Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Престижным становится то, что: 1)является субъективно значимым и 2)признаётся значимым «другими»




Престиж как символическое измерение стратификации.

Система стратификации обусловлена не только социально-политическими и социально-экономическими структурами, но и символическими: представлениями, взглядами, значимостями и смыслами, существующими в конвенциональной (соглашение), интерсубъективной (согласие) и интрасубъективной (метафизическое сочувствие) формах. Символическая структура проявляется в феномене престижа: сравнительной оценки значимости социальных объёктов, явлений, видов деятельности в соответствии с доминирующими в данной культуре нормами.

Престиж – характеристика не личности, а места индивида в группе и места группы в обществе. Престиж имеет два основания: 1)значимость функциональной позиции, 2)ценность вида деятельности, культурная значимость позиции.

Разные социальные группы обладают разным социальным престижем и, в силу этого, разным авторитетом, влиянием, правами и властью.

Престиж – это отражение в общественном сознании реального положения в системе общественных отношений человека или группы. Престиж – это идеальная структура, но в современном обществе, особенно российском, он является основой социального положения и социального влияния постольку, поскольку даёт привилегии, которые становятся существенным средством получения социальных благ в ситуации перманентной трансформации социальной структуры. Привилегии в российском обществе являются одним из основных механизмов социального ранжирования.

В традиционной концепции стратификации под престижем понимался в основном престиж профессий. По мнению П.Сорокина «два условия, по крайней мере, всегда были основополагающими: 1) важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом; 2)уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей» («Социальная и культурная мобильность»). В общем виде с этим можно согласиться, однако здесь не ясно существенное: кто и на основании чего определяет важность занятия и уровень интеллекта? К тому же часто в жизни мы не согласны с существующим «табелем о рангах» групп, а особенно с их персональным наполнением. Особенно это характерно для России, в социокультурном пространстве которой особенно много «условностей», «почестей», «привилегий», «званий», «титулов» и других символических конструкций, которые существенным образом определяют социальное положение. Отсюда следует, что природа престижа имеет по крайней мере не только профессиональную основу. В связи с этим, социологи выделяют стратификационный критерий имениНоминацию. Исследование этого критерия осуществляется в рамках символической концепции социальной структуры.

 

4.4. Методологические проблемы стратификационной концепции.

1. Проблема ранга: кто и на основании чего задаёт шкалу оценки и, тем самым, устанавливает ранг страты (группы). С точки зрения этой концепции место страты в социальной иерархии (ранг) обусловлено престижем вида деятельности или, по другому говоря, функциональной значимостью позиции. Суть проблемы состоит в том, что для ранжирования необходимо задать критерий функциональной значимости, т.е. решить вопрос: на основании чего мы можем определить социальную значимость (важность с т.зр. всего общества) функциональных позиций. Этот вопрос даже в рамках стратификационной концепции является дискуссионным и перспектива его решения неопределённа. Ряд социологов полагает, что этот вопрос в принципе не может быть решён, точнее, он для каждого общества (в историческом и территориальном плане) решается отдельно.

Основания проблемы:

1) Неаддитивность системы: несводимость свойств системы к сумме её составных частей. Если общество – система функциональных позиций, то все позиции должны быть одинаково важны для функционирования всей системы. Например, как определить наиболее важный орган человеческого организма?

2) Специальная подготовка (образование) и талант в действительности являются относительными и условными критериями важности занимаемой позиции, т. к.:

· В реальной жизни нередко имеет место несоответствие между личностными качествами и занимаемой позицией;

· Оценка способностей, талантов, образованности носит культурно-исторический характер: в каждом обществе – они свои;

· В каждом обществе имеет место социокультурный дрейф оснований престижа в социетальном и индивидуальном плане.

2. Проблема стандарта: как возникают (какова природа) правила и предписания поведения для представителей страты? Относительно стандартное поведение, характерное для представителей какой-либо страты, обусловлено, с одной стороны, функциональными требованиями, а с другой – представлениями о «правильном» поведении. Однако неясно, ни то, какое из этих обстоятельств является более существенным, ни то, откуда берутся эти представления. Суть проблемы заключается в том, что неясно: в какой мере социальная идентификация индивида и группы обусловлены статусными характеристиками и функционально-ролевыми предписаниями, а в какой – представлениями субъекта о её роли и месте в обществе?

Основание проблемы:

· Несовпадение статусных и ролевых предписаний.

· Статусная инконсистенция.

3. Проблема гомогенности страты: являются ли социально-статистические слои однородными в культурно-мировоззренческом и поведенческом плане?

Суть проблемы в том, что страта как теоретический конструкт предполагает существование собственной субкультуры для субъектов с однородным статусом, однако в реальности это наблюдается далеко не всегда. Так например, в страте предпринимателей нашей страны теоретически находятся очень разные люди, ведущие очень разный образ жизни и обладающие разной мотивацией. Однородность последней особенно важна для того, чтобы «класс на бумаге» в реальной жизни конкретного общества был субъектом социального действия, т.е. осуществлял социально и исторически значимые действия. Это прежде всего относится к высшим, привилегированным стратам, на которых возлагается функция и с которыми связывается надежда на проведение радикальных позитивных изменений в интересах всего общества или большинства его членов. Но если среди представителей этих страт нет прежде всего единства взглядов, то «на лад их дело не пойдёт» и ситуация может стать похожей на ту, которую описал И.Крылов в басне «Лебедь, рак и щука».

 

 

Тема 5. Символическая концепция.

 

5.1. Основания постструктурализма в социологии.

Любая концепция строится на основе фундаментальных представлений о природе социальной реальности (онтология) и адекватных ей познавательной методологии и методов (гносеология). Стратификационная концепция основывается на принципах функционализма и структурализма. Символическая концепция основывается на принципах герменевтики (понимания) и феноменологии. Для понимания сути символической концепции необходимо кратко сопоставить два различных представления о природе и методах изучения социальной реальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.