Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя среда предприятия и внешняя среда в бизнесе

 

Эффективное функционирование предприятия в рыночной сре­де зависит от внутренних и внешних факторов.

Внутренние переменные представляют собой ситуационные факторы внутри предприятия, требующие постоянного внима­ния руководителей. К ним относятся:

 

  • цели,
  • структура,
  • задачи,
  • технологии,
  • персонал.

 

Цели есть конкретные конечные состояние или желаемый результат, которых стремится достичь организация. У промыш­ленных предприятий обычно есть несколько целей: завоевание доли рынка, разработка новой продукции, повышение качества услуг, минимизация издержек, повышение производительнос­ти, рентабельности и пр. Поскольку большинство предприятий имеют в своем составе несколько производственных подразде­лений, имеющих свой набор целей, задача руководства заклю­чается в том, чтобы не допустить рассогласования этих целей с целями предприятия.

Структура организации — логически построенные взаимоот­ношения уровней управления и функциональных подразделе­ний в такой форме, которая позволяет наиболее эффективным путем достигать поставленных целей.

На структуру управления конкретным предприятием влияют особенности горизонтального и вертикального разделения уп­равленческого труда. В зависимости от сферы контроля (числа лиц, подчиненных одному руководителю) различают «высокую» (2—3 подчиненных) и «плоскую» (4—6 подчиненных) структу­ры управления. Чем меньше сфера контроля (норма управляемо­сти), тем больше уровней управления.

Задача — это предписанная работа, часть работы или сово­купность работ, которые должны быть выполнены заранее уста­новленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи уста­навливаются не конкретным работникам, а должностям.

Задачи предприятия делятся на три категории:

 

  • работа со средствами и предметами труда;
  • работа с персоналом;
  • работа с информацией.

 

Одной из важных характеристик задач является их повторяе­мость. Машинные операции могут повторяться много раз в тече­ние смены. Управленческие операции могут быть и часто повто­ряющимися, и уникальными. Решение уникальных задач, как правило, значительно сложнее.

Технология — это сочетание квалифицированных навыков ра­ботников, оборудования, инфраструктуры, производственных процессов, соответствующих технических знаний, необходимых для преобразования сырья, материалов и информации.

Существует несколько классификаций технологий: техноло­гия единичного, серийного и массового производства; техноло­гия прерывного и непрерывного производства (геологоразведоч­ные работы и переработка нефти); многозвенные технологии (строительство скважин); посреднические технологии (банковс­кие услуги, бюро по найму работников) и т.д.

Персонал является главным фактором в любой модели уп­равления. Обычно выделяют три основных аспекта человеческой переменной:

 

  • поведение отдельных работников;
  • поведение работников в группах;
  • поведение руководителя в роли лидера и его влияние на пове­дение подчиненных.

 

Работников промышленного предприятия можно охаракте­ризовать с использованием в основном качественных критери­ев: способностей; предрасположенности к выполнению опреде­ленной работы; физиологических и психологических потребнос­тей; ожиданий в отношении целей предприятия и личных це­лей; восприятий каких-либо событий; отношений к другим ра­ботникам и их группам и т.д. Для предприятия важно, чтобы все достоинства каждого человека раскрылись наиболее полно, что принесет предприятию определенный эффект.

Внутренняя среда организации представляет собой единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей (рис. 2.3.6).

Предприятие как открытая система зависит от внешнего ок­ружения в отношении поставок ресурсов, энергии, рабочей силы, потребителей продукции, конкурентов и т.д.

 

Цели
Технология
Задачи
Структура
Персонал

 


Рис. 2.3.6. Модель внутренних социотехнических подсистем

 

 

Поставщики ресурсов  
Предприятие  
Потребители продукции и услуг  
Конкуренты  
Профсоюзы  
Законодательство и государственные органы  

 

 


Рис. 2.3.7. Среда прямого взаимодействия

 

Важнейшими характеристиками внешней среды являются:

 

  • сложность (число факторов, на которые предприятие обя­зано реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора);
  • подвижность (скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия);
  • неопределенность (функция количества и качества информа­ции, на основе которой принимаются решения).

 

Внешние факторы подразделяются на две группы: факторы прямого и факторы косвенного воздействия. На рис. 2.3.7 приве­дены факторы прямого воздействия.

Чем больше поставщиков ресурсов, тем значимее этот фак­тор для предприятия. Использование поставщиков из других стран может быть выгодно экономически, но одновременно возраста­ет риск из-за колебаний курсов валют, политической нестабиль­ности и т.п.

Потребитель определяет для предприятия главный элемент — что производить и желательно по какой цене. От способности предприятия находить потребителей зависит эффективность его деятельности и, в конечном счете, выживание в условиях кон­курентной борьбы.

Конкуренция наряду с потребителями определяет цену и ка­чество товара. Предприятия конкурируют за право использовать трудовые ресурсы, сырье, материалы, оборудование, капитал и другие факторы производства.

Государственные органы в соответствии с действующим за­конодательством создают систему ограничений на использова­ние наемного труда, импорт и экспорт товаров, пользование недрами и другими природными ресурсами, а также устанавли­вают порядок пополнения государственного и местного бюдже­тов за счет налогов.

Профсоюз выступает главным поставщиком рабочей силы. В договоре, подписываемом руководством предприятия и проф­союзом, оговариваются условия труда, нормативы производи­тельности, формы его оплаты, условия приема на работу и уволь­нения, возможности повышения квалификации.

Факторы косвенного воздействия приведены на рис. 2.3.8.

Общее состояние экономики оказывает влияние на деятель­ность предприятия через такие факторы как экономический рост или спад, инфляция, условия получения кредита, процентная ставка и др. Руководство предприятия должно постоянно сле­дить за изменениями на макроэкономическом уровне и прини­мать решения, минимизирующие потери.

Социально-культурные факторы зависят от среды, в кото­рой функционирует предприятие. К ним относятся традиции, жизненные ценности, установки и др. Эта группа факторов тре­бует определенного внимания управляющих, поскольку в неко­торых случаях может оказать сильное влияние на деятельность организации.

К политическим факторам, изменение которых также долж­но быть в поле зрения руководителей предприятия, относятся такие как: общая политическая обстановка в стране и других странах, возможность возникновения военных конфликтов, за­бастовок, действующие стандарты безопасности жизнедеятель­ности, действующие правила найма рабочей силы, защиты прав потребителей и т.д.

Научно-технический прогресс тесно связан с внутренней переменной «технологией». Технико-технологические нововве­дения влияют на эффективность производства, на скорость ус­таревания продукции, на то, какие товары и услуги ожидают потребители от предприятия.

 

 

Международные события  
Состояние экономики страны  

 

 

Организация  
Социально-куль­турные факторы  
Научно-технический прогресс  
Политические факторы  

 

 


Рис. 2.3.8. Среда косвенного действия

 

Учет международной обстановки необходим и первую оче­редь предприятиям, работающим в международном бизнесе, в том числе в связанном с торговлей нефтью, газом и нефтепро­дуктами. Разновидностями международного бизнеса в настоящее время являются следующие:

 

  • экспорт готовой продукции;
  • предоставление права на использование патентов, технологий и т.д.;
  • создание совместных предприятий;
  • осуществление прямых капиталовложений для создания про­изводства в других странах;
  • участие в деятельности транснациональных корпораций.

 

Таким образом, факторы внутренней и внешней среды ока­зывают значительное воздействие на выбор стратегических аль­тернатив развития предприятия, на условия реализации выб­ранной стратегии, на экономическую эффективность деятель­ности предприятия в чрезвычайно подвижной рыночной среде. Поэтому контроль за изменением этих факторов и адаптация к этим изменениям являются важнейшими составляющими успе­ха любой организации.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Назовите организационно-правовые формы предприятий в Российской Феде­рации.

2. Охарактеризуйте менеджмент как систему.

3. В чем заключается смысл основных подходов к управлению?

4. Сформулируйте основные задачи управления предприятием.

5. Из каких элементов состоит предприятие как открытая система?

6. Что представляет собой руководитель с точки зрения обработки информации?

7. Дайте характеристику процесса управления предприятием.

8. Какие виды коммуникаций Вы можете назвать?

9. Что включает в себя внутренняя среда предприятия?

10. Назовите важнейшие характеристики внешней среды.

 

 

ГЛАВА 2.4. Организационные структуры управления

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные элементы структуры управления предприятием | Понятие и принципы построения организационных структур
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.