Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дикционный тренинг

Разминка для освобождения от мышечных зажимов

Все упражнения разминки делаются легко, энергично и свободно, без излишнего напряжения. Они должны снимать усталость и напряжение, а не добавлять их.

· Плавными вращательными движениями размять, разогреть руки, плечи, шею.

· Свободные вращательные движения головой «сонная голова». Голова как бы перекатывается под собственной тяжестью.

· Вращение рук в плечевых суставах (вперёд-назад), в локтевом и луче-запястном суставах.

· Подняли плечи к ушам – бросили. Одели плечами воображаемый пиджак – скинули.

· Упражнение «пирамидка»: из положения стоя наклониться вперёд (упали), затем от копчика начинаем собирать свой позвоночник, как пирамидку, поднимаемся, выстраивая позвоночник. Повторить несколько раз.

 

Артикуляционная гимнастика:

Для развития и тренировки органов речи (губы, зубы, щеки, язык, мягкое и твердое нёбо, нижняя челюсть) необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Она поможет выработать гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи. Полезно также делать артикуляционную гимнастику при речевой усталости. Она снимает излишнее напряжение с мышц, расслабляет их.

· язык: почистить языком десна (в одну и другую стороны), «уколы» языком в щёки, языком- «кисточкой» красим нёбо, вытягиваем язык «жало – лопата», пощёлкать языком (как скачет лошадка) – энергичный, подвижный язык помогает чистоте формирования звуков.

· губы: губы вытянуть«трубочкой» и вращать по кругу в обе стороны, позвать уточек «ути – ути…», губы вытянуть трубочкой и захватывать ими воздух - «рыбка», пошлепать расслабленными губами «пя-пя…» и собрать их на «п-б…» (губы напряженные), натягивать губы на зубы – энергичные, хорошо смыкающиеся губы дают речи четкость и легкость.

· щёки: надуваем щеки, внутри рта «покатать воздушные шарики»; затем сбросить напряжение со щек и губ – «тпру…» (лошадка отфыркивается) – разминаем щеки, так как вялые, они делают звучание дряблым.

· глотку открыть: сказать «ма», «мама» без звука (про себя), а также звук «ха» на половине выдоха. Нёбо поднято, положение рта как при звуке «О» (ощущение сливы во рту) – эти упражнения открывают глотку и делают звучание более глубокое и громкое.

· челюсть: взять себя двумя руками за нижнюю челюсть и открыть её несколько раз не резко, без мышечных усилий, только при помощи рук – это упражнение снимает напряжение с подчелюстных мышц.

 

Дикционные упражнения:

· Пропеть нараспев: И – Э – А – О – У – Ы

· Гласные звуки дают речи мелодику. Пропеть нараспев: И – Е – Я – Ё – Ю – И – упражнения на гласные и йотированные звуки дадут вам верную постановку рта на гласных звуках.

· Так же полезно делать это упражнение и про себя с закрытым ртом – это называется внутриглоточной артикуляцией, разминает внутриглоточные мышцы, делая речевой аппарат более гибким.

· Далее идут упражнения на пары согласных, которые отрабатываются с движениями рук на слогах, словах и скороговорках. Согласные звуки придают речи четкость, выразительность, помогают формировать слова.· При произношении согласных звуков требуется напряжение какой-либо одной части речевого аппарата.· При тренировке согласных звуков следует обратить внимание на упругость и крепость органов речи при их смычках и взрывных звуках.

 

Б – П Л – М – Н

В – Ф Ж – Ш Р, Х, Ц

Д – Т Ч – Щ

Г – К З – С

 

Б – П: паппи- пупу…, бабби – буббу…, паппи – бибабби…- совместить смыкание губ на П и Б со сжатием подушечек пальчиков. «Был бы бык, а мясо будет», «Купи кипу пик, пик кипу купи».

В – Ф: звуку «В» препятствуют сомкнутые верхняя губа и нижние зубы, «Ф» как бы продувается. Добавляем движение рук - отбить волейбольный мячик кистью руки. На звук «в» руки идут вверх, на звук «ф» – вниз.

Вавви (вверх)– фаффи (вниз)

Фти–вди, фтэ–вдэ, фта–вда, фто-вдо, фту-вду, фты-вды – руками заворачиваем вентиль крана.

«Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит».

Д – Т: тока – така, дока – дака – ударять кулаком одной руки в ладонь другой руки.

Бот – та – та – та – та,

Вот – та – та – та – та,

Гот – та – та – та – та – (т.д. по алфавиту согласных) руками имитируем бросок мяча.

Тки – ткэ – тка – тко – тку – ткы - вворачивать шуруп в стену.

