Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы научного исследования и теории личности




Этапы научного исследования проблемы личности:

1. Философско-литературный этап (до начала 19 века).

2. Клинический этап (начало 19 века – начало20 века). В центре внимания – психика больного человека. Использовался умозрительный метод.

3. Экспериментальный этап (начало 20 века – 40-е годы 20 века). Базировался на статистической обработке наблюдений за психически здоровой личностью. (А.Ф.Лазурский, Г.Айзенк, Р.Кеттел, Г.Олпорт).

4. Современный этап (40-е годы 20 века – по наст. время). – около 50 направлений, теорий, подходов к изучению личности.

Основные направления современного этапа:

· Социогенетическое направление рассматривает все проблемы личности с точки зрения их внешней обусловленности: теория социального научения (Б.Скинер, Э.Торндайк и др.), теория ролей (К.Левин, У.Доллард и др.).

Так, теория социального научения объясняет устойчивость человека как личности лишь стимульным воздействием повседневных повторяющихся ситуаций (одобрение или осуждение поступков со стороны других людей, успешность или ошибочность собственных действий и частотой их повторения, продолжительностью пребывания человека в сходных ситуациях и т.д.) Согласно теории ролей, каждому человеку со стороны общества навязывается определенный набор устойчивых стратегий поведения в соответствии с его статусом (начальнику – одна роль, подчиненному – другая и т.д.). Адаптация человека к подобным внешним условиям предопределяет его линию поведения.

· Психогенетическое направление отдает предпочтение внутренним психическим свойствам процессам и состояниям личности: теория черт (Р.Кеттел, Р Мейли), психоаналитическая теория (З.Фрейд и его последователи), эпигенетическая концепция (Э.Эриксон), концепция личностно-ситуативных факторов (У.Майшел).

Теория черт утверждает, что личность можно с достаточной для практики достоверностью описать набором независимых черт. Количество таких черт находится в пределах от 16 до 23. Психоаналитическая теория исходит из того, что только небольшая часть активности человека обусловлена сознанием. Основные же механизмы находятся вне сферы сознания. В этой связи оказываются востребованными специальные психологические процедуры, позволяющие узнать, что творится в душе человека и формировать необходимые управляющие воздействия.

· Интеграционное направление направлено на комплексное изучение личности, объединяющему самые различные теории, подходы и концепции: гуманистическая теория (А.Маслоу, К.Роджерс), деятельностная концепция личности (А.Леонтьев), концепция внутренней позиции личности (Л.Божович).

Концепция личностно-ситуативных факторов увязывает в единый подход личностные (способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности, планы поведения) и ситуативные аспекты активности человека. Эпигенетическая концепция представляет появление личности как последовательное движение человека через 8 обязательных стадий, своеобразных психологических кризисов, увязанных с биологическим возрастом. Гуманистическая теория отдает приоритет в описании личности самоактуализации, т.е. стремлению человека к самосовершенствованию и самовыражению с опорой на собственные силы. Деятельностная концепция личности утверждает, что внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет эти виды деятельности, побуждает человека к активности. Концепция внутренней позиции предполагает глубокое изучение всей совокупности ведущих мотивов деятельности человека, охватывающих период от дошкольного детства до зрелой юности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.