Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные элементы структуры управления предприятием

 

Предприятие представляет собой сложную, многоуровневую, динамическую систему.

С точки зрения системного подхода системы бывают эмпири­ческими и концептуальными, постоянными и временными, зак­рытыми и открытыми и т.д. Любое промышленное предприятие является открытой системой, активно взаимодействующей с окружающей средой и адаптирующейся к происходящим в ней изменениям. Предприятие как открытую систему можно пред­ставить в следующем виде (рис. 2.3.1).

Основная задача промышленного предприятия — распреде­лить поступающие ресурсы рациональным образом, подобрать соответствующую технологию преобразования ресурсов в про­дукт или услугу, обеспечить поставленные цели в области заво­евания рынка, достичь устойчивости своего положения, опре­деленных финансовых результатов, позитивных социальных по­следствий и т.д.

 

 

Вход: Информация Материально- технические ресурсы. Капитал Трудовые ресурсы   Преобразование: Обработка и преобразование ресурсов, поступающих на вход     Выход: Продукция и услуги. Прибыль. Социальная ответственность. Доля рынка. Рост. Удовлетворенность работников
     
=> =>  
       

 

Рис. 2.3.1. Организация (предприятие) как открытая система

 

Управляющие команды  
Управляющая подсистема  
Внутренние потоки информации

 

 


Прямые потоки

Управляемая подсистема  
(обратная связь)

 


информации извне

 

Рис. 2.3.2. Взаимосвязь управляющей и управляемой подсистем

 

Предприятие с точки зрения проблем управления представ­ляет собой совокупность двух больших подсистем (рис. 2.3.2).

Управляющая подсистема представляет собой совокупность органов управления предприятием, а управляемая — совокуп­ность цехов, участков, бригад и рабочих мест. Управляющая и управляемая подсистемы связаны между собой потоками команд и обратными потоками информации, отражающими реакцию управляемой подсистемы на поступающие команды.

Управляющая подсистема включает в себя ряд элементов, одновременное функционирование которых позволяет эффек­тивно управлять предприятием. К ним относятся:

 

  • организация управления (функции управления и структуры управления);
  • методы управления (экономические, административно-пра­вовые, организационные, социально-психологические);
  • технология управления;
  • техника управления.

 

Исходя из определения управления можно сформулировать и функции руководителя. Один из вариантов трактовки функций руководителя приведен на рис. 2.3.3.

Принимает информацию из внешних источников путем прямых контактов, через экспер- тов, сослуживцев и т.д.  
Распространяет информацию для внешнего окружения путем прямых контактов, через распространителей информации и т.д.  
Распространяет информацию для внутренних потребителей через подчиненных
Руководитель организации  
Принимает информацию из внутренних источников от подчиненных

 


Рис. 2.3.3. Руководитель как система обработки информации

В управленческой деятельности, как и в производственной, имеется вертикальное и горизонтальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда предлагает расстановку конкретных руководителей во главе отдельных подразделений; аппарата управления: производственного, планово-финансового и проектно-сметного отделов, отдела организации труд и заработной платы, бухгалтерии и т.д. Вертикальное разде- ление труда образует уровни управления: генеральный директор, заместители генерального директора, начальники функциональных отделов и т.д. Число уровней управления зависит от размера предприятия, от того, моно- или полипродуктивным оно является, от географического положения, наличия филиалов или дочерних компаний в стране или других странах и т.д.

В зависимости от числа уровней управления руководителей традиционно делят на три категории:

 

  • руководители технического уровня (руководители низового звена или операционные управляющие), осуществляющие ежедневные действия по управлению производством;
  • руководители управленческого уровня (руководители средне го звена), осуществляющие координацию отдельных подразделений внутри предприятия;
  • руководители институционального уровня (руководители высшего звена), обеспечивающие разработку к различного род! переменам и т.д.

 

Структура управления предприятием складывается из ступе­ней и звеньев, обеспечивающих в совокупности решение всех задач управления.

Звено управления — самостоятельное структурное подразде­ление, выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций.

Ступень управления — это единство звеньев определенного уровня, иерархия управления (управление предприятием, це­хом, участком и т.д.).

Аппарат управления предприятия, называемый также орга­низационной структурой управления, представляет собой сово­купность ступеней и звеньев.

Горизонтальные связи между отдельными элементами носят характер согласования и являются одноуровневыми.

Вертикальные связи — связи подчинения. Они являются след­ствием иерархичности управления, т.е. наличия нескольких уров­ней управления.

Организационная структура управления строится в основном по территориально-производственному признаку. Обычно выде­ляется столько ступеней управления, сколько их в производ­ственной структуре с линейным подчинением. В основе разра­ботки рациональной структуры управления лежат следующие принципы:

 

  • специализация отдельных звеньев;
  • концентрация аппарата управления в небольшом числе зве­ньев;
  • приближение органов оперативного руководства непосредствен­но к производству;

 

На рис. 2.3.4 приведена схема процесса управления предпри­ятием как открытой системой.

Функции управления (планирование, организация, мотива­ция, контроль) имеют две общие характеристики: обмен ин­формацией для подготовки и принятия решений и собственно принятие решений. Эти характеристики связывают все четыре функции, поэтому их называют связующими процессами.

Процесс обмена информацией между двумя и более лицами в теории управления называются коммуникацией. Информация в процессе коммуникации передается для принятия рациональ­ного решения, для его выполнения, стимулирования работы, контроля за исполнением.

Информация о конкурентах, потребителях, законодательстве и т.д.  
  Руководители  
Информация о слабых и силь­ных сторонах деятельности предприятия  
  Принимают решения:  
Обеспечить функ- ции управления организацией и др.  
Координировать усилия людей и использование ресурсов  
Достичь целей предприятия  

 


Рис. 2.3.4. Процесс управления предприятием

 

 

Отправитель
Сообщение
Идея  
Понятна ли идея
Получатель
Формулирует или отбирает
Кодирует и выбирает канал
Декодирует
Если нет, то обращается к отправителю  
Передает по каналу  

 

 


Рис. 2.3.5. Модель процесса обмена информацией

 

Различают следующие виды коммуникаций:

 

  • межуровневые;
  • горизонтальные;
  • коммуникации «руководитель-подчиненный»;
  • коммуникации между руководителем и его рабочей группой (например, отделом);
  • неформальные.

 

Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации.

В коммуникационном процессе выделяются четыре базовых элемента:

1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи, собирающие информацию и передающие ее.

2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал — средство для передачи информации.

4. Получатель — лицо, которому информация предназначена и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель прохо­дят несколько взаимосвязанных последовательных этапов:

 

  • зарождение идеи;
  • кодирование и выбор канала;
  • передача информации;
  • декодирование.

 

На рис. 2.3.5 приведена модель процесса обмена информа­цией.

В коммуникационном процессе практически всегда присут­ствует обратная связь и помехи (шумы). Шумы искажают смысл сообщения и возникают из-за языковых барьеров, различия в восприятии информации, в терминологии, плохой обратной связи и т.д.

Для совершенствования процесса информационного обмена на предприятиях необходимо регулировать информационные потоки, налаживать обратные связи, создавать системы сбора информации, выпускать информационные бюллетени, исполь­зовать современные информационные технологии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Необходимость управления организацией | Внутренняя среда предприятия и внешняя среда в бизнесе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.