов от пожаров и их тушения;

17. проведение мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, мероприятий по защите от пожаров;

18. направление материалов о нарушениях в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, органы внутренних дел, прокуратуру, суд, арбитражный суд;

19. ограничение и приостановление лесопользования;

20. наложение запрета на рубку леса на период высокой пожарной опасности.

Гос. лесная служба России и ряд международных организаций учредили Общественный лесной совет при МПР РФ. К этим организациям относятся:

– Всемирный фонд дикой природы (WWF), “Гринпис-Россия”, Международный союз охраны природы, благотворительный фонд “Центр охраны дикой природы”.

Отметим, что одним из главных и перспективных инструментов лесоуправления является сертификация лесов. Однако при том, что ЛК РФ требует обязательной сертификации, ее как таковой в России не проводится. Сертифицировано <0,5% всех лесов нашей страны.

Сегодня лидером среди систем сертификации является панъевропейская система сертификации (FSC), а также панамериканская. Сертификация лесопользования и лесоуправления Росси позволит сертифицировать продукцию из российского леса, а это в свою очередь расширит рынки сбыта нашей древесины за рубежом и повысит экологическую культуру в сфере лесопользования.

Модельный лес. Для перехода на современные экологические механизмы лесопользования создаются экспериментальные лесохозяйственные участки, где специалисты разрабатывают новые методы лесопользования с получением большей прибыли при сохранении основных биосферных функций леса.

WWF инициировал проект “Псковский модельный лес”, который включает различные ландшафты на общей площади в 42 тыс. га. Аналогичные модельные леса созданы на территории Республики Коми, на Дальнем Востоке, в Алатай-Саянском горной стране.

Зачем создавать модельные леса в России, если можно было бы просто перенять опыт стран с более развитым лесным хозяйством? Затем, что таких разнообразных ландшафтов и лесной растительности нет, пожалуй, ни в одной другой стране в мире. А значит, нам требуются нормативы, установленные здесь в России для модельных участков каждого типа лесов.

По результатам экспериментов саженцы намного меньше приспособлены к выживанию в естественных условиях модельного леса. Одним из недорогих методов по технической смене сукцессий в модельных лесах является “окольцевание” осин, что предотвращает развитие этой породы деревьев и позволяет быстрее развиваться елям.

В целом опыт проекта “Псковский модельный лес” показал возможность совмещения охраны лесов и лесопользования без потери прибыли.

Защита лесов от вредителей и болезней. Высокие темпы урбанизации, повышение загрязнения окружающей среды – атмосферы, почвы, поверхностных, подземных вод, приводят к неконтролируюмому развитию болезней и вредителей деревьев. Болезни вызывают микроорганизмы, к которым относятся бактерии и грибы. Таким образом, человек должен контролировать и ограничивать развитие вредных для деревьев насекомых, бактерий и грибов.

Наиболее опасны – сибирский шелкопряд (очаг распространения – Республика Саха=Якутия, Хабаровский край) и шишковая огневка (Республика Тыва), звездчатый пилильщик-ткач (СЗР), листогрызущие насекомые (16% всех очагов), непарный шелкопряд, зеленая дубовая листовертка. Распространение отдельных видов насекомых-вредителей составляло среди наиболее значимых от 176 тыс. га – для листоверток, до 4779 тыс. га – для сибирского шелкопряда в 2002 г. После пожаров образуются очаги стволовых вредителей – короеда-типографа, усача и др.

Лесохозяйственные мероприятия носят, главным образом, профилактический характер. К ним относятся: меры по предупреждению распространения вредных насекомых и микроорганизмов, в частности – повышение биологической устойчивости растений и рубка зараженных деревьев, а также отбор высококачественного посевного материала в питомниках. Биологическим методом борьбы является увеличения численности хищников, поедающих вредителей.

Хищники – птицы, звери, а также насекомые, среди которых огромную работу выполняют муравьи, которые ограничивают численность сосновой и зимней пяденицы, сосновой совки.

Химический метод – применение инсектицидов и фунгицидов.

Физико-механические способы – физическое удаление крупных скоплений яиц вредителей и пр. Эти методы неэффективны.

Карантинная служба должна предотвращать трансграничный перенос вредителей.

Радиоактивное загрязнение лесов. Здесь следует отметить способности березы, которая по оценкам специалистов является наиболее устойчивой к радиации. Ее посадки позволят быстрее восстановить леса, подвергшиеся радиоактивному заражению (в районе ЧАЭС и пр. зонах заражения). В то же время важен и тот факт, что радиация проникает, главным образом, лишь на 5 см в глубину почвы, т.е. является поверхностной.

Борьба с пожарами. Ежегодно в России происходит до 40 тыс. крупных лесных пожаров. Ущерб от них составляет ~ 5 млрд. руб. в год.

Горят болота. Что остается после сгорания торфа? Абсолютно безжизненная зольная пустыня, не имеющая фактически никаких питательных веществ.

В то же время низовые пожары в зрелых лесах, наоборот, полезны. Здесь деревья имеют толстую кору и потому практически не страдают, погибают только травы, насекомые, в том числе и вредные. Лес быстро восстанавливается за счет значительных запасов семян в почве.

Для предотвращения пожаров сейчас разрабатываются дирижабли.

Разрабатывается бомба-капсула, имеющая в составе минерально-водяную суспензию (облако выделяемого аэрозоля “душит” огонь). Ее расход был бы в 100 раз меньше воды. Вертолет за 1 рейс может обработать площадь леса до 17 тыс. м2.

К сожалению, в России финансирование противопожарных мероприятий сейчас снижается, а тарифы на летательные аппараты естественно растут. Число крупных лесных пожаров растет.

Создаются противопожарные барьеры (проложено 154 000 км на территории России):

– защитные минерализованные полосы;

– разрывы;

– заслоны;

– опушки;

– противопожарные канавы.

Охрана лесов от пожаров возложена на гос. лесную охрану РФ.

К дополнительным проблемам в области охраны лесов от пожаров относятся:

1. создание собственного парка воздушных судов и складов ГСМ. Для своевременного обнаружения и ликвидации пожаров на территории России необходимо аредовать 585 самолетов и 280 вертолетов.

2. стимулирование деятельности физических и юридических лиц по охране лесов от пожаров. Почему это также необходимо? Потому, что 80% пожаров происходят по вине человека. Планируется создание школьных конкурсов на тему “Лес в огне”, а также создание школьных лесничеств.

Эти дополнительные мероприятия позволили бы сэкономить на лесовосстановлении до 2 млрд руб., а возможная сумма от реализации несгоревшей древесины составила бы ~ 6 млрд руб.

Мониторинг лесов. Это 69 статья ЛК РФ.

Мониторинг лесов проводится в целях организации системы наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда для осуществления гос. управления лесопользованием и его охраной. Сеть лесного мониторинга пока что составляет 30 постов. Комплексный фоновый мониторинг проводится на 7 постах на территории Баргузинского, Центрально-Лесного, Воронежского, Приокско-Террасного, Астраханского, Кавказского и Алтайского биосферного заповедника.

Создана Федеральная целевая программа “Леса России”, согласно которой:

– ведется разработка единых организационно-методических подходов в лесопользовании и охране лесов;

– разработка и создание действенной сети мониторинга и обмен информацией на уровне “регион – федеральный центр”;

– обработка всех уровней проведения мониторинга на модельных лесах;

– разработка и реализация плана внедрения мониторинга лесов на всей территории России.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современная архитектура сети SWIFT | Информационные ресурсы BioDat. http://www.refine.com.ru/pageid-1752-5.html;
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.