КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные элементы структуры управления предприятием
Предприятие представляет собой сложную, многоуровневую, динамическую систему. С точки зрения системного подхода системы бывают эмпирическими и концептуальными, постоянными и временными, закрытыми и открытыми и т.д. Любое промышленное предприятие является открытой системой, активно взаимодействующей с окружающей средой и адаптирующейся к происходящим в ней изменениям. Предприятие как открытую систему можно представить в следующем виде (рис. 2.3.1). Основная задача промышленного предприятия — распределить поступающие ресурсы рациональным образом, подобрать соответствующую технологию преобразования ресурсов в продукт или услугу, обеспечить поставленные цели в области завоевания рынка, достичь устойчивости своего положения, определенных финансовых результатов, позитивных социальных последствий и т.д.
Рис. 2.3.1. Организация (предприятие) как открытая система
Прямые потоки
информации извне
Рис. 2.3.2. Взаимосвязь управляющей и управляемой подсистем
Предприятие с точки зрения проблем управления представляет собой совокупность двух больших подсистем (рис. 2.3.2).
Управляющая подсистема представляет собой совокупность органов управления предприятием, а управляемая — совокупность цехов, участков, бригад и рабочих мест. Управляющая и управляемая подсистемы связаны между собой потоками команд и обратными потоками информации, отражающими реакцию управляемой подсистемы на поступающие команды. Управляющая подсистема включает в себя ряд элементов, одновременное функционирование которых позволяет эффективно управлять предприятием. К ним относятся:
Исходя из определения управления можно сформулировать и функции руководителя. Один из вариантов трактовки функций руководителя приведен на рис. 2.3.3.
Рис. 2.3.3. Руководитель как система обработки информации В управленческой деятельности, как и в производственной, имеется вертикальное и горизонтальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда предлагает расстановку конкретных руководителей во главе отдельных подразделений; аппарата управления: производственного, планово-финансового и проектно-сметного отделов, отдела организации труд и заработной платы, бухгалтерии и т.д. Вертикальное разде- ление труда образует уровни управления: генеральный директор, заместители генерального директора, начальники функциональных отделов и т.д. Число уровней управления зависит от размера предприятия, от того, моно- или полипродуктивным оно является, от географического положения, наличия филиалов или дочерних компаний в стране или других странах и т.д.
В зависимости от числа уровней управления руководителей традиционно делят на три категории:
Структура управления предприятием складывается из ступеней и звеньев, обеспечивающих в совокупности решение всех задач управления. Звено управления — самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций. Ступень управления — это единство звеньев определенного уровня, иерархия управления (управление предприятием, цехом, участком и т.д.). Аппарат управления предприятия, называемый также организационной структурой управления, представляет собой совокупность ступеней и звеньев. Горизонтальные связи между отдельными элементами носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные связи — связи подчинения. Они являются следствием иерархичности управления, т.е. наличия нескольких уровней управления. Организационная структура управления строится в основном по территориально-производственному признаку. Обычно выделяется столько ступеней управления, сколько их в производственной структуре с линейным подчинением. В основе разработки рациональной структуры управления лежат следующие принципы:
На рис. 2.3.4 приведена схема процесса управления предприятием как открытой системой. Функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль) имеют две общие характеристики: обмен информацией для подготовки и принятия решений и собственно принятие решений. Эти характеристики связывают все четыре функции, поэтому их называют связующими процессами. Процесс обмена информацией между двумя и более лицами в теории управления называются коммуникацией. Информация в процессе коммуникации передается для принятия рационального решения, для его выполнения, стимулирования работы, контроля за исполнением.
Рис. 2.3.4. Процесс управления предприятием
Рис. 2.3.5. Модель процесса обмена информацией
Различают следующие виды коммуникаций:
Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации. В коммуникационном процессе выделяются четыре базовых элемента: 1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи, собирающие информацию и передающие ее. 2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов. 3. Канал — средство для передачи информации. 4. Получатель — лицо, которому информация предназначена и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных последовательных этапов:
На рис. 2.3.5 приведена модель процесса обмена информацией. В коммуникационном процессе практически всегда присутствует обратная связь и помехи (шумы). Шумы искажают смысл сообщения и возникают из-за языковых барьеров, различия в восприятии информации, в терминологии, плохой обратной связи и т.д. Для совершенствования процесса информационного обмена на предприятиях необходимо регулировать информационные потоки, налаживать обратные связи, создавать системы сбора информации, выпускать информационные бюллетени, использовать современные информационные технологии.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |