КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технико-экономическая характеристика видов транспорта
Виды транспорта и их взаимодействие. Транспорт играет большую роль в жизнеобеспечении людей, соединяя производство продукции с ее потребителями, связывая регионы России между собой, а также Россию с другими государствами. Транспорт играет огромную роль и в укреплении обороноспособности страны. В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется вопросам взаимодействия транспорта с грузоотправителями и грузополучателями. Определяющими факторами для финансового благополучия каждого вида транспорта являются обеспечение своевременного, качественного и полного удовлетворения потребностей предприятий, организаций и населения в перевозках, а также привлечение дополнительного объема перевозок грузов и пассажиров. Транспортная система страны формируется в настоящее время в развивающейся конкурентной борьбе. Все виды транспорта, имеющиеся в стране, образуют единую транспортную систему, в состав которой входят наземный, подземный, воздушный и водный транспорт. К наземному транспорту относятся железнодорожный, автомобильный, трубопроводный (нефте-, продукте- и газопроводы), новые виды транспорта (на магнитной или воздушной подушке, монорельсовый транспорт и т.д.), линии электропередач (ЛЭП), канатные дороги; к подземному — метрополитены; к водному —морской и речной; к воздушному — авиационный. В зависимости от функций в процессе производства транспорт подразделятся: на внешний или магистральный, обеспечивающий экономические связи между производителями и потребителями продукции и пассажирские перевозки; внутрипроизводственный или промышленный, обеспечивающий в основном технологические нужды данного производства (шахты, запиты и т.д.) — это перевозка грузов в пределах предприятия, доставка сырья, материалов, топлива с магистральной дороги и вывоз готовой продукции, а также освободившихся от груза вагонов в обратном направлении. К промышленному транспорту относятся конвейеры, Подъемники, подвесные канатные дороги, автотранспорт, подъездные Пути нормальной и узкой колеи; городской, к которому относятся метрополитены, автобусы, трамваи, троллейбусы, такси. Каждый вид транспорта — это сложный комплекс устройств, сооружений, машин и механизмов. Основные технико-экономические особенности отдельных видов транспорта, определяющие сферу их использования, заключаются в следующем. Железнодорожный транспорт: • универсальность, наибольшая приспособленность к перевозкам массовых грузов в большом объеме и на любые расстояния, отсутствие конкурентов среди других видов транспорта, кроме трубопроводном, • возможность сооружения на любой сухопутной территории; • связь с большинством промышленных и сельскохозяйственных предприятий, имеющих подъездные пути. Как правило, путь движения грузов более короткий, чем наречном и морском транспорте; • высокая провозная способность, надежность и регулярность перевозок, независимо от климатических условий, времени года и суток; • сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов и пассажиров (по энергетическим и экологическим показателям опережает авиационный и автомобильный транспорт); • более высокая скорость доставки грузов по сравнению с речным транспортом. Так, среднесуточный пробег грузового вагона составляет около 260 км/сут., а отдельных вагонов — 400-700 км/сут. и более; • большая маневренность в использовании подвижного состава и высокая безопасность движения. Вместе с тем, постройка железных дорог требует больших капиталовложений и затрат металла (свыше 160 т на 1 км пути). Отмеченные преимущества и недостатки железнодорожного транспорта следует относить и к его разновидности, которую представляют специализированные системы — метрополитен, а также городские железные дороги: трамвай и скоростной трамвай (метротрам). Перспективным направлением развития железнодорожного транспорта являются скоростные магистрали, а также высокоскоростной наземный транспорт, на линиях которого осуществляется движение со скоростью выше 200 км/ч. Это железные дороги второго поколения, соперничающие по скоростям с воздушным транспортом. Автомобильный транспорт: • более высокая, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте скорость доставки грузов, преимущественно на коротких расстояниях; •высокая маневренность, что позволяет осуществлять доставку грузов от склада отправителя до склада получателя без перегрузочных операций с одного вида транспорта на другой (что существенно повышает качество перевозок); •регулярность перевозок (при наличии усовершенствованных автомобильных дорог); •меньшие по сравнению с железнодорожным транспортом капитальные вложения в освоение малого грузопотока на небольших расстояниях. Однако на автомобильном транспорте более высокая, чем на других видах, себестоимость перевозок. Речной транспорт: • большая провозная способность на глубоководных реках; • сравнительно невысокая себестоимость перевозок; • меньшие удельные капитальные затраты и меньший расход металла по сравнению с железными дорогами. Недостатки речного транспорта — несовпадение направления ряда крупных рек с основными грузопотоками; нерегулярность перевозок; меньшая по сравнению с железными дорогами скорость доставки грузов; больший, чем подругам видам транспорта, путь движения. Морской транспорт: • возможность массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота; • более низкая по сравнению со всеми другими видами транспорта себестоимость перевозок на дальние расстояния; • более высокая, чем на речном транспорте, скорость движения судов; • меньшие по сравнению с речным и железнодорожным транспортом капитальные вложения (при массовых перевозках на дальние расстояния); • регулярность перевозок (за исключением некоторых портов сейнерных районов страны). Вместе с тем на морском транспорте не обеспечивается ритмичная работа в отдельные периоды (туманы и т.п.). Воздушный транспорт: • возможность перевозок грузов и пассажиров во всех направлениях; • меньшие капитальные вложения, чем на железнодорожном транспорте; • большая скорость доставки; • более короткие по сравнению с речным и железнодорожным транспортом маршруты следования. Воздушный транспорт, в основном, используется для перевозки пассажиров, срочных, особо ценных и скоропортящихся грузов небольшими партиями на дальние расстояния, а также других грузов в районы, не имеющие наземного и водного транспорта. Трубопроводный транспорт: • возможность повсеместной прокладки трубопроводов; • более короткое расстояние перекачки по сравнению с транспортировкой по речным путям и железным дорогам; • самая низкая себестоимость транспортировки грузов; • полная герметизация процесса транспортировки, обеспечивающая сохранность грузов; • автоматизация операций транспортировки грузов; • меньшие по сравнению с другими видами транспорта капиталовложения и расход металла. К недостаткам следует отнести то, что по трубопроводам транспортируется ограниченное число видов грузов (нефть, газ и т.д.).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 7095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |