Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика отношений в области защиты прав потребителей

Тема 8. правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Вопросы для самопроверки

 

1. Что понимается под конкуренцией? Какие функции она выполняет?

2. Какие различают формы и виды конкуренции, чем они характеризуются?

3. Какие различают типы (модели) конкурентных рынков, чем они характеризуются?

4. Какие различают типы и формы монополий, чем они характеризуются?

5. В чем состоят правовые основы конкуренции, закрепленные в Конституции РФ?

6. Что понимается под доминирующим положением хозяйствующего субъекта на рынке? Каковы признаки доминирующего положения?

7. Каковы основания для признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта?

8. Что понимается под монополистической деятельностью? В чем могут проявляться коллективные и индивидуальные монополистические действия?

9. Что понимается под естественной монополией? Каковы сферы деятельности естественных монополий?

10. Каковы методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий?

11. Каким образом может осуществляться контроль за деятельностью естественных монополий?

12. Что представляет собой недобросовестная конкуренция? Каковы ее признаки?

13. Какие различают формы недобросовестной конкуренции, чем они характеризуются?

14. Какова ответственность за нарушение законодательства о защите конкуренции?

 

 

 

Защита прав потребителей – комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

 

Основными нормативными документами, регулирующими защиту прав потребителей, являются ГК РФ и Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

 

Кроме того, Правительством Российской Федерации принят ряд подзаконных актов, действующих непосредственно во исполнение требований Закона «О защите прав потребителей», а именно:

 

- Постановление от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;

 

- Постановление от 16 июня 1997 г. № 720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению»;

 

- Постановление от 13 мая 1997 г. № 575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков»;

 

- Постановление от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

 

- Постановление от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом»;

 

- Постановление от 18 июля 2007 г. № 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристического продукта»;

 

- Постановление от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания»;

 

- Постановление от 2 марта 2005 г. № 111 «Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»;

 

- Постановление от 11 апреля 2001 г. № 290 «Об утверждении правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств»;

 

- Постановление от 15 апреля 2005 г. № 221 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи»;

 

- Постановление от 15 августа 1997 г. № 1025 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения в РФ»;

 

- Постановление от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в РФ»;

 

- Постановление от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления медицинских услуг населению и медицинским учреждениям» и др.

 

Сфера применения Закона «О защите прав потребителей»:

 

- регулирование отношений между потребителем-гражданином и организацией либо индивидуальным предпринимателем;

 

- установление прав потребителей;

 

- регулирование прав потребителей в области защиты их прав;

 

- регулирование порядка государственной и общественной защиты интересов потребителей;

 

- определение механизма защиты прав потребителей.

 

Отношения, регулируемые Законом «О защите прав потребителей». Закон регулирует отношения, возникающие по возмездным договорам, а именно:

 

- по гражданско-правовым договорам на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности, по договорам розничной купли-продажи;

 

- по договорам аренды, включая прокат;

 

- по договорам найма жилого помещения в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг;

 

- по договорам подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);

 

- по договорам перевозки граждан, их багажа и грузов;

 

- по договорам комиссий;

 

- по договорам хранения;

 

- по договору на оказание финансовых услуг, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;

 

- по договорам возмездного оказания услуг (почтовых, телефонных, телеграфных, медицинских и образовательных, ветеринарных, гостиничных, туристических);

 

- по договорам банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин;

 

- по другим договорам, направленным на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Отношения, не регулируемые Законом «О защите прав потребителей». Закон не регулирует отношения, которые вытекают из безвозмездных гражданско-правовых договоров. К таким отношениям относятся:

 

- отношения между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

 

- отношения, возникающие в связи с приобретением гражданином-предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности;

 

- отношения, возникающие в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций;

 

Также не регулируются Законом отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности:

 

- отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия;

 

- отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий, за исключением деятельности нотариальных контор по предоставлению гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера (консультации, печатные работы и др.);

 

- отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз, деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.).

 

Субъектный состав и основные понятия Закона «О защите прав потребителей». В качестве субъектов в Законе названы потребитель, изготовитель, продавец, исполнитель.

