2 мин.
5 мин.
Озвучить оценки, похвалить (в некоторых случаях выразить сожаление) раздать тетради.
25 мин.
Наша цель:
Записать в тетради число и тему урока
Вывесить таблицу
Ученики 1, 2 записывают в два столбика на обратной стороне доски
Проверить написанное, обратить внимание на орфоэпию
Ученик 3
Морфемный и словообразоват. разборы
Ученик 4
Ученик 5 работает на обратной стороне доски.
Сверить с доской
Ученик 6 объясняет с места
Выполняется
на доске
Ученик 7 выполняет синтаксический разбор
Схематический диктант
Творческая работа
Выборочная проверка
Индивидуальная работа над ошибками
Фонетический разбор
Уч. 8
5 мин.
Цель:
Оценки ученикам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 с комментариями
3 мин.
Пояснить, поблагодарить за работу
| 1. Оргмомент.
2. Слово учителя.
1. Общая характеристика качества выполненной работы.
На прошлом уроке вы писали диктант по фрагменту из произведения А. Куприна. Большинство из вас справилось с работой успешно, однако есть недочеты в усвоении правил по теме «Причастие», которые нам предстоит устранить на сегодняшнем уроке.
Результаты работ таковы: …
2. Типичные ошибки:
1) орфографические ошибки:
– правописание н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
– правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
– написание букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
– слитное и раздельное написание не с причастиями.
2) пунктуационные ошибки:
– выделение запятыми причастных оборотов;
– постановка знаков препинания в сложном предложении.
3. Работа над ошибками.
Устраним орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в диктанте, и повторим правила по теме «Причастие».
1. Работа над орфографическими ошибками.
Задание №1. Объясните написание причастий, представленных на доске:
разукраше…ый
утрамбова…ый
окруже..ый
(Все эти причастия образованы от глаголов совершенного вида, поэтому пишем в них нн).
Задание №2. Обратимся к таблице. Повторим правило написания н и нн в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.
| |
Н
1) образовано от глагола несов. в.
(жареный);
2) нет приставки(кроме не, она роли не играет);
3) нет зависимого ареное);
4) нет –ова-, -ева-, -ирова-;
5) в кратких причастиях
| НН
1) образовано от глагола сов.в.
(решенный);
2) есть приставка
(зажаренный);
3) есть зависимое слово (жаренное в масле);
4) есть –ова-, -ева-, -ирова-
|
|
|
Задание №3. Закрепим правило, написав распределительный диктант (причастия и отглагольные прилагательные с н в один столбик, с нн в другой):
Н
печеные яблоки,
вязаный шарф,
кованый сундук,
неезженые дороги,
площадка утрамбована
| НН
выглаженная рубашка,
плетенный бабушкой коврик,
асфальтированная дорога,
перекрашенный дом, печенный в духовке,
премиро´ванный сотрудник,
газиро´ванный напиток
|
Объясните правописание в соответствии с правилом.
Задание №4. Вспомните правило написания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Объясните правописание причастия в словосочетании не заглуша…мые музыкой, предварительно выполнив морфемный и словообразовательный разборы:
не за-глуш-а-ем-ые
не заглуша-ем-ые ← заглуша-ют (суффиксальный способ; заглушаемые – страдательное причастие настоящего времени, образованное от глагола 1 спряжения, следовательно, пишется суффикс – ем -; в причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения, пишется суффикс – им -).
Задание №5. Образуйте возможные причастия настоящего времени от следующих глаголов:
Отправлять (отправляют, 1спр.) – отправляющий, отправляемый; уважать (уважают, 1спр.) – уважающий, уважаемый; видеть (видят, 2 спр.; исключение) – видящий, видимый; петь (поют, 1спр.) – поющий; жевать (жуют, 1спр.) – жующий; освещать (освещают, 1 спр.) – освещающий, освещаемый.
Задание №6. Повторим правило «Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».
(В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени после шипящих под ударением пишется ё, без ударения е).
Обратимся к словам окруж…ный, освещ…ный, в которых вы сделали ошибки, и объясним их правописание.
Задание №6. Напишем выборочный диктант, попутно повторяя написание гласных после шипящих и ц:
П еред походом я проверил содержимое моего рюкзака, в котором лежали, на мой взгляд, необходимые предметы: банка тушенки, банка сгущенного молока, варенье из крыжовника, копченая колбаса, зубная щетка, мой талисман – крохотный зайчонок, свинцовое грузило для рыбной ловли, разные крючочки и бечевочки.
Тушенка (образовано от глагола);
Сгущенный (от глагола сов.в.);
Крыжовник (под ударением в корне существительного, нет чередования с е);
Копченый (отглагольное прилагательное);
Щетка (щетина, чередование ё//е в корне существительного);
Плюшевый (без ударения в суффиксе прилагательного – е);
Зайчонок (под ударением в суффиксе существительного – о);
Свинцовый (под ударением в суффиксе прилагательного после ц);
Крючочки (под ударением в суффиксе существительного – о);
Бечевочки (бечева, чередование ё//е в корне существительного).
Задание №7. Вспомним правописание не с причастиями.
Обратимся к словосочетанию почти не освещенный. Почему частица не написана отдельно? (У причастия есть зависимое слово.) В каких еще случаях частица не с причастием пишется отдельно? (Есть противопоставление с союзом а; с краткими причастиями).
Задание №8. Напишите объяснительный диктант.
Неотправленное письмо, не отправленное вовремя, письмо не отправлено, несобранные грибы, никем не собранные ягоды, тетради не собраны, незаконченное предложение; не придуманное, а взятое из книги предложение.
|