Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наиболее важные многосторонние договоры, конвенции и соглашения по охране окружающей среды, в которых принимает участие Россия




В настоящее время Россия является стороной или наблюдателем почти 80 многосторонних соглашений и основных протоколов к ним в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Всего в мире насчитывается свы­ше 1600 многосторонних гло­бальных и региональных между­народных конвенций и свыше 3000 двусторонних договоров, полно­стью или частично посвященных охране окружающей среды и регу­лированию использования природ­ных ресурсов.

Первым крупным многосто­ронним мероприятием в этой обла­сти следует считать международную Конференцию по охране природы в 1913 г. в Берне (Швейцария), в кото­рой принимала участие и Россия. На конференции было подписано Со­глашение об учреждении междуна­родной Консультативной комиссии по охране природы.

Соглашения, в которых участву­ет Россия в настоящее время, можно весьма условно разделить на группы в зависимости от их целей:

♦ формирование общих подходов к охране окружающей среды и со­хранение природных и природно-антропогенных комплексов;

♦ охрана природных условий, сред, территорий и акваторий;

♦ ограничение воздействия на окружающую среду опасных видов деятельности;

♦ охрана животного мира.

Часть из этих соглашений рати­фицирована Россией (или СССР), их положения должны выполняться на обязательной основе. Положения дру­гих соглашений в той или иной мере выполняются Россией на добровольной основе, поскольку они не противоречат государственной политике и нацио­нальному природоохранительному за­конодательству, однако ратификация этих соглашений откладывается по. социально-экономическим причинам. В таких конвенциях Россия имеет статус наблюдателя. Наиболее важные между­народные соглашет1я, в которых Рос­сия является либо стороной, либо на­блюдателем, приведены в таблице.

Остановимся на содержании не­которых соглашений, имеющих непо­средственное отношение к производ­ственной деятельности.

Конвенция (соглашение) Место и год подписания Год вступления в силу Статус России
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия Париж, 1972   Сторона (СССР ратифицировал в 1988 г.)
Конвенция ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте Эспо, 1991   Наблюдатель (подписана СССР в 1991 г., Россия не ратифицировала)
Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии вещественности в процессе принятия решения и авступе к правосудию по вопросам окружающей среды (Орхусская конвенция) Орхус, 1998   Наблюдатель (не подписана)
Соглашение о взаимодействии стран СНГ в области экологии и охраны окружающей природной среды Москва, 1992   Сторона с 1992 г.
Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области экологического мониторинга Саратов, 1999   Сторона с 1999 г.
Договор об Антарктике Вашингтон, 1959   Сторона (СССР ратифицировал в 1959 г.)
Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция) Лондон, 1972   Сторона
Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (КТЗВБР) Женева, 1979   Сторона с 1983 г.
Протокол к КТЗВБР по сокращению выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30% Хельсинки, 1985   Сторона
Протокол к КТЗВБР об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков София, 1988   Сторона
Протокол к КТЗВБР об ограничении выбросов летучих органических соединений или их трансграничных потоков Женева, 1991   Наблюдатель
Протокол к КТЗВБР относительно дальнейшего сокращения выбросов серы Осло, 1994   Наблюдатель (не подписан)
Протокол к КТЗВБР по стойким органическим загрязнителям Орхус, 1998   Наблюдатель (не подписан)
Протокол по тяжелым металлам к КТЗВБР, 1998 Орхус, 1998   Наблюдатель
Протокол по борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном к КТЗВБР Гётеборг, 1999   Наблюдатель
Венская конвенция об охране озонового слоя Вена, 1985   Сторона с 1986 г.
Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой Монреаль, 1987   Сторона с 1987 г.
Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадридский протокол) Мадрид, 1991   Сторона
Конвенция ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер Хельсинки, 1992   Сторона
Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская конвенция, иначе ХЕЛКОМ) Хельсинки, 1992   Сторона с 1993 г.
Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция) Бухарест, 1992   Сторона с 1993 г.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) Нью-Йорк, 1992   Сторона с 1994 г.
Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием Париж,1994   Сторона с 2003 г.
Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция) Базель, 1989   Сторона с 1995 г.
Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий Хельсинки, 1992   Сторона с 1993 г.
Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле Роттердам, 1999   Наблюдатель
Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (Стокгольмская конвенция) Стокгольм, 2001   Наблюдатель (подписана в 2002 г., но нератифицирована)
Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция) Рамсар (Иран), 1971   Сторона с 1976 г. (в составе СССР)
Соглашение о сохранении белых медведей Осло, 1973   Сторона (охота запрещена с 1956 г.)
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) Вашингтон, 1973   Участник с 1992 г. (СССР вступил в 1976 г.)
Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция) Берн,1979   Наблюдатель
Конвенция об охране мигрирующих видов животных (Боннская конвенция) Бонн,1979   Наблюдатель
Конвенция о биологическом разнообразии Рио-де-Жанейро, 1992   Сторона с 1994 г.

 

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансгранич­ном контексте устанавливает процедур­ные права и обязанности сторон в случае трансграничного воздействия конкретно­го проекта. В соответствии с положениями Конвенции наличие воздействия на окру­жающую среду должно определяться на ранней стадии планирования проекта, а оценка воздействия на окружающую сре­ду (ОВОС) является необходимым инстру­ментом, обеспечивающим получение на­дёжной экологической информации для принятия решения.

Конвенция регламентирует обяза­тельное проведение консультаций государ­ствами, имеющими общие границы, при принятии решений о реализации крупных проектов, которые потенциально могут оказывать неблагоприятное трансгранич­ное воздействие на окружающую среду.

