Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Добросовестность конкуренции

Промышленные образцы

В соответствии со ст. 1352 ГК РФ в качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промыш­ленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.

Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым. На про­мышленный образец выдается патент, который удостоверяет приори­тет, авторство и исключительное право на его обладание. Этот патент дей­ствует в течение 10 лет с даты подачи заявки в Государственное патент­ное ведомство Российской Федерации. По ходатайству патентообладате­ля срок может быть продлен не более чем на 5 лет.

Патент на промышленный образец предполагает эксклюзивные права в первую очередь на дизайн упаковки (например, оригинальные бутылки, пакеты, коробки, ящики).

Преимуществами данного способа защиты бренда являются:

Ø возможность получения патента как объекта исключительных прав, удостоверяемых охранным документом, выданным Роспатентом;

Ø ускорение срока получения правовой защиты, поскольку эксперти­за по промышленному образцу проходит быстрее, чем экспертиза по товарному знаку.

К главному недостатку данного способа охраны товарного знака следу­ет отнести то, что данный способ уязвим своей слабой защитой от подде­лок.

 

Авторское право

Согласно ст. 1259 главы 70 ГК РФ («Авторское право») объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от спосо­ба его выражения.

Важнейшим преимуществом этого вида защиты является то обстоя­тельство, что правовая охрана возникает в силу самого факта создания произведения, выполнения каких-либо формальностей не требуется.

Второе неоспоримое преимущество — срок защиты: «Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора».

Основным минусом защиты в рамках авторского права является то, что оно охраняет форму произведения (язык, образы, структуру), а не содержа­ние. Если ценное по смыслу произведение будет пересказано другими сло­вами, предъявить претензии нарушителю авторских прав будет весьма за­труднительно. Авторское право защищает форму от прямого копирования.

 

Последний из описываемых режимов охраны бренда основан на зако­не «О защите конкуренции» (Закон РФ №135-Ф3 от 26.07.2006). Соглас­но ст. 4 данного закона недобросовестную конкуренцию представляют со­бой «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предприни­мательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или мо­гут нанести вред их деловой репутации».

Ст. 14 закона приводит перечень форм недобросовестной конкурен­ции, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, ко­торые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуе­мыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую зако­ном тайну.

Содержащиеся в статьях 4 и 14 закона «О защите конкуренции» нор­мативные положения представляют серьезную опасность для создателей брендов-«двойников» — тех компаний, которые используют методы не­добросовестной конкуренции.

Комплексная защита с применением всех инструментов правовой охраны бренда требует значительных денежных расходов, поэтому она доступна в большей мере компаниям с достаточно крупными бюджетами.

 

Регистрация товарных знаков в российской федерации

Для того чтобы получить исключительные права на пользование то­варным знаком, его требуется зарегистрировать.

Процедура регистрации товарных знаков проходит в несколько эта­пов (рис. 2.1). Вначале в экспертный орган Федерального института про­мышленной собственности (ФИПС) — в Роспатент — подается заявка установленного образца. Она может быть подана юридическим лицом или физическим лицом, ведущим предпринимательскую деятельность и заре­гистрированным как индивидуальный предприниматель. Приоритет то­варного знака устанавливается по дате подачи заявки.

Заявка на регистрацию проходит два этапа экспертизы: предваритель­ную и по существу.

В ходе предварительной экспертизы, которая проводится в месяч­ный срок с даты подачи заявки, проверяется наличие всех необходимых документов и правильность их оформления. В заявке указывается пере­чень товаров и услуг, для которых заявляется товарный знак, в соот­ветствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ). В Международном классификаторе товаров и услуг (International Classifier list of Goods and Services for the Purposes of the Registration of Marks) все товары делятся на 34 класса, а услуги — на 11 классов. Определяясь с защищаемыми товарным знаком товарами (услугами), требуется опреде­лить для них необходимое количество классов МКТУ.

От количества выбранных классов МКТУ зависит размер пошлины при подаче заявки на регистрацию товарного знака. В соответствии с дей­ствующим законодательством за подачу заявки на регистрацию товарного знака и экспертизу заявленного обозначения взимается государственная пошлина в размере 8500 руб. Если же регистрация товарного знака заяв­лена в нескольких классах МКТУ, дополнительно взимается пошлина по 1500 руб. за каждый класс МКТУ (на 2008 г.).

При определении степени правовой защиты бренда необходимо учи­тывать еще одно важное условие. Бренд как система идентификаторов включает в себя различные отличительные элементы (марочное имя, ло­готип, марочный знак), которые можно зарегистрировать в качестве то­варного знака в рамках определенных (или всех) классов МКТУ как по от­дельности, так и комплексно (все сразу).

Часто споры по товарным знакам возникают из-за того, что не выполня­ется условие комплексной защиты марки. Чаще всего в качестве товарного знака регистрируют только словесное обозначение в одном классе или не­большом количестве классов МКТУ. Это позволяет недобросовестным кон­курентам регистрировать в качестве товарного знака почти такое же сло­во, только незначительно измененное, использовать тот же шрифт и тот же дизайн упаковки. В результате покупатели воспринимают марочный товар компании-плагиатора как продукцию добросовестного производителя.

На этапе экспертизы по существу заявленного обозначения в соответ­ствии с законом о товарных знаках выясняется:

Ø нет ли абсолютных оснований для отказа в регистрации,

Ø способно ли заявленное обозначение отличать товары (услуги) од­них лиц от товаров (услуг) других лиц.

Соответственно, основания для отказа в регистрации можно разделить на две группы. К первой группе относятся абсолютные основания для от­каза, когда регистрации препятствуют общественные интересы или обо­значение вообще не способно отличать товары заявителя от однородных товаров других лиц.'

Согласно ст. 6 закона о товарных знаках не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений:

Ø не обладающих различительной способностью;

Ø представляющих собой государственные гербы, флаги и другие го­сударственные эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения;

Ø вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров опре­деленного вида;

Ø являющихся общепринятыми символами и терминами;

Ø указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место, время и способ их производства или сбыта.

Также согласно ст. 6 закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

Ø являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение по­требителя относительно товара или его изготовителя;

Ø противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Вторую группу представляют относительные основания для отказа (ст. 7 закона), когда регистрации препятствуют права третьих лиц. На­пример, права другого лица на тождественный или сходный до степени смешения товарный знак, охраняемый в отношении однородных товаров. Относительные основания для отказа в регистрации состоят в следу­ющем:

1. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обо­значения, тождественные или сходные до степени их смешения:

Ø с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленны­ми на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров;

Ø с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации, в том числе в силу международного договора Российской Федерации;

Ø с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с законом Российской Федерации, кроме случаев, ког­да они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, реги­стрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наи­менованием.

2. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, вос­производящие:

Ø известные на территории Российской Федерации фирменные наи­менования (или их часть), принадлежащие другим лицам, получив­шим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров;

Ø промышленные образцы, права на которые в Российской Федера­ции принадлежат другим лицам;

Ø названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведе­ния искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторско­го права или его правопреемников;

Ø фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников, соответствующего компетентного органа.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Комплексное использование этих инструментов правовой защиты по­зволит защитить бренд от нападок конкурентов | Использование товарного знака
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.