Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы культуры




Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека (фепо)

  1. Элементы культуры: язык, социальные ценности, обычаи, традиции, обряды, социальные нормы.
Элементы культуры Материальная культура Физические объекты, или артефакты, созданные людьми, которым придается определенный смысл
Духовная культура Религия. Наука. Философия.
Доминантная культура  

Социальные ценности – социально одобряемые и принятые убеждения относительно того к чему должен стремиться человек.

Социальные ценности – общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных предписаний о добре и зле, справедливости, красоте, истине и т.п.; абстрактные идеи о желаемом, правильном и совершенном, разделяемые большинством членов общества.

Функции ценностей: предпочтительное состояние, критерий оценки, смысл, регуляторы, внутренние побудители.

Ценностные ориентации – это приверженность индивида к определенным ценностям.

М. Рокич выделил две группы ценностей: терминальные и инструментальные.

 

Терминальные – это цели и идеалы, к кот. стремится человек: Инструментальные – это средства достижения целей, нормы, качества:
1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 2. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
3. здоровье (физическое и психическое) 3. воспитанность (хорошие манеры);
4. интересная работа; 4. жизнерадостность (чувство юмора);
5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 5. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 7. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
8. наличие хороших и верных друзей; 8. исполнительность (дисциплинированность);
9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе): 9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 10.рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 11.самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование»: 12.смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 13.твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 14.терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15. счастливая семейная жизнь; 15.чуткость (заботливость).
16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 16.честность (правдивость, искренность);
17. творчество (возможность творческой деятельности); 17.непримиримость к недостаткам в себе и других;
18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 18.широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

 

Также выделяют следующие типы ценностей:

1) универсальные: витальные (здоровье, жизнь, семья, благосостояние, образование и т.д.); ценности межличностного общения(честность, доброжелательность); общественного признания (социальное положение, должность); политические ценности (свобода слова, совести, правопорядок и т.д.);

2) смысложизненные (представления о добре и зле, смысле жизни);

3) партикулярные (привязанность к семье, родному городу, вера в Бога)

 

Ценности и ценностные ориентации обладают двумя важнейшими качествами – высокой устойчивостью и изменчивостью, являясь выражением меры динамизма и открытости общества, его групп и индивидов.

Учет динамики ценностей и ценностных ориентации важен для изучения особенностей общественного и личностного развития, для понимания процессов переосмысления ценностей и механизмов самоопределения и самореализации социальных субъектов в кризисные периоды жизни.

 

С понятием ценности и ценностные ориентации связано понятие личностные диспозиции.

Диспозиция (готовность)- предрасположенность индивида к определенному типу поведения в той или иной ситуации, обусловлена предыдущим социальным опытом.

Диспозиционная теория личности относится к нормативным концепциям личности. В отличие от ролевой теории данные концепции имеют обязывающий и ориентирующий характер, предписывающий человеку определенные формы восприятия, оценки и поведения в окружающей его действительности.

Диспозиционная теория личности исходит из того, что социальные факторы поведения личности опосредованы социально-психологическими – осознанной готовностью личности к оценке социальной ситуации и адекватному поведению.

Диспозиции личности, по В.А.Ядову, рассматриваются как иерархически организованная система:

· высшие диспозиции: стратегическая направленность интересов, концепция жизни и ценностные ориентации;

· средние диспозиции: социальные установки на типичные социальные объекты и обстоятельства;

· низшие диспозиции: предрасположенность к восприятию и поведению в конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде.

 

Личностные диспозиции отвечают потребностям личности жить в гармонии с обществом

 

Понятие «ценности» тесно связано с понятием «потребности».

Потребности – чувство нехватки, недостаток чего-либо.

А.Маслоу (амер.псих.) разработал иерархическую теорию потребностей расположив их в восходящем порядке от низших (биологических) до высших (духовных):

  1. Физиологические (в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности).
  2. Потребности в безопасности (физическая безопасность (здоровье, отсутствие насилия), социальная безопасность (стабильный доход, пенсия, больничный)).
  3. Социальные (общение, чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки)
  4. Потребности в уважении (самоуважение, личные достижения, компетентность, уважение со стороны окружающих, признание)
  5. Потребности самовыражения (реализация своих потенциальных возможностей и ростекак личности).

Формы культуры:

  1. Элитарная – высокая культура, её характеристики: сложность, рассчитана на образованного потребителя, трудна для понимания неподготовленным человеком, создается профессионалами, высокая художественная ценность.
  2. Народная – создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
  3. Массовая – появилась в середине 20 в. с развитием СМИ. Низкая художественная ценность, широкая аудитория, развлекательный характер, коммерчесакя направленность (приносит прибыль).

 

Виды (типы)

Доминантная культура обозначает ценности, традиции, взгляды, разделяемые лишь частью об-ва, но частью, кот.имеет возможность навязывать их обществу либо в силу того, что она занимает этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмами принуждения.

Субкультура - это культура группы или слоя, отличающаяся от доминантной (молодежная. профессиональная, этнической группы, религиозной)

Контркультура (против-анти-кульутра) – это субкультура, противостоящая доминантной культуре, конфликтующая с ней (экстремисты, преступная, скинхеды и т.д.).

 

Функции культуры:

4) гуманистическая (человекообразующая)

5) гносеологическая (позновательная)

6) информационная

7) коммуникативная

8) ценностно-ориентационная (аксиологическая)

9) нормативно-регулирующая (управленческая)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.