Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкальная культура Киевской Руси




Значительные достижения отечественной музыкальной куль­туры связаны со становлением и развитием на Руси отдельных княжеств, объединившихся вокруг Киева, Новгорода, Влади­мира, Суздаля и, наконец, Москвы. В культуре каждого из этих княжеств преломились особенности их исторического развития.

Киевская Русь сложилась как могучее государство, объединившее вокруг себя обширные территории. В X веке она вышла на арену мировой истории. Ее столица Киев - один из крупнейших в Европе городов. Вплоть до монголо-татарского нашествия он был экономическим и культурным центром всех сла­вянских земель на Востоке. Небывалой пышности и блеска достигли здесь зодчество, живопись, литература и искусство. Говоря о киевской культуре, нельзя не вспомнить о влиянии на нее Византии, особенно на раннем этапе развития.

Киевская Русь оставила потомкам памятники высокой культуры духа и творческого созидания. Одним из них является Софийский собор, воздвиг­нутый в 1037 году на месте, где Ярослав Мудрый с дружиной одержал по­беду над печенегами. Украшенный фресками, роскошной мозаикой на золотом фоне, дорогим мрамором, собор поражал современников своей величест­венной красотой. Софийский собор стал символом расцвета Киевской Руси.

Выдающимися литературными документами эпохи явились «Слово о полку Игореве», созданное неизвестным автором в конце XII века, и «Повесть вре­менных лет» *.

Музыка неотделима от жизни Киевской Руси. Ее функции ответственны и разнообразны. Она звучала в церкви во время богослужения и в ратных походах, на торжественных церемо­ниях и на народных празднествах. В народном быту продол­жали развиваться древние жанры календарных и семейно-бытовых песен.

Былины. Самым значительным явлением в музыкальном ис­кусстве Киевской Руси стало рождение новых видов музыкаль­но-поэтического творчества. Одно из них - былинный эпос. Бы­лина в Киевской Руси - героико-эпический жанр. Это одновре­менно сказка и история. Народ прославлял в былинах отвагу киевских богатырей - защитников родины Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Воспевались в них и мир­ные труженики-хлебопашцы, такие, например, как Микула Селянинович. Создателями былин были художественно одаренные певцы-сказители из среды трудового народа. Поэтому и герои былин - это, прежде всего, выразители дум и чаяний народных.

В высшей степени своеобразен музыкальный язык былин - древнейшая музыкальная декламация, в которой большую роль играет импровизационное начало. Исполнитель былины стре­мился передать тонкие оттенки богатого по содержанию и яр­кого по образности поэтического текста. Он произносил его на­распев, меняя при этом интонацию, ускоряя и замедляя темп повествования в зависимости от содержания стихов. А поскольку их в былине было много, от исполнителя требовалась большая музыкальная фантазия.

Представление о былине может дать следующий пример:

 

Киевская былина жила и развивалась на протяжении не­скольких столетий. Интерес к ней не угас в XIX и XX веках. Об этом свидетельствует не только продолжающаяся деятельность народных сказителей, но и творчество композиторов-профессио­налов. Воздействием былинных традиций обусловлен характер многих эпизодов, да и весь художественный замысел таких опер, как «Руслан и Людмила» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Садко» Римского-Корсакова. К традициям былинного эпоса обращаются и советские композиторы в произведениях, про­славляющих героическое прошлое русского народа. Такова, на­пример, кантата «Александр Невский» Прокофьева. Влияние былинной мелодии определило характер одного из очень важ­ных ее эпизодов - «Песни об Александре Невском».

Знаменное пение. Другое значительное явление музыкальной культуры Киевской Руси - знаменное пение. Это самый ранний из дошедших до нас образцов письменно зафиксированных рус­ских церковных песнопений.

Напомним, что в эпоху средневековья церковь использовала архитектуру, живопись и особенно музыку для утверждения своей власти над духовным миром людей. В церковной службе на Руси именно пение играло большую роль: инструментальная музыка исключалась из обихода (на Западе, как известно, в ре­лигиозном обряде широко был представлен орган). Пение не только придавало службе особую пышность, торжественность, но и призвано было формировать мировоззрение людей в рели­гиозном духе. Однако нередко высокоодаренные творцы знамен­ных напевов, подобно мастерам церковной живописи, вклады­вали в музыку настолько глубокое общечеловеческое содержа­ние, что знаменное пение выходило за пределы своей служебной роли и становилось выражением вполне земных чувств и мыс­лей. Б. В. Асафьев пишет, что музыке знаменных распевов, как и старинным летописям, присуща особая красота языка, то «су­рово-сосредоточенного», то «звонкого». В них «та же сфера чувств, та же дисциплина характеров, та же упорная воля жить, тот же мерный ритм, что и в памятниках древнерусского слова, живописи, резьбы и тканей, в образах фресок».

Для знаменного пения характерно хоровое одноголосие, так называемая монодия. Движение мелодии поступенное, раз­меренное, часто основанное на варьировании основной попевки, развитие которой упорно и многократно возвращается к исход­ному звуку (пример 5).

Зародившись в период Киевской Руси, знаменное пение про­существовало несколько столетий. Оно определило многие важ­ные особенности национальной музыкальной культуры. К инто­нациям знаменного распева обращались русские композиторы, когда стремились воссоздать дух старины и придать музыке ха­рактер суровой непреклонности. Так, Римский-Корсаков, созда­вая тему Ивана Грозного для оперы «Псковитянка», придал ей черты сходства со знаменным напевом.

 

Искусство скоморохов. Широкое распространение имела в Киевской Руси музыка светского содержания, звучавшая при дворах киевских князей, на народных празднествах. Создате­лями и исполнителями музыки и текстов выступали народные умельцы - скоморохи. Это был тип древнерусского синкретиче­ского актера, сочетавшего в себе талант музыканта, сказителя, певца, танцора, фокусника. Скоморохов можно сравнить с бро­дячими музыкантами - шпильманами в Германии или шутами в Англии.

Искусству скоморохов Киевская Русь обязана обогащением музыкального инструментария. В летописях и былинах часто упоминаются такие широко распространенные в музыкальной практике скоморохов инструменты, как гусли, труба, бубны, со­пель, свирель, цевница (род многоголосной флейты) и многие другие. Демократическое искусство скоморохов пользовалось большой любовью народа. Но церковь ополчилась на него, счи­тая его «богомерзким делом», «порождением дьявола». Скомо­рохов изгоняли из Киева, их инструменты и вещи сжигались. Однако ничто не могло убить здоровые, крепкие корни народ­ного творчества; в испытаниях оно набирало новые силы и ста­новилось более содержательным и ярким.

Художественные традиции Древнего Киева, связанные с рож­дением былинного эпоса, знаменного пения, искусства скоморо­хов продолжали свою жизнь в истории русской культуры в те­чение многих веков. Они явились одним из живительных исто­ков, который питал творчество русских композиторов-классиков XIX века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 7991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.