КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовые основы информационных ресурсов в сфере маркетинга
Отношения, связанные с получением, использованием и распространением информации, в маркетинге опосредуются определенными нормативными правовыми актами. Так, в главе 2 Конституции РФ среди прав и свобод человека и гражданина провозглашено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – закон).
Согласно ст. 2 закона под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Подчеркнем, что объектом правоотношений признается только документированная информация (документ), составляющая информационные ресурсы.
Документированная информация (документ) – это зафиксированная на материальном носителе информация в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенная для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»).
Информационные ресурсы – отдельные документы, отдельные массивы документов, документы в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Классификация документированной информации 1. По уровню доступа к информационным ресурсам различают: - открытую (общедоступную) информацию; - информацию с ограниченным доступом, которая, в свою очередь, подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию.
2. По содержанию сведений различают документы: - экономико-статистические; - правовые; - управленческие; - финансово-бюджетные; - производственные и коммерческие.
3. По форме представления информации различают: - письменный документ – документ в бумажной форме при наличии реквизитов; - электронный документ – документ, содержащий информацию в электронно-цифровой форме (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной подписи»), удостоверенный электронной цифровой подписью владельца, а владелец документа, получив сертификат ключа подписи, хранит в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи, позволяющий владельцу создавать свою электронную цифровую подпись.
4. По функциональной способности информации различают следующие документы: - бизнес-справка, в которую включены справочные сведения (например, об учредителях (акционерах, участниках), руководителях и персонале интересующей организации), статистические данные об отрасли, рынке; количественные характеристики финансового анализа фирмы; официально опубликованные результаты социологических и маркетинговых исследований; выписка из государственного реестра о коммерческой организации. Бизнес-справка позволяет судить о платежеспособности, кредитоспособности, финансовом положении хозяйствующего субъекта.
Бизнес-справка может быть составлена в двух вариантах: а) типовая – содержит базовую информацию в обобщенном виде; б) развернутая – отражает детализированную информацию по разным экономическим аспектам;
v Пример: Бизнес-справка по маркетинговому исследованию компании или холдинга включает: юридический статус и реквизиты; организационную структуру; связи с госструктурами, региональными властями, другими компаниями; крупнейших владельцев; репутацию; финансовые показатели; основные этапы деятельности компании, включая производство и реализацию; историю компании; рейтинг компании в отрасли; маркетинговую политику (продукция, ценообразование, дистрибьюция, продвижение); планы компании, конкурентов; СМИ о компании.
- аналитический отчет, содержащий системную информацию о положении фирмы на рынке, ее бизнесе, о ее материальных и нематериальных ресурсах, о капитале учредителей и квалификации менеджеров, характеристики конкурентов и партнеров, историю и перспективы организации;
- программа для ЭВМ – это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе разработки данного объекта, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;
- база данных – объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и т. д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Программы для ЭВМ и базы данных являются объектами интеллектуальной собственности, охраняются авторским правом;
- банк данных – это совокупность баз данных, а также програм-мные и иные средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью ЭВМ;
- информационные технологии – это средства сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
- информационная система. Выделяют следующие типы информационных систем: крупные интегрированные, производственные интегрированные, финансово-управленческие и локальные системы. С помощью крупных интегрированных систем происходят: комплексная автоматизация управления производством, глобальное планирование, бюджетирование и корпоративная консолидация ресурсов. Реализация проектов их установки требует колоссальных финансовых и временных затрат, поэтому в России данными автоматизированными системами владеют лишь несколько компаний энергетики, нефте - и газодобывающей промышленности. Производственные интегрированные системы предназначены для среднего бизнеса и направлены на управление производством и оперативное планирование. При этом учетные функции в них не развиты. Финансово-управленческие системы решают задачи бухгалтерского учета, управления кадрами и т. д. Поэтому эти системы более применимы для сферы торговли, услуг и т. п. Локальные системы позволяют вести учет по одному или нескольким направлениям хозяйственной деятельности (например, система сбыта, складское хозяйство).
5. В зависимости от отношений организации с информационной средой выделяют:
- информацию о внешних для фирмы событиях и явлениях (например, об отрасли, о рынке, об общей политико-экономической ситуации, о конкурентах, образе фирмы, ее рейтинге);
- информацию о внутрифирменных процессах (например, о структуре фирмы, о комплектации и деятельности органов управления, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности фирмы, об образовании и профессиональном уровне персонала).
