КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовая регламентация свободных рыночных цен
Свободная (договорная) рыночная цена – это цена, устанавливаемая по соглашению сторон при отсутствии на нее государственного воздействия.
Применение свободных цен отвечает существу рыночной экономики, в которой цены определяются потребностями, покупательной способностью, спросом, конкуренцией и другими экономическими факторами. В свою очередь цены влияют на производство. Свободное рыночное ценообразование призвано нацелить производителей на выпуск товаров, пользующихся спросом.
Установление продажной цены на товар предполагает определение размера торговой надбавки, которая должна возмещать издержки обращения, уплату косвенных налогов (акцизов) и обеспечивать получение прибыли. Данный вопрос урегулирован Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики РФ 6 декабря 1995 г. № СИ-484/7-982 и призванными помочь хозяйствующим субъектам в сфере ценообразования. Данный акт носит рекомендательный характер и может быть применен любыми субъектами хозяйственной деятельности.
Правила формирования свободных цен изложены в данном акте применительно к ценам трех видов:
- свободным оптовым и отпускным ценам предприятия-изготовителя или ценам другого поставщика (цена закупки);
- ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации;
- розничным ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые (оказываемые) населению.
Свободные оптовые и отпускные цены и тарифы предприятий-изготовителей или других поставщиков на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются по согласованию с потребителями исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции, товаров и услуг.
Структура свободной оптовой или отпускной цены:
1) себестоимость товаров и услуг;
2) налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством;
3) прибыль от реализации, определяемая как разница между выручкой от реализации товаров или услуг по свободным отпускным ценам (тарифам) без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами на их производство и реализацию.
Свободные цены на продукцию (товары, услуги), реализуемую через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации (заготовительные, торгово-посреднические, торгово-закупочные), устанавливаются исходя из сложившихся спроса и предложения, качества и потребительских свойств продукции.
Структура цены на продукцию, товары, услуги, реализуемые через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации:
1) свободная отпускная цена предприятия-изготовителя или цена другого поставщика (цена закупки);
2) снабженческо-сбытовая надбавка, включающая расходы посреднических организаций по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке, реализации товаров и прибыль, необходимую для нормальной деятельности. Она может применяться к свободной цене предприятия-изготовителя или к цене закупки.
Изменение данного вида цен осуществляется по согласованию с потребителями, без изменения свободной отпускной цены предприятия-изготовителя. В случае применения предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок свободная цена изменяется в пределах этих надбавок.
Свободные розничные цены и тарифы на товары и услуги, реализуемые (оказываемые) населению, определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно также с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств товаров и услуг.
Структура свободных розничных цен:
1) свободная отпускная цена предприятия-изготовителя или другого поставщика;
2) торговая надбавка, которую составляют издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика и другие расходы по закупке и реализации товаров. Кроме того, в торговую надбавку включают НДС, акцизы и прибыль.
Если предприятие-изготовитель реализует продукцию и товары собственного производства непосредственно населению через кассу, то свободная розничная цена складывается из свободной отпускной цены с добавлением торговой надбавки. Если для продукции и товаров действуют регулируемые торговые надбавки, то предприятия применяют торговую надбавку, не выше установленных размеров.
В предприятиях общественного питания цены формируются исходя из свободных отпускных цен или цен закупки на эту продукцию и единой наценки (вместо торговой надбавки и наценки) либо торговой надбавки и наценки. Размеры наценок на продукцию (сырье), покупные товары, реализуемые предприятиями общественного питания, определяются с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, НДС, отчисляемого в бюджет (кроме продукции предприятий, освобожденных от уплаты с доходов этого налога), и обеспечения рентабельной работы этих предприятий.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.
Свободные цены фиксируются в специальном протоколе согласования, который подписывается сторонами (продавцом и покупателем). Возможно фиксирование указанных цен в договорах на поставку продукции, в других документах, подтверждающих согласие покупателя с уровнем цен (телефонограммах, телефаксе и т. п.).
