КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие культуры. Социальные изменения
Культурное взаимодействие Если культура, ограничивает проникновение других культур, стремится удовлетворить материальные и духовные потребности своих представителей исключительно за счет внутренних ресурсов, то она называется закрытой. В противном случае открытой.
Аккультурация – 1) процесс передачи культуры от одной группы другой, в том числе от одного поколения другому(процесс передачи культуры внутри группы между поколениями); 2) процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технологии, образцы поведения, ценности чужой культуры (обмен).
Аккультурацию необходимо отличать от ассимиляции. Ассимиляция – процесс усвоения ценностей чужой культуры (с потерей своих)
Диффузия – заимствование, усвоение элементов другой культуры.(Н-р, процесс заимствования у татар русским фольклором частушек)
Аккумуляция – прибавление новых элементов к существующей культуре, процесс обогащения существующей культуры новыми элементами.
Культурный этноцентризм – склонность считать свою культуру самой лучшей и превосходной, тенденция оценивать другие культуры через свою собственную. Противоположностью этноцентризму является культурный релятивизм – провозглашает самобытность любой культуры. Наиболее рациональный путь развития восприятия культуры в обществе – это сочетание этноцентризма и релятивизма, когда индивид испытывает чувство гордости за свою группу или общество, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов др.социальных групп, оценить их самобытность и значение.
Социальное изменение – происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов структур, связей из одного состояния в другое. Социальные изменения – модификация в структурах общества, сферах его жизни, образцах поведения и мышления составляющих его социальных групп и индивидов. В узком, строго социологическом смысле, социальные изменения – это изменения социальной стратификации, социальных общностей, социальных институтов, социальных организаций и их взаимодействия. Понятие «социальное изменение» не содержит оценочного компонента, т.е. безразлично к направленности в отличие от социального развития. СИ могут происходить: макроуровень (международные системы, нации, гос-ва); мезоуровень (корпорации, соц.институты, ассоциации); микроуровень (семья, сообщество, группа, индивид). Виды соц.изм: структурные, процессуальные, функциональные, мотивационные. По характеру и степени влияния на общество: эволюционные и революционные. Социальное развитие – изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Черты соц.разв.: необратимость, направленность, закономерность. Культурная эволюция - это непрерывный процесс развития культуры от простого к сложному. Культурная идентичность – процесс становления культуры, формирование её собственных ценностей. Развитие духовной и материальной культуры является критерием социального прогресса. Социальный прогресс – 1) восхождение к более сложным формам общественной жизни (тип развития по восходящей); изменение в соц.отношениях, кот.ведет к более полному равеству, росту соц.свободы и соц.справедливости; глобальный процесс 2) процесс, приближающий нас к такому общественному состоянию, в котором реализуются некие важные социальные ценности, рассматриваемые людьми как хорошие, справедливые, счастливые и т.п.(фепо)) Критерии прогресса (признаки, показывающие, что прогресс есть(одновременно все должны повышаться)): 1) уровень производительности труда и благосостояния об-ва; 2) степень свободы личности; 3) уровень нравственности в обществе.
Идея общественного прогресса поддерживается различными направлениями социальной мысли: позитивизмом (Конт), структурным функционализмом (Парсонс), марксизмом и др., отвергается постмодернизмом. Регрес - тип развития по нисходящей линии, от высшего к низшему (процессы деградации, понижение уровня организации, застой, возврат к изжившим формам) – локальный процесс(местный). Социальное развитие происходит в двух формах: Социальная революция – коренной, резкий качественный переворот во всей со.структуре об-ва (неолитическая, промышленная) Социальная эволюция (реформа) – поступательное развитие об-ва и его элементов, от протсейших форм к сложным. Теории развития общества: 1) развитие об-ва имеет линейно восходящий характер. Маркс (первобытнообщинное – рабовладельческое-феодальное-капиталистическое-(через соц.революцию)коммунистическое), Спенсер, Дюркгейм, Теннис, Тоффлер (), Д.Белл (постиндустриальное) Если перевести классификацию Валерштайна на понятия теории постиндустриального общества Д.Белла, то получится такое соотношение: ядро - постиндустриальные общества; полупериферия - индустриальные общества; периферия - традиционные (аграрные) общества. Первоб. Раб. Феод. Кап. Ком t Доиндустр. Индустр. Постиндус. t 2) развитие об-ва имеет циклический характер. А. Тойнби, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский (в соч. «Россия и Европа» (1869) теория обособленных «культурно-исторических типов»-цивилизаций, разивающихся подоб.биол.орган, качественно новым считал «славянский» тип, идеолог панславизма-идея отличия слав.народ.во главе с Россией от Европы), П.Сорокин (в соч. «Социальная и культурная динамика»: история – это смена доминирующих типов культурных систем)
t 3) нелинейное развитие общества. Выделяют точку изменений – бифуркацию, т.е.такую поворотную точку, после которой изменения могут идти в совершенно непредвиденном направлении. (н-р, февральская революция 1917 г.). Франк, Хечтер, Коллмен.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |