КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементы культуры
Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека (фепо)
Социальные ценности – социально одобряемые и принятые убеждения относительно того к чему должен стремиться человек. Социальные ценности – общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных предписаний о добре и зле, справедливости, красоте, истине и т.п.; абстрактные идеи о желаемом, правильном и совершенном, разделяемые большинством членов общества. Функции ценностей: предпочтительное состояние, критерий оценки, смысл, регуляторы, внутренние побудители. Ценностные ориентации – это приверженность индивида к определенным ценностям. М. Рокич выделил две группы ценностей: терминальные и инструментальные.
Также выделяют следующие типы ценностей: 1) универсальные: витальные (здоровье, жизнь, семья, благосостояние, образование и т.д.); ценности межличностного общения(честность, доброжелательность); общественного признания (социальное положение, должность); политические ценности (свобода слова, совести, правопорядок и т.д.); 2) смысложизненные (представления о добре и зле, смысле жизни); 3) партикулярные (привязанность к семье, родному городу, вера в Бога)
Ценности и ценностные ориентации обладают двумя важнейшими качествами – высокой устойчивостью и изменчивостью, являясь выражением меры динамизма и открытости общества, его групп и индивидов. Учет динамики ценностей и ценностных ориентации важен для изучения особенностей общественного и личностного развития, для понимания процессов переосмысления ценностей и механизмов самоопределения и самореализации социальных субъектов в кризисные периоды жизни.
С понятием ценности и ценностные ориентации связано понятие личностные диспозиции. Диспозиция (готовность)- предрасположенность индивида к определенному типу поведения в той или иной ситуации, обусловлена предыдущим социальным опытом. Диспозиционная теория личности относится к нормативным концепциям личности. В отличие от ролевой теории данные концепции имеют обязывающий и ориентирующий характер, предписывающий человеку определенные формы восприятия, оценки и поведения в окружающей его действительности. Диспозиционная теория личности исходит из того, что социальные факторы поведения личности опосредованы социально-психологическими – осознанной готовностью личности к оценке социальной ситуации и адекватному поведению. Диспозиции личности, по В.А.Ядову, рассматриваются как иерархически организованная система: · высшие диспозиции: стратегическая направленность интересов, концепция жизни и ценностные ориентации; · средние диспозиции: социальные установки на типичные социальные объекты и обстоятельства; · низшие диспозиции: предрасположенность к восприятию и поведению в конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде.
Личностные диспозиции отвечают потребностям личности жить в гармонии с обществом
Понятие «ценности» тесно связано с понятием «потребности». Потребности – чувство нехватки, недостаток чего-либо. А.Маслоу (амер.псих.) разработал иерархическую теорию потребностей расположив их в восходящем порядке от низших (биологических) до высших (духовных):
Формы культуры:
Виды (типы) Доминантная культура обозначает ценности, традиции, взгляды, разделяемые лишь частью об-ва, но частью, кот.имеет возможность навязывать их обществу либо в силу того, что она занимает этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмами принуждения. Субкультура - это культура группы или слоя, отличающаяся от доминантной (молодежная. профессиональная, этнической группы, религиозной) Контркультура (против-анти-кульутра) – это субкультура, противостоящая доминантной культуре, конфликтующая с ней (экстремисты, преступная, скинхеды и т.д.).
Функции культуры: 4) гуманистическая (человекообразующая) 5) гносеологическая (позновательная) 6) информационная 7) коммуникативная 8) ценностно-ориентационная (аксиологическая) 9) нормативно-регулирующая (управленческая)
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |