Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность процесса принятия решения покупателем

Классификация и анализ потребителей в маркетинге

С точки зрения маркетинга, потребителей можно разделить на две большие группы: конечных потребителей и организации-потребители.

Конечные потребители — отдельные лица и семьи, приобретающие товары и услуги для личного (семейного, домашнего) потребления.

Организации-потребители — покупатели, приобретающие товары и услуги для дальнейшего использования в процессе производства и получения других продуктов, перепродажи или использования в целях организации.

Поведение этих двух групп покупателей может существенно различаться.

Это объясняется различными объектами рыночного спроса, различными целями и способами принятия решений о покупке, разной мотивацией и др.

В табл. 1.1 приведены основные различия между конечными и промышленными потребителями.

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика конечных и промышленных потребителей

 

Отличитель-ные черты   Конечные потребители   Промышленные потребители  
     
Субъекты рыночного спроса (кто покупатель?)   Конечные потребители, диапазон и число которых достаточно широки     Организации-потребители: фирмы-производители, оптовые и розничные торговцы, государственные и прочие некоммерческие учреждения, число которых значительно меньше числа конечных потребителей. (Как правило, организации-потребители географически сконцентрированы и более крупные.)    
Объект рыночного спроса (что покупается?)   Предметы потребления (готовая конечная продукция)   Средства производства: сырье, полу-фабрикаты, оборудование, другие промежуточные товары промышленного назначения  
Цель покупки Для личного, домашнего, семейного использования Для использования в дальнейшем производстве или перепродажи другим потребителям  
Тип спроса   Спрос первичен и зависит от уровня цен на данный товар и товары-заме­нители, уровня доходов потребителей, их вкусов и предпочтений, численно­сти потребителей, активности марке­тинговой деятельности фирм и пр.     Спрос произведен от спроса на про­дукцию, которую изготовляет фирма (спроса конечных потребителей). Спрос организаций в большей степени зависит от циклических колебаний, чем спрос конечных потребителей  
Выбор товара и принятие решения о его покупке   Выбор товара осуществляется с учетом моды, стиля, личных предпочтений, рекламы и т.п. Решение о покупке чаще всего принимается индивидуально   Выбор товара осуществляется с учетом данных товарных спецификаций. Решение о покупке чаще всего принимается коллегиально, с учетом мнения маркетологов, работников инженерных и финансовых служб, на основе стоимостного анализа и объективных данных о поставщике (качестве товара и обслуживания, цене, условиях платежа и др.)  
Продолж. табл. 1.1    
     
Механизм покупки   Товары покупаются без предваритель­ных переговоров, без торгов и без посредников   Товары покупаются, но могут и арендоваться (лизинг основного капитала). Часто используется механизм пере­говоров и торгов. В случае приобрете­ния товаров сложных, с технологической точки зрения, используются услуги консультантов-специалистов по закупкам  
Возможность наладить самостоятель-ное производство продукции   Конечные потребители не занимаются самостоятельно производством продукции   Организации-потребители могут наладить самостоятельное производство необходимой продукции (например, запасных частей)  

Вне зависимости от вида потребителей работа по исследованию рынка покупателей проводится в два этапа.

На I этапе осуществляют поиск ответов на вопросы:

1. кто является пользователем (потребителем) данного про­дукта (услуги) и какие потребности при этом продукту предсто­ит удовлетворять?

2. кто является конкретным покупателем данного продукта (услуги) и за чей счет совершается покупка?

3. кто и как принимает решение о покупке?

4. кто и как может повлиять на принятие решения о покупке?

На II этапе проводят анализ платежеспособных потребителей.

Среди платежеспособных потребителей выделяют: выгодных и потенциальных потребителей.

1) Выгодный потребитель - это индивид, торговая организация или компания, в течение продолжи­тельного времени приносящие доход, который превышает приемлемые издержки фирмы по привлечению заказчика, прода­жам и его обслуживанию.

Для анализа выгодности потребителей используют специальную матрицу (рис. 1.2).

Потребители
  Продукты   С1 С2 С3  
  Р1   +   +   + Высокоприбыльный продукт
  Р2   +       Прибыль-ный продукт
  Р3     -   - Убыточный продукт  
  Р4   +     - Смешан-ный продукт
  Высокопри-быльный потребитель Потребитель, приносящий и прибыль, и убытки Невыгодный потребитель  

 

Рис. 1.2. Матрица выгодности потребителя

В отношении покупателей С2 и С3 компания может предпринять следующие действия:

1) поднять цену на убыточные товары или остановить их производство;

2) может попытаться продать прибыльные продукты невыгодным заказчикам.