 

Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Из этого определения следует, что Закон применяется лишь к тем отношениям, одной из сторон которых является гражданин – физическое лицо. При этом права граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства защищаются Законом одинаково. В тех случаях, когда товары или услуги приобретаются юридическим лицом, применяются нормы общегражданского законодательства. Столь очевидное разграничение возможностей защиты прав граждан и юридических лиц объясняется тем, что интересы предприятия всегда защищают профессионалы (юристы, экономисты и т. д.). Потребитель, как правило, такой профессиональной поддержки не имеет и вынужден защищать свои права самостоятельно. В такой ситуации государство принимает на себя обязанности отстаивать интересы потребителей путем принятия специального законодательства, создания специализированных органов, призванных осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства и т. д.

 

Следующее, на что следует обратить внимание при рассмотрении понятия «потребитель» – это то, что Закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает товар (услугу), но и того, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Например, потребителем является как гражданин, который купил автомобиль или билет в театр, так и гражданин, который пользуется этим автомобилем или является зрителем в театре.

 

В отдельных случаях для приобретения статуса потребителя гражданин должен заключить индивидуальный договор с продавцом. Например, при покупке оружия, при поездке поездом дальнего следования или самолетом, когда требуется индивидуализация гражданина.

 

Потребителем считается не только гражданин, уже приобретший товар (работу или услугу) и использующий его (ее), но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что потребитель является таковым уже тогда, когда обращается к продавцу с просьбой показать ему товар и рассказать о его свойствах. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как нарушение Закона.

 

Потребителем не может считаться гражданин, приобретающий товар (заказывающий работы, услуги) для организаций и за их счет с целью использования в производстве. Если же гражданин пользуется услугой личного характера, хотя и заказанной за счет организации с производственной необходимостью (например, услуга по проживанию в гостинице в командировочных целях), то он выступает в качестве потребителя.

 

Изготовителем (продавцом, исполнителем) являются организации вне зависимости от форм их собственности, а также индивидуальные предприниматели, производящие товары для реализации их потребителям или реализующие их потребителям по договорам купли-продажи, либо выполняющие для них по возмездному договору работы или оказывающие услуги.

 

Закон может применяться и к отношениям с участием государственных организаций, если эти организации оказывают потребителям услуги или продают им товары.

 

Помимо организаций, изготовителем (продавцом, исполнителем) может выступать и индивидуальный предприниматель. В силу ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Если же гражданин в нарушение законодательства осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, суд вправе возложить на него обязательства, вытекающие из Закона РФ «О защите прав потребителей».

 

Организация признается изготовителем лишь в том случае, если она производит товары для реализации их потребителям. Если же предриятие не имеет намерения продавать производимый товар гражданам-потребителям, действие настоящего Закона на него не распространяется.

 

Продавцом является лишь та организация, которая реализует потребителям товары по договору купли-продажи. Если же товар получен в организации каким-либо другим путем (например, по договору мены, подряда и т. д.), то нормы потребительского законодательства к отношениям сторон применяться не будут.

 

Исполнителем является организация, которая выполняет работы или оказывает услуги потребителям на основе возмездного договора.

 

Таким образом, контрагентами потребителя могут выступать коммерческие и некоммерческие (в том числе и иностранные) организации. Однако при этом следует помнить о том, что ряд организаций, таких как некоммерческие организации, унитарные государственные и муниципальные предприятия, обладая специальной правоспособностью, могут совершать только те сделки, которые предусмотрены их уставом.

 

Контрагентом потребителя также могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Они вправе заниматься любой предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

 

В Законе применяются следующие основные понятия: недостаток товара (работы, услуги), существенный недостаток товара (работы, услуги), безопасность товара (работы, услуги).

 

Недостатком товара (работы, услуги) считается несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, установленным законом, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги).

 

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

 

Безопасность товара (работы, услуги) означает, что товар (работа, услуга) безопасна для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответственность за нарушение законодательства о защите конкуренции | Основные права потребителей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.