Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к лекциям

Общее языкознание

Охрана труда

Учебно-методическое пособие

 

 

1.1. Какие потребности развития общества и культуры стали стимулом для развития языкознания в Индии?

1.2. Какие проблемы освещает «Восьмикнижие» Панини?

1.3. Какова значимость труда Панини для развития языкознания?

1.4. Какие факты дают возможность говорить о том, что в древнеиндийской лингвистике делались попытки сравнительного изучения языков?

1.5. Какие философские аспекты языкознания изучались в Древней Индии?

1.6. Какие основные подходы существовали в античной теории именования? В чем их суть?

1.7. Приведите аргументы за и против теорий фюсей и тесей.

1.8. Какие проблемы грамматического учения разрабатывал Аристотель?

1.9. Какие цели стояли перед александрийскими грамматистами при проведении их исследований?

1.10. В чем заключается сущность спора между аномалистами и аналогистами?

1.11. Каких результатов достигли александрийские ученые в области грамматики и фонетики?

1.12. Какие проблемы разрабатывали римские языковеды?

2.1. Какие группы языков выделялись в эпоху средневековья? Какое значение они имели для развития языкознания и культуры в целом?

2.2. Какие науки занимались исследованием канонических текстов? В чем их различие?

2.3. Какими потребностями было обусловлено развитие языкознания в Арабском Халифате?

2.4. В каких областях языкознания арабские ученые достигли наибольших успехов?

2.5. Какие философские вопросы языкознания разрабатывали арабские ученые, и каких результатов они достигли?

2.6. По каким вопросам велись дискуссии между реалистами и номиналистами? Какие взгляды ими высказывались?

2.7. Какова значимость грамматик Доната и Присциана в средневековой Европе?

2.8. Какие вопросы разрабатывались, и какие идеи выдвигались в логическом направлении языкознания средневековья?

2.9. Как отразилось движение Реформации на развитии языкознания?

2.10. Каким образом формирование национальных языков способствовало развитию языкознания?

2.11. Как развитие языкознания связано с эпохой великих географических открытий?

3.1. Какие потребности общественно-культурной жизни и уровня развития науки вызвали активную разработку философского языка?

3.2. Какие идеи выдвигали представители английского эмпиризма?

3.3. Каковы основные идеи проекта философского языка, выдвинутые Рене Декартом?

3.4. Какой проект создания искусственного языка предложил Лейбниц? Каковы цели такого языка?

3.5. Какую роль сыграла Всеобщая рациональная грамматика в развитии языкознания?

3.6. Какие задачи ставились авторами «Грамматики Пор-Рояль»?

3.7. Какие характеристики «Грамматики Пор-Рояль» позволяют говорить о том, что это логико-типологическая грамматика?

 

4.1. Какие идеи, события и исследования подготовили создание сравнительно-исторического языкознания?

4.2. Каков вклад Ф. Боппа в развитие сравнительно-исторического языкознания?

4.3. Какие критерии использовал Р. Раск для установления родства языков?

4.4. Какие процессы, по теории Я. Гримма, определяли развитие индоевропейских языков? Как он характеризовал периоды развития языков?

4.5. Какие закономерности звуковых переходов выявил Я. Гримм? Какое значение его открытия имели для развития языкознания?

4.6. Каким критерием руководствовался А.Х. Востоков при определении родства языков? Какие классы языковых единиц он выделял?

4.7. Укажите наиболее значимые черты сравнительно-исторического метода изучения языков.

4.8. Какие идеи вкладывал В. Фон Гумбольдт в понимание языка как «деятельности духа»?

4.9. Каким образом в учении о форме в языке В. Фон Гумбольдт отразил связь мышления и языка?

4.10. Каков вклад В. Фон Гумбольдта в развитие типологической классификации языков?

4.11. В чем, по мнению В. Фон Гумбольдта, заключается индивидуальное и коллективное, объективное и субъективное в языке?

4.12. В чем сущность антиномии понимания и непонимания, высказанной В. фон Гумбольдтом и развитой А.Ф. Потебней? Какое значение идеи, заключенные в этой антиномии, имеют для речевой коммуникации?

4.13. В чем заключаются основные идеи понимания языка как природного организма в трактовке А. Шлейхера? С какими науками связана его теория?

4.14. С какими явлениями и процессами связан язык, по мнению представителей психологизма в языкознании 19 века?

4.15. Каким образом интерпретируется типологическая классификация языков с позиций психологизма в языкознании 19 века?

4.16. Какие идеи отражают психологический подход к языку в концепции А.Ф. Потебни?

4.17. Каковы основные идеи, внесенные психологическим направлением в языкознании 19 века? На какие направления в языкознании оказал влияние психологизм?

4.18. Назовите основные принципы исследования языка, которых придерживались младограмматики? Дайте их краткую характеристику.

4.19. Явления какого языкового уровня младограмматики исследовали наиболее подробно? Каковы их достижения в этой области исследований?

4.20. Какие вопросы семантики и синтаксиса разрабатывал Г. Пауль?

4.21. Дайте краткую характеристику вклада младограмматизма в развитие языкознания.

5.1. Охарактеризуйте соотношение понятий «язык», «речь» и «речевая деятельность» в концепции Ф. де Соссюра. Каковы основные различия языка и речи?

5.2. Как разграничивает Ф. де Соссюр синхронию и диахронию в языкознании?

5.3. В чем, по мнению Ф. де Соссюра, различие между внешней и внутренней лингвистикой?

5.4. Каковы особенности языка как системы в концепции Ф. де Соссюра? Какими отношениями связаны ее элементы?

5.5. Что такое языковой знак по концепции Ф. де Соссюра? Какими признаками он обладает?

5.6. Какие факторы языковых изменений обусловлены социальным употреблением языка, согласно теории А. Мейе?

5.7. Какие аргументы приводит Ж. Вандриес для обоснования социальной природы языка? Как соотносятся понятия коллективного и индивидуального в языке?

5.8. Действием каких тенденций Ж. Вандриес объясняет развитие языка?

6.1. Какие положения объединяют все школы структурализма?

6.2. Как ученые ПЛК понимали функцию языковых явлений?

6.3. Каково понимание синхронии и диахронии в работах ПЛК? Чем оно отличается от соссюровского подхода к этим явлениям?

6.4. В чем ярче всего проявляется функционализм ПЛК?

6.5. В разработке каких проблем наиболее ярко проявляется структурный подход к языку у ученых ПЛК?

6.6. На какие основные признаки фонемы указывал Н. Трубецкой?

6.7. Для изучения явлений каких уровней языка ПЛК применил теорию оппозиций?

6.8. Какие достижения ПЛК в области синтаксиса являются наиболее значимыми?

6.9. Какие единицы в грамматике выделяли ученые ПЛК? В чем их специфика?

6.11. Каковы достижения ПЛК в области типологии языков?

6.12. В чем значимость выявления языковых союзов для объяснения сходных черт языков?

6.13. Что, по мнению датских структуралистов, принципиально отличает глоссематику от традиционной лингвистики?

6.14. В чем заключается дедуктивный характер глоссематики?

6.15. Как в глоссематике понимается эмпирический принцип научного описания?

6.16. В чем проявляется имманентность глоссематики?

6.17. Каково отношение глоссематиков к синхронии и диахронии в лингвистике?

6.18. Как соотносится соссюровское понятие языка и его интерпретация Л. Ельмслевым?

6.19. В чем отличие формы и субстанции в языке? Что из них является объектом изучения в глоссематике?

6.20. Какими отношениями, по мнению глоссематиков, связаны план выражения и план содержания?

6.21. Какие типы зависимостей языковых элементов устанавливаются глоссематикой?

6.22. В чем проявляется специфика понимания глоссематиками языка как знаковой системы?

6.23. Каковы основные направления исследований в английском структурализме?

6.24. Как лондонские структуралисты трактовали взаимодействие языка и общества?

6.25. В чем состоит процедура анализа значения языковой единицы представителями английского структурализма?

6.26. Каким образом представляют полный анализ текста лондонские структуралисты?

6.27. В чем состоит основное отличие американского структурализма от европейского?

6.28. Почему Ф. Боас считал, что при описании индейских языков нельзя применять методы сравнительно-исторического анализа, разработанные на материале индоевропейских языков?

6.29. Каковы основные положения теории лингвистической относительности?

6.30. Каким образом в дескриптивной лингвистике отражаются идеи бихевиоризма?

6.31. Какие основные задачи, по мнению дескриптивистов, необходимо выполнить при описании структуры языка?

6.31. Что такое дистрибуция? Какие типы дистрибуции различают представители дескриптивной лингвистики?

6.32. В каких основных направлениях продолжалось учение Л. Блумфилда?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.