Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое развитие России в 1992-2002 гг

В октябре 1991 г. Б.Н.Ельцин пошел на реализацию, предложенной Е.Гайдаром, программы радикальных экономических преобразований в стране – так называемую шоковую терапию.

Авторы программы предусматривали введение свободных цен на товары и услуги, введение механизма конкуренции между предприятиями и отраслями промышленности, отказ от госконтроля за внешней и внутренней торговлей, приватизацию и акционирование государственных средств производства. Планировалось проведение антимонопольной политики. В этих условиях слабо защищенная часть населения – пенсионеры, инвалиды, дети, молодежь – должна была получить поддержку со стороны государства. Экономические трудности намечалось преодолеть к осени 1992 г. – к моменту стабилизации экономики. Предполагали, что общий подъем цен не превысит 50%.

Первого января 19921 г. было объявлено об отпуске розничных цен. Они почти мгновенно выросли в 10-12 раз, а к концу года – до 150 раз. Главной причиной этого явился принятый Думой бюджет с пятидесятипроцентным дефицитом и покрытие этого дефицита путем эмиссии. К январю 1993 г. в стране было напечатано денег в четыре раза больше, чем в середине 1992 г. Эмиссия необеспеченных денег с неизбежностью привела к инфляции, а та, в свою очередь, создала вторичный эффект ожидания, еще более углубивший инфляцию. Национальные («деревянные») рубли перестали выполнять возложенную на них функцию всеобщего ликвидного товарного эквивалента. Все предприятия страны одномоментно лишились своих денежных фондов, они были не в состоянии закупать сырье и материалы, необходимые для производства, компенсировать амортизацию основных средств производства. Уже не говоря об инвестиционных фондах, необходимых для развития, которые также съела инфляция. Кое-как производство перебивалось на принципах бартерного обмена (вы мне бревна, я вам – мебель). Взаимные долги предприятий достигли огромных размеров. Нормой стала невыплата зарплаты рабочим.

За 1992 г. спад производства достиг 35%.[36]

В 1992 г. была проведена ваучерная приватизация части социалистической собственности, в результате которой в руках ограниченной части мошенников оказались значительные объемы государственных промышленных производств, а основная часть населения осталась ни с чем.

В конце 1992 г. в стране насчитывалось около 1,5 млн безработных.

Итоги экономических преобразований оказались катастрофическими для отечественной экономики, однако свободное ценообразование позволило все же начать наполнение рынка необходимыми товарами.

Первого июля 1994 г. правительство Российской Федерации приняло решение о проведении денежной приватизации. Почти все малые и средние предприятия перешли в частную собственность. Многомиллиардные имущественные комплексы скупались за бесценок на средства, ранее добытые в процессе ваучерной приватизации.

Центральный Банк России продолжал печатать необеспеченные товарами деньги, инфляция добивала российскую экономику, которая все больше ориентировалась на доллары США. К 2000 году 50% российского товарооборота обеспечивалась долларами, 20% – бартерным обменом и только 30% - рублями.

В 1966 г. по сравнению с 1991 г. спад промышленного производства достиг 55%. Инфляция в 1944 г. составила 250%, в 1996 г. – 80%.

Искусственными монетаристскими мерами Центральный Банк пытался сдерживать инфляцию, интенсивно набирая при этом внешние кредиты. Подобные меры в совокупности с авантюрой внутреннего государственного долга (ГКО-ОФЗ) привел к уменьшению государственного бюджета до минусовых размеров (см. График).

Российская государственность оказалась ввергнутой в глубочайший системный кризис:

- Государственный бюджет на 1999 год - около 20 млрд. долларов в 90 раз меньше бюджета США, в два раза меньше бюджета Финляндии, численность населения которой в 30 раз меньше, чем в России; увеличение размера бюджета до 80 млрд. долларов в 2004 году является фактором преходящим, основанным на чрезвычайно выгодной конъюнктуре цен на нефть;

 

- Внешний государственный долг к 2000 году достиг 160 млрд. долларов и только в виде процентов по этому долгу необходимо было ежегодно выплачивать сумму, превышающую половину годового бюджета. Благодаря выгодной конъюнктуре цен на нефть и последовательной политике, направленной на снижение внешнего долга к 2004 году внешний долг удалось уменьшить до 110 млрд. долларов.

