![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наиболее важные многосторонние договоры, конвенции и соглашения по охране окружающей среды, в которых принимает участие Россия
В настоящее время Россия является стороной или наблюдателем почти 80 многосторонних соглашений и основных протоколов к ним в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Всего в мире насчитывается свыше 1600 многосторонних глобальных и региональных международных конвенций и свыше 3000 двусторонних договоров, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию использования природных ресурсов. Первым крупным многосторонним мероприятием в этой области следует считать международную Конференцию по охране природы в 1913 г. в Берне (Швейцария), в которой принимала участие и Россия. На конференции было подписано Соглашение об учреждении международной Консультативной комиссии по охране природы. Соглашения, в которых участвует Россия в настоящее время, можно весьма условно разделить на группы в зависимости от их целей: ♦ формирование общих подходов к охране окружающей среды и сохранение природных и природно-антропогенных комплексов; ♦ охрана природных условий, сред, территорий и акваторий; ♦ ограничение воздействия на окружающую среду опасных видов деятельности; ♦ охрана животного мира. Часть из этих соглашений ратифицирована Россией (или СССР), их положения должны выполняться на обязательной основе. Положения других соглашений в той или иной мере выполняются Россией на добровольной основе, поскольку они не противоречат государственной политике и национальному природоохранительному законодательству, однако ратификация этих соглашений откладывается по. социально-экономическим причинам. В таких конвенциях Россия имеет статус наблюдателя. Наиболее важные международные соглашет1я, в которых Россия является либо стороной, либо наблюдателем, приведены в таблице. Остановимся на содержании некоторых соглашений, имеющих непосредственное отношение к производственной деятельности.
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте устанавливает процедурные права и обязанности сторон в случае трансграничного воздействия конкретного проекта. В соответствии с положениями Конвенции наличие воздействия на окружающую среду должно определяться на ранней стадии планирования проекта, а оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является необходимым инструментом, обеспечивающим получение надёжной экологической информации для принятия решения. Конвенция регламентирует обязательное проведение консультаций государствами, имеющими общие границы, при принятии решений о реализации крупных проектов, которые потенциально могут оказывать неблагоприятное трансграничное воздействие на окружающую среду. Российская Федерация подписала данный международный договор и участвует в мероприятиях по линии Конвенции в статусе наблюдателя. На добровольной основе с учетом национального законодательства российская сторона принимает участие в экологическом сопровождении проекта строительства североевропейского газопровода «Северный поток». Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решения и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (Орхусская конвенция) регламентирует вопросы не только охраны окружающей среды, но и подотчётности властных структур, прозрачности процедур и реагирования в этой области. Конвенция содержит положения об участии общественности в процедурах оценки проектов, перечень которых дан в Приложении I к Конвенции, а также тех проектов, реализация которых может называть значительное воздействие на окружающую среду. При реализации таких проектов заинтересованная общественность должна быть своевременно проинформирована о планируемой деятельности на ранней стадии процесса принятия решения, в индивидуальном порядке или же путём официального оповещания. Среди представителей органов исполнительной власти в России существует достаточно много противников ратификации этой Конвенции. Стокгольмская конвенция о стойких фонических загрязнителях обязывает правительства принять административные и правовые меры для прекращения производства и использования 12 стойких органических загрязнителей (СОЗ): алдрина, диэлдрина, хлордана, ДДТ, эндрина, гептахлора, мирекса, токсафена, а также побочных продуктов производства (диоксинов, фуранов, полихлорированных бифенилов, гексахлорбензола). По условиям Конвенции необходимо принять меры, чтобы СОЗ экспортировались или импортировались только в целях их безопасного удаления или в некоторых иных целях, санкционированных приложениями Конвенции. Например, для России предусматривается возможность применения гептахлора и гексахлорбензола в качестве растворителя в пестицидах, а также производство ДДТ для борьбы с переносчиками болезней. Достигнутые недавно договоренности об этих и некоторых других исключениях для Российской Федерации практически сняли возражения органов исполнительной власти против ратификации Конвенции. В августе 2007 г. в России завершено выполнение проекта PDF-B ЮНЕП-ГЭФ «Создание в Российской Федерации потенциала для внедрения Стокгольмской конвенции о СОЗ и разработки Национального плана выполнения». В результате созданы все условия для выполнения будущих обязательств России и для подготовки Национального плана действий по СОЗ. Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния Европейской экономической комиссии (ЕЖ) ООН направлена на координацию усилий в области исследований и мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и его последствий на региональном уровне, а также на разработку стратегии сокращения выбросов. Данный документ заложил основу ограничения выбросов конкретных загрязнителей путем разработки протоколов, обладающих обязательной юридической силой. Эти протоколы направлены на сокращение выбросов и трансграничных потоков серы (диоксида серы), оксидов азота, летучих органических соединений (ЛОС), тяжелых металлов, СОЗ, фотохимических окислителей в приземном слое, веществ, вызывающих эвтрофикацию. В силу своего географического положения Россия в значительной степени подвержена негативному воздействию трансграничного переноса загрязняющих веществ из европейских государств. Участие России в этой Конвенции и протоколах к ней позволило добиться значительного сокращения трансграничного загрязнения территории страны. В настоящее время компетентные органы рассматривают возможность присоединения России к протоколам, в которых страна является пока наблюдателем. Венскал конвенция об охране озонового слоя ратифицирована 185 странами, имеет рамочный характер и не налагает конкретных обязательств на подписавшие её стороны в части сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ (ОРВ). Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, ратифицирован 184 странами и предусматривает конкретные меры по сокращению производства и потребления ОРВ, к которым относятся содержащие хлор и (или) бром органические вещества, широко используемые в качестве пропеллентов в аэрозольной продукции, хладагентов и вспенивателей, растворителей в электронном и точном машиностроении, пестицидов, дезинфицирующих и пожаротушащих средств. Протокол разработан с целью защиты озонового слоя с помощью снятия с производства некоторых химических веществ, которые разрушают озоновый слой. В середине 1980-х гг. озоновый слой начал интенсивно истощаться. Причиной этому явились, по мнению нескольких ученых, некоторые галогенированные углеводороды, широко применяемые в промышленности, попадающие в атмосферу Земли. С целью международного противодействия разрушению озонового слоя был разработан Монреальский протокол. Он предусматривает для каждой группы галогенированных углеводородов определённый срок, в течение которого она должна быть снята с производства и исключена из использования. Практически каждая встреча сторон Протокола сопровождается принятием решений по ускорению вывода из производства и потребления ОРВ и распространению действия этого соглашения на новые вещества. Однако обоснованные обращения государств на изменение сроков вывода отдельных ОРВ и использование их на специальные нужды (здравоохранения, обороны и др.) всегда находят поддержку, чем неоднократно пользовалась Россия, поскольку перевод отраслей её экономики на озонобезопасные вещества происходит недостаточно быстро. По оценкам специалистов, такая конверсия закончится не ранее 2015 г. Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) не налагает конкретных обязательств на подписавшие ее стороны в части сокращения выбросов парниковых газов. Основные обязывающие положения в этой области содержатся в Киотском протоколе к этой Конвенции. Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:
Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали. По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |