Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкальная культура Новгорода




Неоценимый вклад в развитие древнерусской культуры внес Великий Новгород, второй по значению после Киева центр Руси.

Город-крепость, Новгород выстоял в суровое лихолетье монголо-татар­ского ига, дав героический отпор ордам врага. В XIII-XIV веках он не только стал главным хранителем художественных традиций прошлого, но и существенно приумножил их, создав свою неповторимо самобытную куль­туру.

Высокая культура Новгорода развивалась на основе культуры, создан­ной в период расцвета Киевской Руси. И вместе с тем в зодчестве и произве­дениях изобразительного искусства, в былинах и поэтическом творчестве вос­пели новгородцы свой идеал красоты, свое видение мира, свое понимание правды и жизненных ценностей. Яркую характеристику искусства новгородцев дает И. Э. Грабарь: «В его зодчестве такие же, как он сам, простые, но креп­кие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, „ни к чему", могучие силуэты, энергичные массы... Такова же и новгородская живопись - яркая по краскам, сильная, смелая».

Своеобразие новгородского искусства получило кульминационное выра­жение в творчестве выдающегося художника XIV века - основоположника целой школы живописи Феофана Грека. Ф. Грек расписал новгородские со­боры великолепными фресками, которые и сегодня поражают одухотворенной патетикой и силой драматизма.

Новгородские былины. Велики завоевания Новгорода и в об­ласти музыкального искусства, которое также отразило само­бытность его жизни. Особенно яркое представление о духе нов­городцев, об их нравах и жизненном укладе дает новый тип былины. Новгородская былина по сравнению с киевской более лирична, в ней больше бытовых штрихов. Ее часто называют былиной-новеллой. В ней нередко описываются далекие стран­ствия и сопряженные с ними опасности, из которых герои непре­менно выходят победителями; шумные пиры и забавы, в кото­рых раскрывается молодецкая удаль и творческая инициатива новгородцев. В Новгороде родилась еще одна разновидность былин - скоморошина. Это былина социально-обличительного содержания с печатью грубоватого юмора. Герои новгородских былин - как правило, художественно одаренные люди: певцы, музыканты, скоморохи. Таковы популярные герои новгородского эпоса Садко, Василий Буслаев. Приведем типичный для новго­родского эпоса пример былины о Василии Буслаеве.

 

В музыкальном языке ощущается связь с бытовой песенно-танцевальной музыкой. Основная часть напева, неоднократно повторяясь, варьируется.

Создателями и исполнителями былин являлись, как правило, скоморохи, очень популярные в Новгороде. Их положение здесь было более привилегированным, чем в Киеве. Уклад жизни этого города давал больший простор творческой инициативе. Искусство скоморохов оказало ощутимое влияние на развитие новгородской культуры. Так в музыкальном обиходе Новгорода стали особенно популярны инструменты домра, гусли, гудок. С искусством скоморохов связано рождение в Новгороде ку­кольного театра.

Искусство новгородских скоморохов, так же как и киевских, получило богатое отражение в творчестве русских композито­ров. В качестве действующих персонажей мы встретим скоморо­хов в операх Верстовского (Торопка из «Аскольдовой могилы»), Римского-Корсакова (Дуда и Сопель в опере «Садко»), Боро­дина (Скула и Ерошка в опере «Князь Игорь»).

Колокольные звоны. Музыкальная культура Новгорода от­личалась большим своеобразием. Здесь родилась и утвердилась замечательная, исконно русская традиция колокольных звонов, которая позже вошла в церковный обиход Пскова, Ростова и других городов Руси. Далеко за пределами Новгорода слави­лось искусство колокольных звонов Софийского собора и Юрь­евского монастыря. Колокол звучал не только в церковном ритуале. В историю вошли новгородские колоколы-набаты, со­биравшие новгородцев на Вече, возвещавшие о приближении опасности, о пожарах и других бедствиях.

Искусство колокольных звонов, достигшее в Новгороде вы­сокого совершенства, стало впоследствии одним из существен­ных признаков русской музыки XIX и XX веков и придало ей яркий национальный колорит. Мы слышим колокола в «Иване Сусанине» Глинки, они воспроизведены оркестром в операх «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» и «Сказание о не­видимом граде Китеже» Римского-Корсакова, в музыке Рахма­нинова, Шостаковича.

Развитие знаменного пения. Большую роль сыграл Новгород в развитии знаменного пения. Именно здесь сложилась мелоди­чески очень богатая традиция распева. Этому способствовало мастерство талантливых музыкантов из народа. К XVI веку ис­кусство новгородских распевщиков2 достигает своей вершины. В историю вошли ее прославленные представители: братья Савва и Василий Роговы, теоретик музыкант Иван Шайдур, усовершенствовавший систему старинной записи музыки. Боль-

шим завоеванием новгородской культуры явилось введение в церковную практику многоголосия '.

Театр. Яркое и самобытное явление - новгородский театр. Новгородские театрализованные представления связаны не только с народным театром скоморохов, но и с театрализацией церковного обряда. Известно, что в него включались представ­ления на религиозные сюжеты. Подобные «действа» шли в де­корациях, костюмах, с богатым музыкальным сопровождением. Все это превращало их в яркое зрелище, и неудивительно, что они пользовались большим успехом в народе. Эта новая форма драматического действия отразила влияние светского искусства на искусство церковное. В Новгороде родился также веселый народный театр Петрушки, который пользовался на Руси боль­шой любовью на протяжении нескольких столетий.

Новгород внес в развитие национальной культуры много но­вого и самобытного. Здесь родилась былина-новелла. С Новго­родом связано зарождение и расцвет традиции колокольных звонов и хорового многоголосия. Велико его значение в форми­ровании светского искусства и прежде всего театра.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 10040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.