КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность процесса принятия решения покупателем
Классификация и анализ потребителей в маркетинге С точки зрения маркетинга, потребителей можно разделить на две большие группы: конечных потребителей и организации-потребители. Конечные потребители — отдельные лица и семьи, приобретающие товары и услуги для личного (семейного, домашнего) потребления. Организации-потребители — покупатели, приобретающие товары и услуги для дальнейшего использования в процессе производства и получения других продуктов, перепродажи или использования в целях организации. Поведение этих двух групп покупателей может существенно различаться. Это объясняется различными объектами рыночного спроса, различными целями и способами принятия решений о покупке, разной мотивацией и др. В табл. 1.1 приведены основные различия между конечными и промышленными потребителями. Таблица 1.1 Сравнительная характеристика конечных и промышленных потребителей
Вне зависимости от вида потребителей работа по исследованию рынка покупателей проводится в два этапа. На I этапе осуществляют поиск ответов на вопросы: 1. кто является пользователем (потребителем) данного продукта (услуги) и какие потребности при этом продукту предстоит удовлетворять? 2. кто является конкретным покупателем данного продукта (услуги) и за чей счет совершается покупка? 3. кто и как принимает решение о покупке? 4. кто и как может повлиять на принятие решения о покупке? На II этапе проводят анализ платежеспособных потребителей. Среди платежеспособных потребителей выделяют: выгодных и потенциальных потребителей. 1) Выгодный потребитель - это индивид, торговая организация или компания, в течение продолжительного времени приносящие доход, который превышает приемлемые издержки фирмы по привлечению заказчика, продажам и его обслуживанию. Для анализа выгодности потребителей используют специальную матрицу (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Матрица выгодности потребителя В отношении покупателей С2 и С3 компания может предпринять следующие действия: 1) поднять цену на убыточные товары или остановить их производство; 2) может попытаться продать прибыльные продукты невыгодным заказчикам. 2) Потенциальные потребители — все те, которые проявляют достаточный уровень интереса к предлагаемому на рынке продукту или услуге и предположительно могут их купить. Анализ потенциальных потребителей проводится с точки зрения их доступности и перспективности. Анализ потенциальных потребителей с точки зрения их доступности проводят по следующей схеме (рис. 1.3)
Рис. 1.3 – Анализ доступности потенциальных потребителей
Доступные потребители — та часть потенциальных потребителей, которая не только проявляет интерес, но и имеет необходимый доход и доступ к конкретному рыночному предложению. Квалифицированные доступные потребители – часть доступных потребителей, имеющих интерес, достаточной доход, необходимую квалификацию и доступ к конкретному рыночному предложению. Количество квалифицированных доступных потребителей определяют по формуле: КДП = ДП – НДП, (1.1) где ККДП - количество квалифицированных доступных потребителей; ДП – количество доступных потребителей; НДП – количество лиц, не имеющим права покупки определенных товаров. Например, несовершеннолетние не имеют права приобретать алкогольные и табачные изделия; лица, не имеющие рецептов не имеют права приобретать психотропные лекарственные средства и т. д. Обслуживаемые потребители (целевой рынок) – это частьквалифицированных доступных потребителей, потребности которых фирма может удовлетворять. Рынок проникновения - потребители, которые уже покупают товары данной фирмы. Анализ потенциальных потребителей с точки зрения их перспективности проводят по следующей схеме (рис. 1.4)
Рисунок 1.4 – Анализ перспективности потенциальных потребителей Перспективными потребителями в маркетинге считается та часть потенциальных потребителей, которые наиболее заинтересованы в продукте и способны за него заплатить. Неперспективными потребителями являются те, платежеспособность которых сомнительна, а возможное сотрудничество не предполагает особой прибыли.
Впервые обратившиеся и повторно обратившиеся потребители, - это потребители, которые остались удовлетворенными товаром и обслуживанием. Клиенты — это люди, которые покупают определенный товар у единственного поставщика. Надежные друзья — потребители, высоко ценящие компанию и поощряющие других приобретать ее продукцию. Партнеры — потребители, активно взаимодействующие с фирмой. Пассивные или бывшие заказчики - часть потребителей, которые в силу ряда обстоятельств (финансового положения, неудовлетворенности качеством товара, перемены места жительства и т.п.) начинает проявлять меньший интерес к приобретению товаров фирмы либо вообще уходит с рынка. Уровень потери потребителей измеряется коэффициентом удержания потребителей (коэффициентом “ухода потребителей из очереди”). Для периодических печатных изданий таким показателем может быть стабильный тираж подписки; для учебных заведений — удельный вес студентов, переходящих с одного курса на следующий или соотношение поступивших абитуриентов и выпускников. Расчеты коэффициента удержания должны обязательно сопровождаться выявлением причин, по которым фирма теряет потребителей, и устранением их. Кроме того, важны расчеты: 1) сокращения прибыли, вызванного уходом потребителей. 2) затрат на ликвидацию недостатков в управлении. Тема 2. Процесс принятия решения конечным покупателем 2.1. Сущность процесса принятия решения покупателем. 2.2. Характеристика стадий процесса принятия решения конечным покупателем. 2.3. Классификация правил принятия решений о покупке. 2.4. Типы покупательского поведения. 2.5. Защита прав и объединения потребителей в Украине.
В группу лиц, принимающих решение о покупке товара, входят: 1) инициатор — лицо, начинающее процесс принятия решений; 2) авторитет — лицо, от мнения которого зависит, что будет куплено; 3) принимающий решение — лицо, отвечающее за окончательное решение; 4) покупатель — лицо, покупающее товар; 5) пользователь (потребитель) — лицо, использующее купленный товар или услугу. Целевая аудитория может пребывать в любом из шести состояний покупательской готовности: осведомленность; знание; предрасположенность; предпочтение; убежденность; совершение покупки.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |