Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дыхательно - голосовой комплекс

«В дыхании есть два блага, без сомненья:

То воздух полнит грудь, то выдох дарит облегченье,

Что там – стеснённое, здесь свежесть и свободу обретает,

Да, жизнь чудесное смешенье представляет.

Будь благодарен Богу, если он тебя теснит,

И благодарен будь, коль вновь освободит».

Гёте

Дыхание это энергия голоса. Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы всего речевого аппарата и правильного дыхания в частности.Правильно организованное дыхание играет в речи огромную роль. Отсутствие правильного фонационного (т.е. обслуживающего речь) дыхания приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу. Правильное, то есть диафрагмально-смешанное дыхание, то, при котором участвуют все легкие целиком и межреберные мышцы, а не только верхушки легких. При поверхностном дыхании воздух берется как бы «в плечи» и его зачастую не хватает на целую фразу. Неравномерно расходуемый воздух не дает возможности до конца договорить фразу, приводит к нелогичным паузам и заставляет "выдавливать" из себя слова. Существует неразрывная связь между дыханием и голосом. Правильно поставленный голос - очень важное качество устной речи, особенно речи учителя, которому большое количество времени приходится говорить. Для того чтобы избежать голосовых проблем (атонии связок, узлов и воспаления связок) и сохранить голос здоровым, важно воспитать, поставить голос, развить и укрепить все голосовые данные, отпущенные человеку природой - объем, силу, звучность, выразительность и гибкость голоса.Дыхательную зону рече-голосового аппарата называют энергетической зоной. В нее входят легкие, бронхи, трахея и мышцы, обслуживающие работу этих органов при вдохе-выдохе – межреберные мышцы, мышцы диафрагмы и мышцы брюшного пресса.Дыхательные упражнения дают здоровье не только голосу, но и всему организму в целом. Выполняя предложенные упражнения следует помнить, что помещение должно быть проветренным, а воздух свежим. 15-20 минут в день дыхательно-голосовых упражнений дадут эффект уже через 3-4 месяца, а здоровья на многие годы. Занимаясь голосом, необходимо: 1. Не переутомлять голосовой аппарат.2. В обычной речи не кричать.3. Не откашливаться, если "першит" в горле.4. Не употреблять очень горячих и очень холодных напитков.5. При малейшем недомогании обращаться к врачу.

Полученные при выполнении упражнений навыки правильного дыхания и голосообразования должны все время закрепляться в бытовой речи – дома и на работе.

 

Упражнения на голосовую опору и распределение дыхания:

Многие дыхательные упражнения, рекомендованные для постановки дыхания, взяты из йоги. Можно воспользоваться дыхательной гимнастикой по системе Стрельниковой, описанной ее учеником и последователем Щетининым. Книги по дыханию из йоги и дыхательная система Стрельниковой широко представлены в продаже, и мы не включаем данные упражнения в этот сборник.

Сначала все дыхательные упражнения выполняются в статике, с минимальными движениями тела. Здесь важна регулировка ритма дыхания. Нужно следить за правильностью работы дыхательных мышц. Затем дыхательные упражнения выполняются уже в динамике с добавлением активных телесных движений. Их цель – закрепить навыки диафрагмально-смешанного дыхания, в т. ч. навыки распределения дыхания.

· Сделать активный короткий вдох носом, а затем длинный фиксированный (через напряженные губы) выдох на счёт 5 – 10 - 15 (про себя, для внутриглоточной артикуляции);

· можно делать выдох со звуком «ф – с…»;

· это же упражнение можно делать с наклоном корпуса вперед и со звучанием, а в качестве текста можно брать тот же счет, звуки или скороговорки и стихи с преобладанием сонорных звуков (Например: «Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала»);

· Вдыхать воздух, как бы чувствуя запах гари, сирени, горного воздуха;

· Сделать активный вдох, обе ладони лежат на солнечном сплетении и при вдохе выталкиваются вперед (этого не произойдт, если дыхание будет набрано «в плечи»), со звуком «П-ф-п-ф-п-ф…»

· Сделать глубокий вдох «в рёбра», ладонями поддерживаем нижние ребра, немного сжимая их. Активно произносим звук «БДГ-БДГ» стараясь оттолкнуть руки межреберными мышцами, которые активно сокращаются при произнесении звуков. Звук должен прорываться через напряженно сжатые губы;

· Сделать гглубокий вдох «в позвоночник», ладони на пояснице около позвоночника. Активно произносим звук «ПТК-ПТК» стараясь оттолкнуть руки межреберными мышцами, которые активно сокращаются при произнесении звуков. Звук должен прорываться через напряженно сжатые губы;

· Одновременно с глубоким вдохом руки поднять вперёд (на уровень плеч) или над головой. Затем, распределяя выдох, приседаем, произнося ряд гласных – И – Э – А – О – У – Ы, текст скороговорки или текст любого стихотворения, желательно с большим количеством гласных. Нужно уметь распределить дыхание на часть текста приседая, потом можно добрать дыхание и поднимаясь произносить оставшийся текст. Добиться того, чтобы гласные действительно зазвучали и полно и длинно. Упражнения с приседанием развивают голосовую опору, снимают напряжение с окологлоточных и шейных мышц, благодаря оттоку крови от них и перенося напряжение на ноги.· Выбрать стихотворение со строкой среднего размера, например: "Люблю грозу в начале мая" - произнести на одном выдохе первую строку, потом добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д. При выполнении этого упражнения следить за точным распределением выдыхаемого воздуха на определенный объем произносимого текста. Дыхания должно хватать на весь объем текста. Важно помнить, что не следует произносить текст, если не хватает дыхания. Это не эффективно и даже вредно для голоса.

 

Предложенные упражнения помогают активной работе мышц вдоха-выдыха (диафрагмы и межреберных мышц), которые считаются опорой голоса. Чем более активны и разработаны эти мышцы, тем более ровный поставленный на опору голос, и тем меньше нагрузка на голосовые связки. Это очень важно для сохранности голоса в работе учителя. Хорошо развитая голосовая опора позволяет сохранить голос молодым и красивым и избежать голосовой утомляемости. В представленных упражнениях есть одна хитрость – чем активнее артикуляция и особенно губы – тем активнее работают опорные мышцы, а это, в свою очередь, дает более опертый звук.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дикционный тренинг | Комплекс упражнений на развитие резонаторов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.