2) Потенциальные потребители — все те, которые проявляют до­статочный уровень интереса к предлагаемому на рынке продукту или услуге и предположительно могут их купить.

Анализ потенциальных потребителей проводится с точки зрения их доступности и перспективности.

Анализ потенциальных потребителей с точки зрения их доступности проводят по следующей схеме (рис. 1.3)

 


Рис. 1.3 – Анализ доступности потенциальных потребителей

 

Доступные потребители — та часть потенциальных потреби­телей, которая не только проявляет интерес, но и имеет необхо­димый доход и доступ к конкретному рыночному предложению.

Квалифицированные доступные потребители – часть доступных потребителей, имеющих интерес, достаточной доход, необходимую квалификацию и доступ к конкретному рыночному предложению.

Количество квалифицированных доступных потребителей определяют по формуле:

КДП = ДП – НДП, (1.1)

где ККДП - количество квалифицированных доступных потребителей;

ДП – количество доступных потребителей; НДП – количество лиц, не имеющим права покупки определенных товаров. Например, несовершеннолетние не имеют права приобретать алкогольные и табачные изделия; лица, не имеющие рецептов не имеют права приобретать психотропные лекарственные средства и т. д.

Обслуживаемые потребители (целевой рынок) это частьквалифицированных доступных потребителей, потребности которых фирма может удовлетворять.

Рынок проникновения - потребители, которые уже покупают товары данной фирмы.

Анализ потенциальных потребителей с точки зрения их перспективности проводят по следующей схеме (рис. 1.4)

 
 

 

 


Рисунок 1.4 – Анализ перспективности потенциальных потребителей

Перспективными потребителями в маркетинге считается та часть потенциальных потребителей, которые наиболее заинте­ресованы в продукте и способны за него заплатить.

Неперспективными потребителями являются те, платеже­способность которых сомнительна, а возможное сотрудничество не предполагает особой прибыли.

 

Впервые обратившиеся и повторно обратившиеся потребители, - это потребители, которые остались удовлетворенными товаром и обслу­живанием.

Клиенты — это люди, которые покупают определенный то­вар у единственного поставщика.

Надежные друзья — потребители, высоко ценящие компа­нию и поощряющие других приобретать ее продукцию.

Партнеры — потребители, активно взаимодействующие с фирмой.

Пассивные или бывшие заказчики - часть потребителей, которые в силу ряда обстоятельств (финансового положения, неудов­летворенности качеством товара, перемены места жительства и т.п.) начинает проявлять меньший интерес к приобретению товаров фир­мы либо вообще уходит с рынка.

Уровень потери потребителей измеряется коэффициентом удержания потребителей (коэффициентом “ухода потребителей из очереди”).

Для периодических печатных изданий таким показателем может быть стабильный тираж подпис­ки; для учебных заведений — удельный вес студентов, переходящих с одного курса на следующий или соотношение посту­пивших абитуриентов и выпускников.

Расчеты коэффициента удержания должны обязательно сопровождаться выявлением причин, по которым фирма теряет потребителей, и устранени­ем их.

Кроме того, важны расчеты:

1) сокращения прибыли, вызванного уходом потребителей.

2) затрат на ликвидацию недостатков в управлении.

Тема 2. Процесс принятия решения конечным покупателем

2.1. Сущность процесса принятия решения покупателем.

2.2. Характеристика стадий процесса принятия решения конечным покупателем.

2.3. Классификация правил принятия решений о покупке.

2.4. Типы покупательского поведения.

2.5. Защита прав и объединения потребителей в Украине.

 

В группу лиц, принимающих решение о покупке товара, входят:

1) инициатор — лицо, начинающее процесс принятия реше­ний;

2) авторитет — лицо, от мнения которого зависит, что бу­дет куплено;

3) принимающий решение — лицо, отвечающее за окончатель­ное решение;

4) покупатель — лицо, покупающее товар;

5) пользователь (потребитель) — лицо, использующее куп­ленный товар или услугу.

Целевая аудитория может пребывать в любом из шести состояний покупательской готовности: осведомленность; знание; предрасположенность; предпочтение; убежденность; совершение покупки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономическая сущность поведения потребителя | I cтадия. Осознание потребности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.