Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории диалектики




V. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ДИАЛЕКТИКА И ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ.

Понятие «движение» в философии служит для обозначения количественных и качественных изменений объектов реальности.

Варианты решения проблемы движения в античности:

1) движение понималось как возникновение, уничтожение и становление всего сущего;

2) движения нет, бытие неподвижно. Этот вариант трактовки движения базировался на абсолютизации моментов устойчивости в движении, что и приводило его сторонников к выводам, отрицающим всеобщность движения;

3) изменчивость и устойчивость есть две стороны общего процесса движения: мир неизменен в своих основах и в пределах «крага времён», но изменчив на уровне вещей и внутри «круга времен».

Аристотель дал развёрнутую классификацию видов изменения, выделив среди них возникновение, уничтожение и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего в возможности, переход его в действительность. Частным видом движения, по мнению философа, является механическое перемещение тела из одного места в другое; движение само по себе («помимо вещей) не существует. По Аристотелю, движение реализуется внутри одной сущности и внутри одной формы в трёх отношениях – качества, количества и места. Количественное движение – это рост и убыль. Движение относительно места – это перемещение (в пространстве), механическое движение. Качественное движение есть качественное изменение. Кроме того, всякое движение осуществляется во времени. Качественное движение выступают предметом метафизики. Это позволяет рассматривать качественные изменения в наиболее широком смысле по отношению к бытию в целом, говорить об изменчивости, процессуальности бытия.

Метафизическая концепция основывалась на абсолютизации одной из сторон движения, а именно количественной, и таким образом сводила движение к одной из его форм. Сведение движения только к механическому перемещению неизбежно вело к признанию внешнего источника движения (в виде первотолчка, который мог осуществить бог, мировой разум, абсолютный дух и т. д.). Такой подход был обусловлен сложностью познания движения, что в некоторых случаях вело к отрицанию последнего. Метафизические представления о движении были исторически оправданы, так как заменяли вымышленные натурфилософские представления исследованием реальных связей и отношений, но при этом значительно упрощали понимание движения, редуцируя его формы к простейшим.

В диалектической концепции движение рассматривается как особый противоречивый процесс, сочетающий в себе моменты устойчивости и изменчивости. Движение здесь понимается как атрибут материи, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире, будь то природа, общество или мышление. Нет движения без материи, не существует материи без движения. Всякое изменение есть результат взаимодействия предметов, событий или явлений через обмен материей, энергией, информацией. Именно это позволяет исследовать их через энергетические или информационные проявления. Для всякого объекта существовать означает взаимодействовать, то есть оказывать влияние на объекты и испытывать на себе воздействие других. Движение – это всеобщая форма существования бытия, которая выражает его активность и процессуальный характер.

Формы движения материи (по Ф. Энгельсу):

ü Механическая: простое перемещение, изменение положения объекта в пространстве

ü Физическая: движение элементарных частиц, внутриядерные и внутриатомные процессы, электричество, оптические процессы и др.

ü Химическая: химические реакции (органические и неорганические), геологические процессы и др.

ü Биологическая: обмен веществ, размножение, наследственность, приспособляемость, рост, регенерация, естественный отбор, биоценоз и др.

ü Социальная: развитие общества; материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех её проявлениях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.