Свободные розничные цены обозначаются торговыми предприятиями на ценниках образцов товаров (прейскурантах на оказываемые услуги). На товарных и упаковочных ярлыках, а также в технических паспортах предприятия-изготовителя по договоренности с торговы- ми предприятиями и другими покупателями могут указываться рек-визиты: «свободная отпускная цена» и «розничная цена». При этом предприятиями-изготовителями при необходимости могут указываться сами свободные отпускные цены на соответствующие товары. Что касается свободных розничных цен, то они могут обозначаться предприятиями-изготовителями (непосредственно на изделиях, товарных и упаковочных ярлыках, этикетках, в технических паспортах) только по договоренности с предприятиями торговли.
Организации, реализующие товары по свободным рыночным ценам, фиксируют эти цены, а также уровень применяемых торговых и снабженческо-сбытовых надбавок в реестрах. Свободные отпуск- ные цены указываются поставщиками в расчетно-платежных, а также первично-учетных документах (товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, платежных требованиях и др.).
Порядок определения рыночных цен для целей налогообложения установлен ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в которой закреплены принципы определения цены, а также установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусмотрены основания и порядок опровержения этой презумпции налоговым органом.
В соответствии с данной статьей налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверяют правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
- между взаимозависимыми лицами;
- по товарообменным (бартерным) операциям;
- при совершении внешнеторговых сделок;
- при отклонении более чем на 20 % (в любую сторону) от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Взаимозависимыми (ст. 20 НК РФ) для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия, или экономические результаты их деятельности, или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
- одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
- одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
- лица состоят (в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации) в брачных отношениях, отношениях родства или свойства усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Рыночная цена товара (работы, услуги) – это цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения, на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При этом рынком товаров является сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) продукцию на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за ее пределами.
Под идентичными понимаются товары, имеющие одинаковые, характерные для них, основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде могут не учи-тываться. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
При определении рыночной цены учитываются обычные для сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. Например, учитываются скидки, вызванные:
- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Рыночная цена товара, работы или услуги устанавливается на основе официальных источников информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировок.
Исходя из положений ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут учитываться только в случаях, когда эта взаимозависимость не повлияла на результат сделок.
Кроме того, при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены. При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену, либо может быть учтено с помощью поправок.
При отсутствии на рынке сделок по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), в том числе из-за отсутствия предложения таких товаров (работ, услуг), а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой они пе-репроданы покупателем, и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары (работы, услуги) и продвижении на рынок, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли.
В случае невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров (работ, услуг), в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров (работ, услуг), на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Итак, как юридическая категория цена выступает базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Кроме того, цена выступает существенным условием некоторых договоров и имеет ряд других правовых значений. В связи с этим чрезвычайно важную роль играют нормы ГК РФ, регулирующие условие договора о цене.
Цена в большинстве видов договоров не отнесена к существенным условиям. Исключение составляют, в частности, договоры купли-продажи недвижимости и предприятий. В этих договорах цена должна быть согласована сторонами в письменной форме. В соответствии со ст. 555 ГК РФ при отсутствии согласованного условия о цене недвижимости договор ее продажи считается незаключенным. Кроме того, п.1 ст. 489 ГК РФ относит цену к существенному условию договора в случаях, когда соглашением сторон предусмотрена продажа товара в кредит с рассрочкой платежа.
Общим правилом для возмездных договоров является оплата товаров, работ, услуг по ценам (тарифам, расценкам, ставкам), установленным договором или иным соглашением сторон. Стороны сами устанавливают цену или включают в договор условия, позволяющие ее определить в момент оплаты товаров, работ, услуг.
В публичных договорах, а также в договорах присоединения цена устанавливается одной стороной. Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ в публичном договоре цена должна устанавливаться одинаково для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
При твердой цене сделки, установленной государством, в договоре указывается данная цена. Если она регулируется с учетом установленной предельной цены или размера коэффициента, то определяется в договоре согласно критериям, установленным государственным органом. Условия договора, нарушающие установленные или регулируемые цены, недействительны, а оплата принятой потребителем продукции осуществляется по установленным или регулируемым ценам. При этом применяется ст. 168 и п. 1 ст. 422 ГК РФ, поскольку правила о регулируемых государством ценах носят императивный характер и, следовательно, им должны отвечать условия договора о ценах.
П. 2 ст. 424 ГК РФ исключает возможность одностороннего либо произвольного изменения договорной цены и ориентирует стороны на четкое определение в договоре случаев и порядка ее изменения (по согласованию сторон, при условии уведомления другой стороны и т. п.). Случаи, когда указанная в договоре цена может быть изменена после его заключения, а также условия такого изменения могут быть определены законом или в установленном им порядке. Из данного положения вытекает принцип стабильности (невозможности изменения) согласованной сторонами цены, если в договор не включены условия ее изменения.
Необходимо иметь в виду, что согласно ст. 500 ГК РФ не подлежит изменению цена товара длительного пользования, проданного гражданам в кредит по договору розничной купли-продажи. Кроме того, исходя из существующей практики цена не подлежит изменению, если договор продажи недвижимости (предприятия) уже исполнен.
Другой подход должен быть применен в случаях существенных изменений обстоятельств, имевших место при заключении договора. Согласно ст. 451 ГК РФ стороны могут в предусмотренных ею случаях изменить цену своим соглашением, что позволяет приспособить договор к рыночной конъюнктуре. В случае недостижения сторонами согласия об изменении цены заинтересованная сторона имеет право обратиться в суд. Для удовлетворения судом требования одной из сто-рон необходима совокупность следующих условий, предусмотренных ст. 451 ГК РФ:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть (после их возникновения) при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора на прежних условиях настолько нарушило бы соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Для отдельных видов договоров нормами части второй ГК РФ установлены правила определения цены. Так, для договоров купли-продажи такие правила изложены в ст. 485 ГК РФ, для договора подряда – в ст. 709 ГК РФ. Например, согласно ст. 485 ГК РФ, когда цена установлена в зависимости от веса товара, она определяется по весу нетто, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Если договор купли-продажи предусматривает, что цена товара подлежит изменению, в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т. п.), но при этом не определен способ пересмотра цены, она определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара. При просрочке продавцом исполнения обязанности передать товар цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара, предусмотренный договором, а если он договором не предусмотрен, – на момент, определенный в соответствии со ст. 314 ГК РФ. Необходимо отметить, что обязанность оплаты полученных товаров, работ, услуг сохраняется и при отсутствии условия о цене в тексте договора. Предусмотрено правило, которое во всех случаях позволяет установить размер подлежащей уплате суммы за переданные товары, выполненную работу, оказанные услуги, когда из содержания договора невозможно определить, по какой цене должен быть осуществлен расчет. Данное правило, закрепленное в п. 3 ст. 424 ГК РФ, основано на соответствующем положении Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров и корреспондируется с международной практикой. Суть его состоит в том, что в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, его исполнение должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Следует подчеркнуть, что данное правило не применяется в отношении цены недвижимости (п. 1 ст. 555) и размера арендной платы (п. 1 ст. 654). Неприменимо это правило и при продаже индивидуальной вещи, поскольку нет аналогичных товаров.
В случае, когда в договоре нет прямого указания о цене и она не может быть определена из условий договора, оплата должна производиться в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ. При этом наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной. При наличии разногласий по условию о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения, договор считается незаключенным.
Исходя из содержания ст. 317 ГК РФ цена должна быть выражена в рублях. Между тем п. 2 ст. 317 ГК РФ допускает определение цены в размере, эквивалентном сумме стабильной иностранной валюты, например, в евро, долларах США или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке.