Однако и при этом обслуживание внешнего долга в 2004 году стоит нашему бюджету 223 млрд. руб. (около 7 млрд. долларов), (см. об этом Закон о федеральном бюджете на 2004 г).

Следует отметить, что задолженность зарубежных государств нашей стране так же велика. Она составила в 2004 году (с учетом стран СНГ) 100,4 млрд. долларов США, однако Россия получает в виде процентов по этому долгу лишь 0,2 млрд. долларов, что восполняет всего 3% потерь нашего бюджета от обслуживания внешнего долга.

Это объясняется тем, что мы брали в долг под 6-10% годовых, а сами давали в большинстве случаев беспроцентные кредиты.

Гнет внутреннего государственного долга превысил тяжесть внешнего долга. Накануне кризиса августа 1998 года только в виде процентов по внутреннему долгу страна должна была выплачивать ежемесячно 36 млрд. рублей при общей сумме месячных бюджетных доходов - 24 млрд. рублей. Это привело к внутреннему дефолту, отказу государства от выполнения своих обязательств по ГКО, ОФЗ. В 2004 году размер внутреннего долга составляет 988 млрд. рублей; а платежи по его обслуживанию – 64 млрд. рублей (более 2 -х миллиардов долларов).

 

- При существующей налоговой системе обрабатывающее предприятие обязано выплачивать государству около 100% от прибыли.[37] Уровень налогового гнета, исчисленный, как доля расходов "расширенного правительства" в легальном ВВП, в 2000 году составлял 64%. Такого высокого процента нет ни в одной из стран, сопоставимых с Россией по величине ВВП на душу населения[38].

 

- Суммарная задолженность предприятий по начисленным налоговым платежам - 960 млрд. рублей – половина всех налоговых поступлений за год;

 

- Б о льшая половина экономики действует в «теневой сфере», не подконтрольна государству, не платит налогов, предприятия легальной экономики в массовом порядке применяют т.н. «налоговое планирование», которое заключается в минимизации налоговых платежей путем совершения притворных сделок.

Новые инициативы президента и правительства нацелены на исправление катастрофических ошибок, совершенных в период президентства Б.Н.Ельцина и в какой-то степени этому способствовало значительное повышение цен на нефть. Это позволило восстановить и значительно пополнить золотовалютные резервы страны, которые в 2004 г. достигли 100 млрд долларов (больше размеров резерва США), однако для жителей России эта «божья благодать» приносит только ухудшение жизни. Вследствие высоких мировых цен на нефть растут и внутренние цены на топливо в России, а следом за ними и на все промышленные и продовольственные товары. Правительство не может направить эти доллары на внутренние программы, т.к. это неизбежно приведет к углублению инфляции, ведь данный рост ВВП не содержит в себе увеличения объемов производства товаров.

Перестройка сложившейся за семь десятилетий жесткой централизованной системы требует времени и крупных финансовых затрат. Для приближения России к технологическим стандартам Запада потребуется, по оценкам российских экономистов, от 1,5 до 2 трлн. долл. на ближайшие 15 лет. Внутренние источники явно не способны обеспечить мобилизацию таких ресурсов. Привлекательность России для иностранных инвесторов весьма невысока. В 1996 г. она занимала 88-е место по этому показателю в списке из 167 стран. Поступление частного иностранного капитала в страну осуществляется в небольших размерах. Общий объем прямых инвестиций в 1998 г. составил 11,7 млрд. долл. И, тем не менее, экономические реформы преобразуют национальную экономическую организацию, углубляются рыночные связи, становясь главным регулятором экономических процессов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Становление новой Российской государственности | Международное положение России в новых геополитических условиях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.