6. В зависимости от цели использования информации различают:
- стратегические информационные ресурсы, в которых сформулированы и обоснованы цель, направление движения компании с точки зрения развития ее бизнеса: тенденции по регионам (развитие экономики, развитие профильных видов деятельности фирмы, динамика конъюнктуры), технологический процесс (сырье, производственные технологии), конкуренты (их акционеры, союзники, объединения), диверсификация (поиск новых возможностей бизнеса);
- тактические информационные ресурсы, которые в основном создаются в форме проектов, планов и схем оптимальных способов достижения стратегических целей: планы реструктуризации управления, запуска в производство новой продукции, наращивания производственных мощностей, реорганизации и (или) создания дочерних фирм и филиалов в регионах, развития дистрибьюторских каналов и т. д.;
- оперативную информацию – это продукт мониторинга текущей деятельности, ею располагает любая организация. Основным источником ее получения являются услуги консультантов и каналы бесперебойной деловой информации, которую поставляют в форме абонентского обслуживания. Оперативные базы данных касаются текущих сделок фирмы, ее экономического, налогового и т. п. положения в настоящий момент.
Стратегические, тактические и оперативные цели организации должны быть взаимоувязаны в едином информационном поле.
Правовой режим информационных ресурсов представляет систему правил, определяющих:
1) порядок документирования информации;
2) собственника данного вида ресурсов;
3) категорию информации по уровню доступа к ней;
4) порядок пользования информационными ресурсами;
5) порядок правовой охраны информации.
Рассмотрим указанные элементы правового режима информационных ресурсов.
Порядок документирования информации. Документирование является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Оно осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, за безопасность Российской Федерации.
Документ приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридическая сила документа может также подтверждаться электронной цифровой подписью, для обеспечения правовых условий использования которой принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Порядок документирования информации регламентируется законодательными и иными правовыми актами. Например, ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает требования к первичным учетным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Кроме того, в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н, установлены требования, предъявляемые к документам бухгалтерской отчетности – бухгалтерскому балансу, отчету о прибылях и убытках, приложениям к ним.
Одним из важнейших документов в рассматриваемой области является Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 299.
ОКУД предназначен для решения следующих задач:
- регистрации форм документов;
- упорядочения информационных потоков в национальном хозяйстве;
- сокращения количества применяемых форм;
- исключения из обращения неунифицированных форм документов;
- обеспечения учета и систематизации унифицированных форм документов на основе их регистрации;
- контроля за составом форм документов и исключения дублирования информации, применяемой в сфере управления;
- рациональной организации контроля за применением унифицированных форм документов.
ОКУД делит всю документацию на системы. Выделяют следующие системы:
- организационно-распорядительная;
- первичной учетной документации;
- банковской документации;
- финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации;
- отчетно-статистической документации;
- документации по труду;
- документации Пенсионного фонда Российской Федерации;
- внешнеторговой документации.
Каждая система, в свою очередь, содержит подсистемы, которые включают формы документов. Все унифицированные формы документов имеют восьмизначный код, цифры которого несут смысловую нагрузку и обозначают классификационные признаки документа: первые две цифры – класс форм, вторые две цифры – подкласс форм, третьи три цифры – регистрационный номер и последняя восьмая цифра – контрольное число.
v Пример: Унифицированная система документации по труду содержит:
- документацию по состоянию рынка труда;
- документацию по трудовым отношениям;
- документацию по повышению квалификации работников органов по труду;
- документацию по охране труда;
- документацию по минимальным потребительским бюджетам;
- документацию по обращению в органы по труду.
В свою очередь, например, документация по охране труда содержит следующие виды документов:
- справку по основным показателям деятельности государственной экспертизы условий труда за __________ год;
- типовую инструкцию по охране труда (титульный лист);
- инструкцию по охране труда (титульный лист);
- правила по охране труда (титульный лист).
v Пример: Пример кодового обозначения унифицированной формы документа по ОКУД: 09010046 – Расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд:
09 – унифицированная система документации Пенсионного фонда;
01 – документация по учету и распределению средств;
004 – расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд;
6 – контрольное число.
Применение унифицированных форм способствует упорядочению информационных потоков в экономике, систематизации и сокращению количества применяемых форм, обеспечению единообразия, контроля и надзора, а также сопоставимости информации о различных параметрах деятельности субъектов маркетинга.
Собственники информационных ресурсов. Различают собственника и владельца информационных ресурсов. Собственник информационных ресурсов – субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения информационными ресурсами.
