КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура личности. Структура личности по К.К.Платонову В этой структуре автор выделяет 4 подструктуры личностиСтруктура личности по К.К.Платонову В этой структуре автор выделяет 4 подструктуры личности. Критериями выделениями данных подструктур являются: · соотношение биологического и социального, врожденного и приобретенного; Таким образом, по мнению К.К.Платонова, в эти подструктуры м.б. уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к данной подструктуре (убежденность, заинтересованность – 1 подструктура; начитанность и умелость – 2; решительность и сообразительность – 3; истощаемость и возбудимость – 4) Другие лежат на пересечении подструктур (музыкальность – 3.4)
Структура личности по З. Фрейду. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: 1. «Оно» — бессознательная часть психики. «Оно» насыщено сексуальной энергией — «либидо». Будучи бессознательным и иррациональным, «оно» подчиняется принципу удовольствия. Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. 2. Уровень «я» — сознание находится в состоянии постоянного конфликта с «оно», подавляет сексуальные влечения. На «я» воздействуют три силы: «оно», «сверх-я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». 3. Сверх-я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «я» примет решение или совершит действие в угоду «оно», но в противовес «сверх-я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «Сверх-я» не пускает инстинкты в «я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность), в формах поведения (в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Таким образом, сублимация — это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия либидо не находит выхода, то у человека будут психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «я» и «оно» применяются средства психологической защиты (вытеснение желаний, отрицание, рационализация, инверсия, проекция, изоляция, регрессия). Направленностью личности называется совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности: · влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности; · желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному; · стремление — возникает при включении в структуру желания волевого компонента; · интерес — познавательная форма направленности на предметы; · при включении в интерес волевого компонента он становится склонностью; · конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности есть идеал; · мировоззрение — система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир; · убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Самосознание личности. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ "Я" [Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978]. Психологическую сущность «Я» другой видный отечественный исследователь А.Г.Спиркин охарактеризовал следующим образом: «Под понятием "Я" имеется в виду личность, освещенная светом своего собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. "Я" — это регулятивный принцип психической жизни, самоконтролирующая сила духа; это все, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и прежде всего для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознании. "Я" предполагает знание и отношение к объективной реальности и постоянное ощущение в ней самого себя». [Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972]. И.С.Кон также считает, что «образ "Я"» — это не просто отражение в форме представления или понятия, асоциальная установка, отношение личности к самой себе, которое включает, как и любая установка, три компонента: 1) познавательный (когнитивный) — знание себя; 2) эмоциональный (оценка своих качеств); 3) поведенческий (практическое отношение к себе). «Образ «Я» — не статическое, а чрезвычайно динамическое образование личности. · Образ «Я» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я». · Но образ «Я» вместе с тем и «идеальное Я» субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. · Возможно еще и «фантастическое Я» — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Естественно, что преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и, в конце концов, может его жестоко травмировать, ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного. Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой). Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой — снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно снижается. Уровень притязания личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |