Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движение и развитие




Различают качественные и количественные изменения. Это разделение имеет относительный характер, так как реально качественные и количественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Количественные изменения – это, прежде всего, механические процессы, связанные с перемещением тел, изменением их энергии. Они являются объектом частных наук. Качественные изменения связаны с изменением структуры самого предмета, превращения их другой предмет. Внутри качественных изменений можно выделить обратимые и необратимые изменения.

Философию интересуют в первую очередь необратимые качественные изменения, которые называются развитием. Развитие как одну из характеристик бытия изучает диалектика – учение о развитии.

Как атрибут бытия развитие характеризуется рядом фундаментальных черт:

всеобщностью, означающей, что на всех уровнях бытия имеется развитие, хотя и носящее разный качественный характер;

необратимостью, которая понимается как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее;

направленностью изменений. Это означает, что развитие базируется на взаимосвязи элементов системы, а поэтому любые, даже кажущиеся случайными изменения, есть результат некоторых взаимодействий и порождают, в свою очередь, другие изменения. Развитие как направленное изменение обеспечивает преемственность между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, определённую тенденцию в изменениях и появление на этой основе у системы новых возможностей.

Таким образом, развитие – это упорядоченное и закономерное, необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы.

Среди множества концепций, положительно решающих вопрос об изменчивости мира и его развитии, можно выделить ряд моделей.

В градуалистской модели развития, выдвинутой Г. Спенсером, обосновывается положение о всеобщей постепенной эволюции природы. Суть модели «творческой эволюции» или «эмерджентизма» (Л. Морган, А. Бергсон) заключается в абсолютизации момента скачков в развитии, в результате чего возникающее новое качество объявляется несводимым к предшествующему и выступает результатом внутренней «творческой силы», по-разному называемой и по-разному истолковываемой. Утверждается, что человек не может предсказать наступление нового качества исходя из знания настоящего качества. В результате действительность функционирует как система спонтанно образованных уровней. Равновесно-интеграционная модель – вариант трактовки развития, исходящий из абсолютизации параметров физических равновесных систем. Такая система подчиняется чисто физическим закономерностям; поскольку все другие системы являются частью физической, то законы последней должны быть всеобщими. Постепенно данный подход стал базироваться не только на физике, но и на данных биологии, информатики и других наук, которые подходят к исследованию объектов как систем различных степеней сложности. Поэтому изначально физический характер «теории равновесия» стал рассматриваться как общий принцип объяснения мира, выражающий всеобщую тенденцию стремления любой системы к равновесию. В рамках данной модели, в частности при объяснении общества, противоречия не учитываются или рассматриваются как негативный фактор, нарушающий общественное равновесие, что не соответствует действительному анализу общественных процессов, в развитии которых большое значение имеют именно противоречия. Диалектико-материалистическая модель развития представляет собой вариант соединения гегелевских идей развития абсолютного духа и материализма К. Маркса применительно к объяснению бытия, которое трактуется, в первую очередь, как природное бытие. Соответственно, утверждается, что в мире действуют наиболее общие философские законы, с помощью которых можно объяснить изменения, происходящие в природе, обществе и мышлении. В рамках этой модели были достигнуты значительные результаты в объяснении природы, общества, мышления, бытия в целом. Многие тенденции данной концепции развивались в русле мировой философии и высоко оценивались, в том числе представителями иных направлений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.