Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ макросреды организации

Макросреда - это отдаленное окружение, которое оказывает организацию косвенное воздействие. Она включает общие факторы, одинаковые для различных организации, которые не касаются напрямую краткосрочной деятельности организации, но могут влиять на его долгосрочные решения.

Для анализа макросреды используются два метода: РЕSТ-анализ или STEP- анализ. Оба метода предлагают разделить макросреду на четыре узловых направления (табл. 3.1): political-legal - политико-правовые факторы; economic -экономические факторы; sociocultural - социо-культурные факторы; technological -технологические факторы.

Отличие указанных методов - РЕSТ-анализа и STEP- анализа состоит только в последовательности рассмотрения указанных групп факторов. Это связано с большей или меньшей стабильностью обстановки в стране. При более стабильной – говорят и применяют STEP- анализ.

Факторы макросреды Таблица 3.1  
Политико-правовые факторы; Экономические факторы:
- политическая стабильность как фактор - тенденции валового национального
инвестиционной привлекательности продукта;
страны - стадия делового цикла экономики;
- позиция государства к иностранному - уровень процентной ставки и курс
капиталу; национа.1ьной валюты;
- направленность политических действий - количество денег в обрашении, общий
(поддержка сферы деятельности или препятствие); уровень цен;
препятствие) - уровень инфляции;
- внешнеэкономическая политика и - уровень безработицы;
законодательство; - отраслевая структура экономики;
- налоговая политика в этой сфере; - контроль над ценами и заработной платой;
- антимонопольное законодательство; - цены на энергоресурсы;
-законы по охране природной среды; - истощение природных ресурсов.
- регулирование занятскти населения;  
- наличие профсоюзов и других групп  
Социо-культурные факторы: Технологические факторы:
1) Реакция данной среды на действия 1) прогноз научно-технических тенденций в
организации: целом и в конкретной сфере деятельности:
- уровень жизни; - государственная политика в области НТП;
- демографическая структура населения; -общемировой НТП;
- стиль жизни, обычаи и привычки; - разработка и внедрение новых технологий;
- менталитет 2) определение способности организации
- социальная мобильность населения; применить новые научно-технические
-активность потребителей; решения и их воздействие на текущую
2) Какие изменения соц. среды будут деятельность opганизации:
способствовать (мешать) реализации - затраты на НИОКР из разных источников
стратегии организации: (использование господдержки);
-популяризация здорового образа жизни; - защита интеллектуальной собственности;
- увеличение образованного населения; - рост числа техногенных катастроф;
- увеличение продолжительности жизни - возможность совершенствования
людей выпускаемого товара;
- повышение общего уровня знаний 3)оценка научно-технического развития
населения (знание законов, прав и отрасли в целом:
обязанностей работодателей). - скорость обновления оборудования и спроса;
  - активность реализации новых идей.

Выделяют следующие этапы проведения STEP-анапиза:

1. Разрабатывается перечень внешних стратегических факторов, имею" высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.

2. Оценивается важность (значимость) каждого события для данного отрасли и данного предприятия путем присвоения ему определенного значения от 5 (важнейшее) до 1 (незначительное).

3. Дается оценка направленности (положительное или отрицательное) каждого фактора в стратегии предприятия (+- 1).

4. Определяются взвешенные оценки путем перемножения показателей, и подсчитывается алгебраическая суммарная взвешенная оценка. Она указывает на степень готовности организации реагировать на текущие и прогнозируемые факторы макросреды, чем более отрицательное значение суммы, или чем ближе оценка к единице при положительном ее значении, тем ниже степень готовности организации.

Результаты STEP-анализа для удобства анализа рекомендуется представить следующим образом (табл. 3.2 –пример представления).

Таблица -3.2 Количественный STEEP-анализ

Факторы Важность для отрасли Х Влияние на организацию Y Направленность влияния Z Степень важности S=X*Y*Z
Социально-демографические: 1.Снижение доходов населения   2.Низкий уровень образования в г. N                       -1     -1   -6     -2
Технологические: 1.Увеличение числа предложений на рынке   2.Реклама, использование сети Интернет               +1     +1   +6     +9  
Экономические: 1.Спад экономики   2.Отказ от использования ранее предлагаемых изделий             -1   -1   -9   -9
Научно-технические: 1.Ускорение научно-технического прогресса   2.Распространение стратегии постоянных улучшений                 +1     +1 +6     +6
  Политико-правовые: 1. Стабильность политического режима в стране   2. Последние изменения в налоговом законодательстве Сумма                         +1     -1       +4     -2 +3  
                     

Оценка важности фактора для отрасли (Х):

3 – большое значение

2 – умеренное значение

1 – слабое значение

Оценка влияния на организацию (Y):

3 – сильное влияние

2 – умеренное влияние

1 – слабое влияние

0 – отсутствие влияния

Оценка направленности влияния (Z):

+1 – позитивная направленность

-1 – негативная направленность

На рисунке 3.2 представлено наглядное изображение влияния факторов на макросреду, так называемый - «профиль макросреды»

Рисунок 3.2 – Влияние факторов

Если большая площадь лежит в положительной зоне, значит, организация находится в позитивной внешней среде, что повышает шансы дальнейшего развития и функционирования организации.

  Кпвс =
Можно также рассчитать коэффициент предпочтения внешней среды:

Сумма положительных факторов среды

Сумма отрицательных факторов среды

Если отношение больше единицы, то ситуация благоприятна для развития, в противном случае- наоборот.

В приведенном примере Кпвс = 1,107

Вывод: Исходя из проведенного в примере анализа можно сделать вывод, что в целом, факторы макросреды способствуют предприятию двигаться по пути развития, реагируя на изменения внешней среды. Наибольшее влияние на макросреду оказывает группа научно-технических факторов. Мир не стоит на месте, он постоянно меняется, совершенствуется и вместе с ним меняются и технологии. На достаточно неблагоприятном фоне экономической нестабильности, политические факторы дают предприятию умеренные возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны.

 

3.3. Отраслевой анализ организации (анализ микросреды) [3]

Микросреда организации представляет уровень внешней среды, состоящий из факторов, оказывающих непосредственное влияние на развитие организации. Принято считать, что ближнее окружение - это та внешняя среда, которую организации создают путем своего интенсивного взаимодействия друг с другом и/или путем воздействия на среду других организаций. Прежде всего, это отрасль, в которой организация осуществляет свою деятельность. Поэтому анализ микросреды, можно назвать отраслевым анализом.

Отрасль - это совокупность организаций, конкурирующих с аналогичными товарами или услугами на одном потребительском рынке.

Определить границы отрасли, в которой действует организация и ее конкуренты, довольно сложно. Расхождения существуют даже на государственном уровне. Так, в США выделяют 18 отраслей, а в России около 25. Ошибки при определении отрасли могут привести к формированию неадекватных стратегий. Для того, чтобы точно определить отрасль, в которой организация работает в данный момент или будет работать в будущем, необходимо предпринять следующие действия:

- определить потребности потребителей организации;

- определить, кто является конкурентами организации.

Цель отраслевого анализа - это определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков.

Выделяют четыре стадии анализа отрасли:

1) определение экономических характеристик отраслевого окружения;

2) оценка уровня конкуренции в отрасли;

3) определение ключевых факторов успеха;

4) заключение о степени привлекательности отрасли.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Стратегический анализ среды организации | Стадия. Определение экономических характеристик отраслевого окружения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 9475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.