Некоторые особенности предусмотрены законодательством для формирования и применения свободных цен предприятиями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Установление такими предприятиями монопольных цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Под монопольной понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившегося под воздействием спроса и предложения, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, доминирующим на товарном рынке, в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.
Монопольные цены дифференцируются на монопольно высокие и монопольно низкие. Под монопольно высокой понимается цена товара, устанавливаемая доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недо-использованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. Монопольно низкая цена – это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.
Необходимо также рассмотреть особенности цены, определяемой условиями поставки в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС» (англ. Incoterms, International commerce terms), разработанными Международной торговой палатой, где в зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию, оплате таможенных сборов цены распределяются на несколько групп.
Впервые свод международных правил для точного определения торговых терминов был опубликован в 1936 году. Эти правила известны как «Инкотермс 1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 годах. В настоящее время действуют правила 2000 года – «Инкотермс 2000».
Следуя из того, что Инкотермс регулируют ряд наиболее важных, принципиальных, базовых вопросов, связанных с организацией доставки товара до места назначения, любой базис поставки регулирует три ключевых «транспортных» вопроса, без которых доставка товара до места назначения не может быть осуществлена.
1. Распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, т. е. определение, какие расходы и до каких пор несет продавец и какие, начиная с какого момента, – покупатель.
2. Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза.
3. Дату поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя – например, транспортной организации – и следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки.
За рамками «Инкотермс» остались правила о переходе права собственности с продавца на покупателя, а также последствия невыполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи товаров, включая основания освобождения сторон от ответственности, что регламентируется либо нормами применимого права, либо Венской конвенцией.
Все термины в указанных правилах дифференцированы на четыре категории в зависимости от условий договора (таблица 8, рисунок 5).
1. Группа условий «Е» предполагает, что продавец предоставляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях.
2. Группа условий «F» (FCA, FAS, FOB) предполагает, что продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем.
3. Группа условий «С» (CER, CIF, CIP) предусматривает, что продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели, или повреждения товара, или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара.
4. Группа условий «D» (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP) предполагает, что продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения.
Таблица 8 – Характеристика терминов «Инкотермс 2000»
Рисунок 5 – Границы действия терминов «Инкотермс 2000»
Ответственность за нарушение законодательства, регулирующего ценообразование. За нарушение государственной дисциплины цен хозяйствующие субъекты несут установленную российским законодательством ответственность. Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» провозглашено, что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки.
В отношении хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке в качестве продавца или покупателя, в случае установления монопольно высоких (низких) цен применяются санкции и меры ответственности в соответствии с антимонопольным законодательством. Так, в силу ст. 10 Закона «О защите конкуренции» установление монопольно высокой (низкой) цены является формой злоупотребления своим доминирующим положением. Поэтому, руководствуясь ст. 23 названного Закона, антимонопольный орган вправе дать соответствующему хозяйствующему субъекту предписание об изменении условия договора о цене. Такое предписание дает покупателю возможность обратиться в арбитражный суд с иском об изменении договора.
При разрешении указанных споров предписание антимонопольного органа оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами по делу. Основанием изменить условия договора о цене может служить подтвержденный в ходе рассмотрения дела факт использования предприятием-монополистом при заключении договора монопольно высокой (низкой) цены. При необходимости арбитражный суд вправе назначить экспертизу с привлечением специалистов органов ценообразования.
Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка ценообразования. Так, завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен, а также установленных надбавок (наценок) к ценам, а также иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа:
- на граждан – в размере 5 тыс. руб.;
- на должностных лиц – 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет;
- на юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен, а также установленных надбавок (наценок) к ценам, а также иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа:
- на граждан – в размере 5 тыс. руб.;
- на должностных лиц – 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет;
- на юридических лиц – 100 тыс. руб.
Основные нормативные документы
1. Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
2. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
3. Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденные Министерством экономики РФ 06.12.1995 № СИ-484/7-982.
4. НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ от 16.07.1998).
5. ГК РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).
6. ГК РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995).
7. Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2000».
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |