Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для познания той или иной системы важны системообразующие и системоприобретенные, поскольку они определяют «качество» системы

Кстати

Зачем это необходимо знать? Например, какого типа названия можно давать улицам? Как вам ул. Кустики, ул. им. Озера Хасан, ул. 2 2 декабря? А ул. Транспортный тупик или тупик П. Морозова? Это вопрос о системообразующих свойствах. В фонетике: системообразующие – место, способ, системоприобретенные – парность, системонейтральные – громкость, аспирация, долгота (для рус. яз.). В лексике: системообразующие – значение, сочетаемость, системоприобретенные – диф. Признаки, структура значения, сем. поле, системонейтральные – фонетический облик.

 

9. Уровни языка как проявление неоднородности элементов языка

 

Неоднородность элементов языка – важнейшее системообразующее свойство. Почему?

Из однородных элементов невозможно сформировать высказывания с различным смыслом – нет комбинаторики. В пределах уровней языка неоднородность проявляется по-разному: звуки отличаются в акустико-артикуляционном плане, морфемы и слова – по смыслу, предложения – по устройству (в речи – по актуальному членению).

Неоднородность элементов языка имеет два основных проявления:

1) в языке выделяются уровни (подсистемы), иерархически упорядоченные;

2) внутри уровней выделяются классы в чем-то схожих единиц (парадигмы), которые в речи образуют комбинации (синтагмы).

Выделение уровней – отдельная лингвистическая проблема. Уровни – это «этажи системы языка», но сколько этих этажей? Принципы выделения различны. Сравните ряд определений.

Уровни (ярусы) – это какой-нибудь участок системы языка, характеризуемый специфическими единицами и представляющий собой некую частную систему в системе языка (Словарь лингвистических терминов Ахмановой).

Уровень – часть системы, которая имеет одноименную единицу: например, уровень фонем, морфем, слов, словосочетаний, предложений (Ю.С. Степанов).

Березин и Головин к указанным признакам добавляют, что единицы любого уровня должны быть однородны (возможность подстановки это проверяет), должны конструировать единицы высшего уровня, выделяться путем сегментирования и (?) должны быть знаками. Соответственно выделяются уровни фонем, морфем, слов, словосочетаний и предложений. В эту классификацию невозможно включить суперсегментные единицы (ударение, тон, интонацию).

Э. Бенвенист выделяет уровень меризмов – дифференциальных признаков (в частности, фонемы). Тогда в лексике можно выделить уровень сем. Но здесь невозможна сегментация, то есть выделение единиц в линейной цепи, а возможна только подстановка (субституция).

В чем «неудобство» принципа выделения уровней по одноименной единице? Есть таки единицы языка, которые плохо «вписываются» в уровни: фразеологизмы, сложные наименования типа Дом отдыха. Наиболее целесообразно в основу выделения уровней положить принцип функционирования («для чего?»): фонема – смыслоразличительная единица (и ударение, тон), морфема выражает значение (сигнификативная функция), слово называет (номинативная функция), предложение и интонация выполняют коммуникативную функцию. Тогда ясно, куда определить фразеологизм – в номинативные единицы.

Итак, неоднородность обусловливает иерархические отношения внутри языковой системы.

Второе проявление неоднородности единиц языка обнаруживается внутри конкретного уровня. Каждый элемент чем-то отличается от другого (ср. дифференциальные признаки фонем и лексических единиц), и это позволяет объединять их в классы (парадигмы) и строить комбинации (синтагмы). К языку применима классификация систем: гетерогенные и гомогенные системы.

 

10. Синтагматические и парадигматические отношения в языке.

Два основных вида отношений между единицами языка были сформулированы Ф. де Соссюром. Отношения элементов в линейной последовательности он назвал синтагматическими, а отношения между элементами как членами определенных классов – ассоциативными. Эти термины используются и в современных работах, но последний чаще заменяют на термин парадигматические отношения. Парадигматика обнаруживается в языке, синтагматика проявляется в речи. Языку свойственна только потенциальная сочетаемость единиц, а не реальное взаимодействие элементов. Парадигматические отношения, напротив, не предполагают взаимодействия в речи, это отношения чередования, выбора.

Для установления обоих типов отношений важно понятие позиции.

Возьмем парадигму глагола покупать: я -....., ты -....., вы -.... От чего зависит выбор словоформы? От позиции, то есть от окружения, от контекста. Именно за счет перечисления возможных позиций и образуется парадигма – класс единиц, различающихся употреблением в определенной позиции (во всем остальном они одинаковы). Например, как определить состав парадигмы приставочной морфемы роз-? Понятие парадигмы было разработано для морфологии, затем нашло применение в фонологии, синтаксисе, лексике, словообразовании. Ср., например, суффиксы со значением лица: -ист, -ант, –ник, -щик. Диссер-...? Забой-...? Диплом-...? Т.о., парадигматические отношения определяются через сочетаемость элементов в речевой цепи (синтагматику). Синтагматика и парадигматика тесно связаны, одно невозможно без другого: парадигма устанавливается на основе словоупотребления, правильное употребление невозможно без знания парадигмы (синонимического ряда, паронимов и т.д.). Так, выбор окончания мн. ч. существительных в англ. яз. зависит от контекста: после глухих – [s], после звонких и гласных – [z], после шипящих и свистящих [iz] (books, boys, ways, boxes).

С точки зрения парадигматики элементы могут находиться в отношениях контраста и свободного варьирования (окончания –ой, ою).

Парадигматические отношения хранятся в памяти носителей языка. При этом языковая единица может иметь несколько ассоциативных рядов:

Обучение – обучать, учить, учеба;

Обучение – изменение, преображение, вооружение;

Обучение – передача знаний, преподавание.

Задача: почему новые наименования женской одежды типа лосины, легинсы – м.р.?

Парадигматические и синтагматические отношения релевантны на любом уровне.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Язык как система | Лекция 3. Элементы теории графов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.