«Из-под топота копыт пыль по полю летит», «Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветвях» - произносить с сильно сжатыми челюстями, а затем свободно, расслабив челюсть.

 

Г – К: бокка-какекки; вокка-какекки; дока-какекки (и далее по алфавиту согласных звуков) – имитировать игру в теннис.

«Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!»

 

Л – М - Н: если есть носовой призвук в звучании или не достаточно развит лицевой резонатор -нужно зажать нос пальцами и произносить текст, делая фонационный выдох ртом (работает лицевой резонатор).

Ли–лил, лэ–лэл, ла–лал, ло–лол, лу-лул, лы-лыл - добавить движение кистями рук – как бы вкручиваем лампочку в люстру.

Лми – лмэ – лма – лмо – лму - лмы….

Млни – млнэ – млна – млно – млну - млны…

Ни – нэ – на – но – ну – ны -…

«На мели мы лениво налима ловили,

И меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили

И в туманы лимана манили меня».

 

Р: порычать твёрдым звуком «р-р-р», руками как бы крутим большой руль. Порычать мягким звуком «рь-рь-рь», руками как бы поворачиваем ключ зажигания автомобиля, заводим мотор.

Три - трэ – тра - тро – тру - тры….

Ндри – ндрэ – ндра – ндро – ндру - ндры…

Рлни – рлнэ – рлна – рлно – рлну - рлны…

Мрлни – мрлнэ – мрлна – мрлно – млрну - млрны…

«Три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали». «Рододендроны из дендрарии». «Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии». «Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку – рак за руку грека цап!»

Ж – Ш: эти звуки всегда жёсткие! Движения кистями рук, как бы месим тесто.

Шаши – жужу, шаши – жужу …..

Шри – шрэ – шра – шро –шру - шры …

Жри – жрэ – жра – жро – жру - жры …

«Шакал шагал, шакал скакал». «У ежа ежата, у ужа – ужата».

Ч: произносится всегда мягко! Движения кистями рук, как бы поднимаемся по канату.

«Чака – чока …»

«В Чите течёт речка Читинка», «Тётя чуть чего, Тютчева читает».

Щ: звук всегда взрывной! Движение кисти руки имитирует заточку ножа.

«Щачи – щёчи, щачи – щёчи…»

«Щетинка у чушки, чешуя у щучки».

 

С: если есть «присвистывание» при произнесении - нужно подуть негромким звуком «с» в какую-нибудь трубочку, чтобы был негромкий свист, и воздушную струю направить на выдохе вперёд, а не в бока. Язык при звуке «С» лежит внизу и упирается кончиком в нижние зубы.

«У осы не усы, не усищи, а усики», «Петербуржские сумерки снежные».

 

Х: легкий, воздушный звук,произносить слог «ха» на половине выдоха.

«Хохлатые хохотушки хохотали хохотом: ха – ха – ха….»

 

На уроках иногда требуется легкая речь, в быстром темпе, четкость которой должна быть предельной. Для этой цели во время дикционной разминки рекомендуется использовать скороговорки, которые помогают добиться четкости речи при любом темпе. Не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки. Сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова. Постепенно наращивайте темп.Так же механическое, монотонное зазубривание скороговорок не позволяет добиться выразительности речи, ее интонационной гибкости. Старайтесь, произнося скороговорки, ставить разные исполнительские задачи (внутренние речевые установки), опираясь на различные смыслы фразы. Например: я хочу похвастаться, я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу посплетничать и т. д. В зависимости от речевой установки ваша интонация будет изменяться. Такие упражнения тренируют интонационную гибкость речи. Для таких целей можно воспользоваться скороговорными рассказами предложенными учебником по сценической речи (под редакцией И.П.Козляниновой)

· Из-под Костромы, из-под Костромщины везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.

· Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. О пустяках спорить – дело упустить.

 

· Я ему по секрету, а он всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника. Так вот скажет друг дружке, а дружка – подружке, а подружка – борову, а боров – всему городу – язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь смолоду: один раз соврешь – в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так и плут, а плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор. Говорят, не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож!

 

· Тронулась от околицы тройка с колокольцами. У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. Хвастал храбрый краб три дня: «Краба нет храбрей меня!». Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича; говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича. Шли три Назара, встали у базара да заговорили про Прокопа, про Прокопчиху и про маленьких Прокопиных Прокопенят.

 

· Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом посидел, по усам текло, да в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!

 

· Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышко-колоколнышко! Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да и не слишком длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят.

 

· Сказка-быль ли, не быль, да и не вранье. Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец – всему делу венец. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не пустая.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Направление протекания химических реакций | Дыхательно - голосовой комплекс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.