Российская Федерация подписала данный международный договор и уча­ствует в мероприятиях по линии Конвен­ции в статусе наблюдателя.

На добровольной основе с учетом на­ционального законодательства российская сторона принимает участие в экологиче­ском сопровождении проекта строитель­ства североевропейского газопровода «Се­верный поток».

Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решения и досту­пе к правосудию по вопросам окружаю­щей среды (Орхусская конвенция) регла­ментирует вопросы не только охраны окружающей среды, но и подотчётности властных структур, прозрачности про­цедур и реагирования в этой области. Конвенция содержит положения об участии общественности в процедурах оценки проектов, перечень которых дан в Приложении I к Конвенции, а также тех проектов, реализация которых может называть значительное воздействие на окружающую среду. При реализации таких проектов заинтересованная общественность должна быть своевременно проинформирована о планируемой деятельности на ранней стадии процесса принятия решения, в индивидуальном порядке или же путём официального оповещания.

Среди представителей органов исполнительной власти в России существует достаточно много противников ратифика­ции этой Конвенции.

Стокгольмская конвенция о стойких фонических загрязнителях обязывает правительства принять административные и правовые меры для прекращения производства и использования 12 стойких органических загрязнителей (СОЗ): алдрина, диэлдрина, хлордана, ДДТ, эндрина, гептахлора, мирекса, токсафена, а также побочных продуктов производства (диоксинов, фуранов, полихлорированных бифенилов, гексахлорбензола).

По условиям Конвенции необходи­мо принять меры, чтобы СОЗ экспорти­ровались или импортировались только в целях их безопасного удаления или в некоторых иных целях, санкционирован­ных приложениями Конвенции. Напри­мер, для России предусматривается возможность применения гептахлора и гексахлорбензола в качестве растворителя в пестицидах, а также производство ДДТ для борьбы с переносчиками болезней. Достигнутые недавно договоренности об этих и некоторых других исключениях для Российской Федерации практически сняли возражения органов исполнитель­ной власти против ратификации Кон­венции.

В августе 2007 г. в России завершено выполнение проекта PDF-B ЮНЕП-ГЭФ «Создание в Российской Федерации потенциала для внедрения Стокгольмской конвенции о СОЗ и разработки Нацио­нального плана выполнения». В резуль­тате созданы все условия для выполнения будущих обязательств России и для под­готовки Национального плана действий по СОЗ.

Конвенция о трансграничном загряз­нении атмосферного воздуха на большие расстояния Европейской экономической комиссии (ЕЖ) ООН направлена на коор­динацию усилий в области исследований и мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и его последствий на региональ­ном уровне, а также на разработку страте­гии сокращения выбросов.

Данный документ заложил основу ограничения выбросов конкретных загряз­нителей путем разработки протоколов, обладающих обязательной юридической силой. Эти протоколы направлены на со­кращение выбросов и трансграничных по­токов серы (диоксида серы), оксидов азота, летучих органических соединений (ЛОС), тяжелых металлов, СОЗ, фотохимических окислителей в приземном слое, веществ, вызывающих эвтрофикацию.

В силу своего географического поло­жения Россия в значительной степени под­вержена негативному воздействию трансграничного переноса загрязняющих ве­ществ из европейских государств. Участие России в этой Конвенции и протоколах к ней позволило добиться значительного со­кращения трансграничного загрязнения территории страны. В настоящее время компетентные органы рассматривают воз­можность присоединения России к про­токолам, в которых страна является пока наблюдателем.

Венскал конвенция об охране озоно­вого слоя ратифицирована 185 странами, имеет рамочный характер и не налагает конкретных обязательств на подписавшие её стороны в части сокращения производ­ства и потребления озоноразрушающих веществ (ОРВ).

Монреальский протокол по веще­ствам, разрушающим озоновый слой, ра­тифицирован 184 странами и предусма­тривает конкретные меры по сокращению производства и потребления ОРВ, к кото­рым относятся содержащие хлор и (или) бром органические вещества, широко ис­пользуемые в качестве пропеллентов в аэ­розольной продукции, хладагентов и вспенивателей, растворителей в электронном и точном машиностроении, пестицидов, дезинфицирующих и пожаротушащих средств. Протокол разработан с целью защиты озонового слоя с помощью снятия с производства некоторых химических веществ, которые разрушают озоновый слой.

В середине 1980-х гг. озоновый слой начал интенсивно истощаться. Причиной этому явились, по мнению нескольких ученых, некоторые галогенированные углеводороды, широко применяемые в промышленности, попадающие в атмосферу Земли. С целью международного противодействия разрушению озонового слоя был разработан Монреальский протокол. Он предусматривает для каждой группы галогенированных углеводородов определённый срок, в течение которого она должна быть снята с производства и исключена из использования.

Практически каждая встреча сторон Протокола сопровождается принятием ре­шений по ускорению вывода из производ­ства и потребления ОРВ и распростране­нию действия этого соглашения на новые вещества. Однако обоснованные обраще­ния государств на изменение сроков вы­вода отдельных ОРВ и использование их на специальные нужды (здравоохранения, обороны и др.) всегда находят поддержку, чем неоднократно пользовалась Россия, поскольку перевод отраслей её экономики на озонобезопасные вещества происходит недостаточно быстро. По оценкам спе­циалистов, такая конверсия закончится не ранее 2015 г.

Рамочная конвенция ООН об изме­нении климата (РКИК) не налагает кон­кретных обязательств на подписавшие ее стороны в части сокращения выбросов парниковых газов. Основные обязываю­щие положения в этой области содержатся в Киотском протоколе к этой Конвенции.

Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

  • Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %
  • США - на 7%
  • Япония и Канада — на 6 %
  • Страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8 %
  • Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.