Собственник вправе назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение или оперативное управление информационными ресурсами; устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним; определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении, а также совершать сделки с информационными ресурсами.
Владелец информационных ресурсов – субъект, осуществляющий владение и пользование информационными ресурсами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом.
Собственниками информационных ресурсов могут быть: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также юридические и физические лица.
Информационные ресурсы классифицируются на государственные и негосударственные.
Физические и юридические лица являются собственниками тех документов и массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Информационные ресурсы организаций включаются в состав имущества, и на них распространяются все нормы правового режима имущества хозяйствующего субъекта, в том числе связанные с учетом, оценкой и т. д.
Государство имеет право выкупа находящейся в частной собственности документированной информации в случае отнесения ее к государственной тайне. Собственники как негосударственных, так и государственных информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.
Государственные информационные ресурсы делятся на федеральные, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, субъектов Федерации.
Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Одним из источников формирования государственных информационных ресурсов являются сведения, представляемые в обязательном порядке физическими и юридическими лицами. Информацию о параметрах своей деятельности хозяйствующие субъекты представляют постоянно в виде статистической и бухгалтерской отчетности. Например, сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих денежные расчеты с населением, собираются в налоговых органах при обязательной регистрации контрольно-кассовых машин. Или выполнение обязанности лицом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, без промедления письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию, позволяет формировать информацию о ликвидируемых субъектах.
Еще одним источником государственных информационных ресурсов являются деятельность Госкомстата России по сбору и систематизации различных видов статистической информации, а также деятельность Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальных органов по формированию и ведению федерального банка данных о нарушениях налогового законодательства, содержащего сведения о фактах уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах.
Информационные ресурсы по доступности. По категории доступа информация делится на открытую (общедоступную) и с ограниченным доступом. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на сведения, составляющие государственную тайну, и конфиденциальную информацию.
Правовой режим негосударственных информационных ресурсов определяется их собственником. Хозяйствующие субъекты в порядке, не противоречащем законодательству, вправе самостоятельно установить режим конфиденциальности в отношении той или иной маркетинговой информации.
Перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен, включает:
- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне;
- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»).
Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 утвержден перечь сведений конфиденциального характера, к которым относятся:
1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина (персональные данные), позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях. Согласно ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается; 2) сведения, составляющие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений. Статья 23 Конституции РФ закрепляет право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения; 3) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; 4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, включают врачебную (медицинскую), религиозную, нотариальную, адвокатскую тайны и иные сведения, доверенные представителям определенных профессий для защиты прав и законных интересов граждан; 5) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них; 6) сведения, составляющие коммерческую, служебную и банковскую тайны.
Порядок пользования информационными ресурсами. Пользователь (потребитель) информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
Пользователями информационных ресурсов могут быть граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации. Все они обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.
Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению. Собственники или владельцы информационных ресурсов определяют порядок получения пользователями (потребителями) информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур.
Информационные услуги, предоставляемые пользователям из государственных информационных ресурсов, могут оказываться как бесплатно, так и за плату.
В некоторых случаях установлен максимальный размер платы за предоставление информационных услуг. Например, за информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество такой размер составляет: для физических лиц – 25 % установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ), для юридических лиц – установленный законом МРОТ; за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс – трехкратный установленный законом МРОТ.
Иногда в маркетинговой деятельности, в частности, в ходе маркетингового исследования у маркетолога возникает необходимость ознакомления с той или иной засекреченной информацией. В связи с этим любой участник маркетинговой деятельности вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Субъекты, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляется субъект маркетинга, подавший запрос.
Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне в данном случае может быть обжалована в суде. При признании судом необоснованности засекречивания сведений они подлежат рассекречиванию в установленном законом порядке.
Порядок правовой охраны информации. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю, иному лицу, в том числе персональные данные, информация о частной жизни граждан, коммерческая, служебная и банковская тайны, государственная тайна.
Режим защиты информации устанавливается:
- в отношении персональных данных – федеральными законами;
- в отношении конфиденциальной документированной информации – собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом;
- в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, – уполномоченными органами на основании Закона РФ «О государственной тайне».
Цели правовой охраны информационных ресурсов:
1) предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
2) предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
3) предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
4) предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;
5) защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
6) сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;
7) обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
Законодательством предусмотрена защита права на доступ к информации и права на предоставление достоверной информации. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.
Руководители организаций и должностные лица государственных органов за совершение указанных и других нарушений прав пользователей привлекаются к гражданской, административной и уголовной ответственности.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |